Урок-игра по литературному чтению: "Русские писатели"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • повторить и обобщить пройденный материал по теме “Русские писатели”;
  • развивать память, мышление, речь, навыки выразительного чтения;
  • учить работать в команде;
  • воспитывать любовь к чтению, литературе.

 Задачи:

  • формирование активной читательской позиции;
  • развитие коммуникативных навыков школьников;
  • воспитание гражданственности и патриотизма учащихся посредством русской классической литературы и музыки.

Оборудование:

  • карточки с заданием по произведениям этого раздела;
  • презентация “Русские писатели”;
  • пословицы;
  • карточки с отрывками из произведений А.С. Пушкина, Л.Н. Толстого, И.А. Крылова.
  • детские рисунки учащихся к изученным произведениям;
  • выставка книг.

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.

Содержание занятия:

  1. Организационный момент
  2. Постановка цели урока
  3. Игра
  1. Объяснение правил игры
  2. Выполнение заданий в командах
  1. Подведение итогов игры

Приложение 1

Ход урока

I. Организационный момент

Учитель: Добрый день, ребята. Я рада вас приветствовать на уроке. Надеюсь, что настроение у вас отличное и, вы, несомненно, готовы к новым открытиям и творческим начинаниям.

II. Постановка цели урока

– Сегодня на уроке мы повторим произведения, которые мы изучали и вспомним авторов, которые написали их для нас. Но сначала отгадайте загадку, ребята.

Говорит она беззвучно,
А понятно и не скучно.
Ты беседуй чаще с ней –
Станешь вчетверо умней. (книга)

Слайд 4. См. Приложение 2

– Правильно! Люди во все времена ценили книгу. Прочитаете, как отзывался Максим Горький о книге.

III. Игра

1. Правила игры.

– Наш урок сегодня необычный. Вы будете работать командами. Мы будем играть, а это значит, будем соревноваться в знании произведений, умении работать в команде, выразительном чтении стихов и отрывков из произведений.

– Класс делится на три команды: “Всезнайки”, “Книголюбы”, “Читайки”. Команды по очереди произвольно выбирают номер вопроса, в котором содержится задание для всех команд. Команда готовит ответ и один представитель от команды отвечает. Ответы команды оцениваются по критериям: слаженность работы, полнота ответа, активность членов команды во время обсуждения ответа. В конце урока побеждает команда, которая набирает больше фишек.

Вопрос № 6 выбирается последним в игре.

2. Выполнение заданий командами.

Задания: (слайд 5)

Вопрос 1: “Назови автора” – слайд 6

– Перед вами портреты писателей и названия произведений. Вам необходимо назвать фамилию писателя и его произведения. Команды работают в следующем порядке:

“Всезнайки” – верхний портрет;
“Книголюбы” – средний портрет;
“Читайки” – нижний портрет.

На слайде одно произведение В. Драгунского. Оно лишнее. Для получения дополнительной фишки одна из команд может объяснить почему “Дымка и Антон” лишнее произведение на этом слайде.

Ученики соотносят и называют произведение и автора, соединяя их между собой на слайде линией при помощи стиуса.

Вопрос 2: “Доскажи словечко” – слайд 7

– Для каждой команды даны строчки из стихотворения. Необходимо назвать автора и стихотворение, а дополненное слово объяснить. Команда может получить дополнительную фишку, если член команды расскажет это стихотворение наизусть.

Брега с недвижною рекою;
Сравняла пухлой … (пеленою)

Ямщик сидит на облучке
В тулупе, в красном … (кушаке)

И кому же в ум придёт
На желудок петь голодный!
Злой тоской … (удручена)

Старик ловил неводом рыбу,
Старуха пряла свою … (пряжу)

Они жили ветхой землянке
Ровно тридцать лет и три …(года)

Приплыла к нему рыбка, спросила:
“Чего тебе надобно, … (старче)

Вопрос 3: “Отгадай произведение” – слайд 9

– Каждая команда выбирает карточку с отрывком из прочитанного произведения. Команда определяет автора, название произведения и читает выразительно.

Карточка 1

Стал дед очень стар. Ноги у него не ходили, глаза не видели, уши не слышали. Зубов не было. И когда он ел, у него текло изо рта. Сын и невестка перестали его сажать за стол, а давали ему еду за печкой.

Карточка 2

Пошли все ребята в школу. Мальчик взял шапку и хотел тоже идти. Но мать сказала ему:

– Куда ты собрался?
– В школу.
– Ты ещё мал, не ходи. – и мать оставила его дома. Ребята ушли в школу. Отец с утра уехал в лес, а мать ушла на поденную работу.

Карточка 3

Были брат и сестра – Вася и Катя; у них была кошка. Весной она пропала. Дети искали её везде, но не могли найти. Один раз они играли подле амбара и услыхали – над головой что-то мяучит тонкими глоссами. Вася влез по лестнице под крышу амбара.

Карточка 4

Когда в товарищах согласья нет,
На лад их дело не пойдёт,
В выйдет из него не дело, только мука.

Карточка 5

Жил старик со своею старухой
У самого синего моря;
Они жили в ветхой землянке
Ровно тридцать лет и три года.
Старик ловил неводом рыбу,
Старуха пряла свою пряжу.

Карточка 6

У лукоморья дуб зелёный;
Златая цепь на дубе том:
И днём и ночью кот учённый
Всё ходит по цепи кругом;
Идёт направо – песнь заводит,
Налево – сказку говорит.

Вопрос 4: “Знай наших!” – слайд 10

– Объясни пословицу и подбери к ней прочитанное произведение.

Счастье тот добывает, кто ума набирает.
Добра желаешь – добро и делай.
Друзья познаются в беде.

! – “ Лирическая пауза” – слайд 8

– Во все времена человек восхищался красотой природы. Музыканты посвящали ей музыкальные произведения, художники писали картины, а поэты сочиняли стихи. Послушайте отрывок из романа “Евгений Онегин” А.С. Пушкина “… Какая ночь!”

– Сравните это произведение со стихотворением на с.89. Подумайте, какая тема их объединяет?

– Одинаковы ли в них зимние картины? Чем они различаются?

– Где наблюдал зиму поэт: в городе, в деревне?

Отвечают все команды. Команда, которая будет более активная, получает фишку.

5 – “Проверь себя” – слайд 11

– Чем отличаются сказки народные от литературных? На слайде для каждой команды свой блок сказок. Необходимо определить какие сказки народные, а какие литературные.

“Всезнайки” Колобок
Сказка о рыбаке и рыбке
Репка
“Книголюбы” Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях
Каша из топора
“Читайки” Петушок и бобовое зёрнышко
Гуси-лебеди

6 – “Когда кроссворд ты разгадаешь, домашнее задание узнаешь!” – слайд 12

Стихотворные рассказы, в которых высмеивают недостатки людей.

  1. Кто тянул поклажу в воду?
  2. Она поломала стул, съела кашу и уснула от усталости.
  3. Лето красное пропела.
  4. В отцовской шапке он ушёл в школу.
  5. Он ловил неводом рыбу.

IV. Итог урока

слайд 13

– Какое произведение особенно запомнилось? Стало любимым?

V. Домашнее задание

С. 124 10, 11 подготовить рисунок к любой литературной сказке

Литература:

  1. Родная речь. 2 класс. Часть1. Составители: Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, М.В.Голованова. М.: “Просвещение”, 2006
  2. Поурочные разработки по литературному чтению. 2 класс. Авторы: С.В.Кутявина, Е.С.Гостимская, М.И.Байкова. М.: “ВАКО”, 2006.  

10.03.2010