Цель: В результате использования проблемной ситуации обучения закрепить знания детей о зимующих птицах.
Задачи:
- Образовательная – обобщить знания детей о зимующих птицах, их повадках и способах выживания.
- Воспитательная – воспитать бережные заботливые отношения к птицам.
- Развивающая – развитие познавательный интерес к миру птиц; желание их оберегать.
Материал к занятию:
- Предметный ряд: цветные карандаши, пластилин, “силуэты” птиц, бросовый материал для изготовления кормушек, клей, экран, диапроектор, серия слайдов по теме занятия.
- Поэтический ряд: Загадки о птицах, стихи: Л. Татьяничевой “ Снегири” и З. Александровой “ Новая столовая”.
Продукт детской деятельности – кормушки для птиц.
Словарная работа: Закрепление активного словаря: птица, зима, холод, мороз, укутал, пережить.
Предварительная работа: Прогулки в парк и наблюдения за поведением зимующих птиц; наблюдения на участке д./сада за снегирями, сидящими на ветках яблони; изготовление кормушек для птиц родителями Артема И., Вики А. и размещение их во дворах своих домов; экскурсия во двор Вики А. с целью наблюдения за поведением птиц, их оперением.
Ход занятия
Воспитатель приглашает детей встать в круг в групповой комнате и послушать звон колокольчика. Дети слушают. Предлагает детям повторить звук колокольчика
Воспитатель:
Дили, дили
Дили, дили (4 раза)
Воспитатель продолжает стихи
Колокольчики будили
Всех зайчат и ежат
Всех ленивых медвежат
И воробышек проснулся
И галчонок встрепенулся……
Дети: Динь-день, динь-день.
В: Не проспите Новый день! Каких зверей разбудил колокольчик, о которых говорится в стихотворении? (Ответы детей.)
– Каких птиц разбудил колокольчик, о которых говорится в стихотворении? (Ответы детей.)
Воспитатель обращает внимание детей на экран, где изображена стайка воробьев, и предлагает детям ответить на вопросы.
– Как называют этих птиц?
Дети: Воробышки, воробьи, птицы, воробьишки.
Воспитатель: Какого цвета у них п рышки?
Дети: Черненькие, коричневые, п стренькие, красивые, разноцветные.
Воспитатель: Ребята, п рышки у птиц еще можно назвать словом “оперение”
Детям предлагается посмотреть видеоматериал с изображение птиц, зимующих в городе Красноярске, (синица, голубь, ворона, снегирь, сорока). Дети называют птиц. Воспитатель уточняет ответы детей
– Кто помогает птицам пережить холодную зиму в городе?
Дети: Люди, дети.
Затем детям демонстрируется изображение зимнего леса.
Воспитатель: В лесу сейчас снежно. Снег укутал землю белым пушистым одеялом. Сосны и ели оделись в тяжелые снеговые шубы. Все насекомые спрятались и спят. Тихо вокруг. Только беспокоится одна сорока – белобока.
(Детям демонстрируется слайд с изображением сороки.)
– Ребята, сорока – белобока птица необычная везде летает, много знает, и она рассказала мне о птицах, которые живут в лесу. Я их вам сейчас покажу.
(Демонстрируется материал с изображением клёста и кедровки.)
– А какое у них оперение? Чем отличается оперение у кл ста и кедровки?
Дети сравнивают и отвечают.
– Как выживают птицы холодной зимой в лесу?
Дети: Птицы сами находят себе корм.
– Питаются семечками от шишек, орехами.
– Белочка уронила орешку, а птицы нашли и съели.
– Питаются “ягодами” на деревьях.
– Птицам помогают лесники.
Воспитатель: А как помочь птицам, живущим и в городе и в лесу перезимовать?
Дети: Сделать кормушки.
Воспитатель предлагает детям распределиться по подгруппам и из подручных материалов изготовить кормушки для птиц, живущих в городе, и в лесу. Изготовленные кормушки предлагает выставить на подиум и определить какая кормушка каким птицам предназначена.
Р.S. Во время прогулки кормушки детей размещаются на участке д./сада, и дети наблюдают за поведением птиц.