Урок русского языка в 10-м классе по теме "Фонетика. Орфография"

Разделы: Русский язык


Цели:

  • образовательные: систематизация и углубление знаний, умений по фонетике, орфографии; формировать умение применять знания о фонетике при написании орфограмм, показать значение фонетики для правописания, повышение качества знаний при индивидуальной и коллективной работе учащихся; активизация познавательной деятельности учащихся при помощи компьютерных технологий.
  • развивающие: развитие умственной деятельности учащихся; умения применения полученных знаний в нестандартных ситуациях.
  • воспитательные: воспитание интереса, уважения к русскому языку; формирование навыков сотрудничества, воспитание навыков самоконтроля, стремления к самосовершенствованию.

Ход урока

1. Организационный этап.

2. Чистописание:

а) запишите, соблюдая каллиграфию фразеологизмы аредовы веки, коломенская верста, мамаево побоище.

б) запишите печатными буквами свою фамилию, имя.

3. Словарная работа.

Толерантность - терпение к чужому мнению, культуре, религии; снисхождение.

Приведи пример. В арабском языке толерантность определяется как прощение, мягкость, милосердие, благосклонность, расположенность к другим.

Комплимент (франц.) -

  1. лестное замечание в адрес кого-либо, похвала;
  2. традиционный поклон артиста в ответ на вызов зрителей.

Приведи пример. Давайте говорить друг другу комплименты.

4. Сообщение темы и цели урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Прочитайте формулировку темы урока, найдите ключевые слова и определите главную цель нашего урока.

5. Повторение и систематизация знаний. Беседа о фонетике. Фонетика- это ... (Слайд 1, приложение 1) Что изучает? Как соотносятся звуки и буквы? (Слайд 2, приложение 2). Гласные бывают … (Слайды 3, 4, 5, приложение 3). Большинство согласных образуют пары: (Слайд 6, 8, 9, приложение 4).

- Назовите основные фонетические процессы, происходящие в словах:

  • сожалеть, укоризна (редукция- ослабление произношения гласных звуков),
  • сочувствовать, предерзостный (выпадение--процесс, при котором в сочетаниях согласных стн, здн, вст, дц, лнц и других происходит выпадение звука),
  • робкий, небоскрёб (оглушение-процесс, при котором звонкие согласные перед глухими и в конце слова произносятся как глухие звуки),
  • косьба, айсберг (озвончение - глухие в положении перед звонкими произносятся как звонкие),
  • счёт (стяжение- процесс, при которомсочетание нескольких согласных произносится как 1 долгий звук).

6. Практическая работа.

а) Охарактеризуйте фонетические процессы, происходящие в словах: дуб, сдал, мужчина.

б) Допишите фразеологизмы. Какие фонетические явления наблюдаете? Авгиевы…Дамоклов …Ахиллесова… Танталовы…Прокрустово…Пиррова…

7. Актуализация знаний.

а) Что нужно знать о правописании безударных гласных, Вставьте буквы, объясняя выбор, запишите: раздр…жать пов…дением, разр…дить руж…ё, ув…дать изд.…ли, ут..хать п…ст…пенно, разв…ваться н…рмально, бл…г…сл…влять на подвиг, уг…дить маме, прив…сти к общему знаменателю, оз…мь посеяли, щ…пать лучину, п…ры воздуха, ум…лять о пощаде, об…яние личности, пок…рать врага, ум…лять дост…инство, ч…столюбие, пос…деть в сквере, пол…скать щ…нка, отв…рить двери , прор…дить морковь на грядке, оп…лить гуся, спл…титься для общего дела, зат…ить обиду, призн…вать заслуги, про…вить м..лосердие.

Пока класс выполняет это задание, 2 учащихся работают на компьютере.

Тестирование проходят все учащиеся.

б) Контроль знаний. Работа с компьютерным тренажёром «Фраза» по теме «Сомнительные согласные». Что нужно знать о правописании согласных в корне? В тренажёре есть «Подсказка», она позволяет вызвать правило.

