Конспект интегрированного обобщающего занятия по теме "Зимующие птицы" (4–5 лет)

Разделы: Работа с дошкольниками


Цель: В результате использования проблемной ситуации обучения закрепить знания детей о зимующих птицах.

Задачи:

  • Образовательная – обобщить знания детей о зимующих птицах, их повадках и способах выживания.
  • Воспитательная – воспитать бережные заботливые отношения к птицам.
  • Развивающая – развитие познавательный интерес к миру птиц; желание их оберегать.

Материал к занятию:

  • Предметный ряд: цветные карандаши, пластилин, “силуэты” птиц, бросовый материал для изготовления кормушек, клей, экран, диапроектор, серия слайдов по теме занятия.
  • Поэтический ряд: Загадки о птицах, стихи: Л. Татьяничевой “ Снегири” и З. Александровой “ Новая столовая”.

Продукт детской деятельности – кормушки для птиц.

Словарная работа: Закрепление активного словаря: птица, зима, холод, мороз, укутал, пережить.

Предварительная работа: Прогулки в парк и наблюдения за поведением зимующих птиц; наблюдения на участке д./сада за снегирями, сидящими на ветках яблони; изготовление кормушек для птиц родителями Артема И., Вики А. и размещение их во дворах своих домов; экскурсия во двор Вики А. с целью наблюдения за поведением птиц, их оперением.

Ход занятия

Воспитатель приглашает детей встать в круг в групповой комнате и послушать звон колокольчика. Дети слушают. Предлагает детям повторить звук колокольчика

Воспитатель:

Дили, дили
Дили, дили (4 раза)

Воспитатель продолжает стихи

Колокольчики будили
Всех зайчат и ежат
Всех ленивых медвежат
И воробышек проснулся
И галчонок встрепенулся……

Дети: Динь-день, динь-день.

В: Не проспите Новый день! Каких зверей разбудил колокольчик, о которых говорится в стихотворении? (Ответы детей.)

– Каких птиц разбудил колокольчик, о которых говорится в стихотворении? (Ответы детей.)

Воспитатель обращает внимание детей на экран, где изображена стайка воробьев, и предлагает детям ответить на вопросы.

– Как называют этих птиц?

Дети: Воробышки, воробьи, птицы, воробьишки.

Воспитатель: Какого цвета у них п рышки?

Дети: Черненькие, коричневые, п стренькие, красивые, разноцветные.

Воспитатель: Ребята, п рышки у птиц еще можно назвать словом “оперение”

Детям предлагается посмотреть видеоматериал с изображение птиц, зимующих в городе Красноярске, (синица, голубь, ворона, снегирь, сорока). Дети называют птиц. Воспитатель уточняет ответы детей

– Кто помогает птицам пережить холодную зиму в городе?

Дети: Люди, дети.

Затем детям демонстрируется изображение зимнего леса.

Воспитатель: В лесу сейчас снежно. Снег укутал землю белым пушистым одеялом. Сосны и ели оделись в тяжелые снеговые шубы. Все насекомые спрятались и спят. Тихо вокруг. Только беспокоится одна сорока – белобока.

(Детям демонстрируется слайд с изображением сороки.)

– Ребята, сорока – белобока птица необычная везде летает, много знает, и она рассказала мне о птицах, которые живут в лесу. Я их вам сейчас покажу.

(Демонстрируется материал с изображением клёста и кедровки.)

– А какое у них оперение? Чем отличается оперение у кл ста и кедровки?

Дети сравнивают и отвечают.

– Как выживают птицы холодной зимой в лесу?

Дети: Птицы сами находят себе корм.

– Питаются семечками от шишек, орехами.

– Белочка уронила орешку, а птицы нашли и съели.

– Питаются “ягодами” на деревьях.

– Птицам помогают лесники.

Воспитатель: А как помочь птицам, живущим и в городе и в лесу перезимовать?

Дети: Сделать кормушки.

Воспитатель предлагает детям распределиться по подгруппам и из подручных материалов изготовить кормушки для птиц, живущих в городе, и в лесу. Изготовленные кормушки предлагает выставить на подиум и определить какая кормушка каким птицам предназначена.

Р.S. Во время прогулки кормушки детей размещаются на участке д./сада, и дети наблюдают за поведением птиц.