Откройте «Фразу», введите имя, фамилию, укажите класс, выберите вариант (работающим за komp2-вар №165 за komp1- вар №166). Учащийся вызывает на монитор новое задание нажатием кнопки «Дальше». В конце работы выставляется оценка. Если учащийся ошибся, выбрал неверный ответ, нажав на кнопку «Принять», задание повторится, при повторной - программа сама вводит верный ответ. Внизу есть «Подсказка», она позволяет вызвать правило до принятия решения. Правда, если это делать более 2 раз, оценка не будет выставлена.

в) Фонетическая зарядка

- Что любит панда?

  1. Бамбук
  2. Лиана
  3. Пальма (2 слога..4 согл)

- Самый густонаселённый город в мире.

  1. Дели
  2. Токио
  3. Пекин (все согласные глухие)

- Какая птица спит в воздухе?

  1. Орёл
  2. Кукушка
  3. Стриж (в конце слова есть сомнительный согласный звук)

8. Введение новых знаний.

Работа по таблице «Чередование гласных».

  • -а - (- я-)---им -, -ин - (сжимать, начинать, снимать, приминать)
  • -мак (о погружении в жидкость) - мок (становиться влажным)
  • - плав - плов - а - пишется всегда, кроме слов пловец, пловчиха
  • - клан-клон, твар - твор - под ударением может быть и а, и о, без ударения - только о
  • -равн (одинаковый) - ровн (гладкий, прямой)
  • - скак - скоч - в безударном положении а пишется перед к, а о перед ч
  • - зар - зор в безударном положении - а
  • - гар - гор в безударном положении – о

9. Актуализация знаний.

Задания из ЕГЭ 2010. Работа по вариантам: А15.

В каком ряду во всех трёх словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?

  1. абс…лютый, ост…лбенеть, зан…маться
  2. авиак…мпания, ск…пившийся, пл…вец
  3. автом…тизировать, обн…вляясь, стр…жайший
  4. б…лагурить, приск…кать, сл…жившийся
  1. соб…рутся, заг…релый, к…ммерсант
  2. к…пошится, предв…рительный, скл…ниться
  3. с…туация, ср…жаться, б…седующий
  4. см…гчение, увл…кательный, упр…стить
  1. вызв..лить, выр..стающий, предст..вительный
  2. вл..стелин, пок..рать, укр..титель
  3. пок..ряющий, з..ря, провозгл..шать
  4. упл..тняя (бетон), к..саться, к..мпаньон
  1. спец..алист, р..комендация, изб..рательный
  2. кр..терий, употр..бить, г..сударственный
  3. т..рритория, оп..раться, р…внение
  4. мот..вировать, б..зироваться, произн..шение

10. Развитие речи.

Проведите работу по определению основной проблемы. Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста.

…Чувство милосердия. Термин несколько устаревший, непопулярный сегодня и даже отторгнутый нашей жизнью. Нечто свойственное лишь прежним временам.

Как же так получилось, что чувство это у нас заросло, заглохло, оказалось запущенным? Мне можно возразить, приведя немало примеров трогательной отзывчивости, соболезнования, истинного милосердия.

Уверен, что человек рождается со способностью откликаться на чужую боль. Думаю, что чувство это врождённое, данное нам вместе с инстинктами, с душой. Но если это чувство не употребляется, не упражняется, оно слабеет и атрофируется.

(Д.Гранин).

11. Подведение итогов урока

(О значении фонетики в правописании, об умении применять знания при написании орфограмм).

- Какие цели мы ставили в начале урока? Что нового узнали? Достигли ли цели, которую намечали для себя?

12. Определение и разъяснение домашнего задания.

Выпишите слова с безударными гласными в корне слова, не проверяемыми ударением, слова с непроизносимыми согласными в корне слова.

Напишите, согласны или не согласны вы с точкой зрения автора текста. Объясните, почему. Ответ аргументируйте, опираясь на свой читательский опыт.