Урок кубановедения с применением мультимедиа-технологий по теме "Жизнь казаков немыслима без песен"

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

  1. Познакомить учащихся с биографией и творчеством известного композитора, народного артиста России и Украины, профессора Виктора Гавриловича Захарченко.
  2. Расширять кругозор учащихся, воспитывать интерес к кубанскому народному творчеству.
  3. Привить любовь к малой Родине через историю Кубанского казачьего хора. Познакомить с творчеством современного состава Кубанского казачьего хора.
  4. Развитие нравственных качеств личности, чувства патриотизма, логического мышления.
  5. Воспитывать любовь к своей Родине, её традициям, истории.

Оборудование: мультимедийным проектор, CD-диск “Песни Кубанского казачьего хора”, DVD-диск “Кубанский казачий хор под управлением В.Захарченко”, выставка книг по теме.

Ход урока

I. Организационный момент

У:

Я спешу сказать вам – “Здравствуйте!”
Чтоб пожелать здоровья доброго.
Я спешу сказать вам – “Благости!”
Чтоб пожелать вам счастья нового.
Я спешу сказать вам – “ Радости!”
Удач, успехов и везенья!”
Чтоб пожелать всем в этом классе
Прекраснейшего настроения.

II. Актуализация знаний и сообщение темы и целей рока

Звучат отрывки из казачьих песен

У: “Где труд, там и песня” – говорили в старину. В будни и в праздники, в счастье и беде песня всегда была рядом с казаком. Песня звучала повсюду. Душа казаков живёт в песнях.

Сегодня на уроке мы должны выяснить, почему песню считают драгоценным богатством народа, а композиторов – певцами земли кубанской.

III. Песня в жизни людей

У: Жители Кубани любят петь. Какие песни поют у нас на Кубани? Русские и украинские песни, в которых звучит то протяжная лирическая мелодия, то бодрый энергичный марш, то весёлая, удалая казачья пляска.

Ученик 1:

Кубань, Кубань – души моей отрада,
Сияньем зорь налитые поля.
Мне в целом мире ничего не надо,
Твоя бы песня в вышине плыла.

У: Так написал кубанский поэт Сергей Хохлов о песнях нашего края. Как вы думаете почему?

– Какими бывают песни? (Народные и авторские)

– Чем они отличаются друг от друга?

– А какие песни любите вы?

– А какие песни поют ваши родители?

– Что главное в песне? (мелодия)

– Чем песня отличается от танца?

Слайд 2

– Какие пословицы и поговорки вы нашли, в которых речь идёт о песне?

Беседа коротает дорогу, песня – работу.
Маленькое дело лучше большого безделья.
Из песни слова не выкинешь.
Спела бы рыбка песенку, кабы голос был.
Песня казаку – подруга в походе.
Не красна хата углами, а красна пирогами.
Колы казаки спивають, враги – плачут.
На Кубани и камень казакам подпевает.

У: Пословицы не зря молвятся. Они доказывают, что песня постоянный спутник человека, в любых жизненных ситуациях.

– А задумывались ли вы над тем, как рождается песня? А как рождается мелодия и почему она обладает такой удивительной силой?

Музыка – наш хороший друг. С ней приятнее отдых и легче труд. Музыка может поднять настроение или навеять грусть. Пробудит энергию или заставить задуматься, помечтать. Музыка начинается с композитора.

– А кто такой композитор? Человек сочиняющий музыку

IV. Знакомство с известным композитором В.Г.Захарченко

У: Многие композиторы получили всенародное признание.

С одним из которых мы сейчас познакомимся.

Слайд 3 Один из таких композиторов живёт у нас на Кубани. Вглядитесь в этот портрет. Лицо этого человека излучает свет и добро. Многие из вас ходят в музыкальную школу. Может кому-нибудь знаком этот человек?

– Это известный композитор – Виктор Гаврилович Захарченко.

– Виктор Захарченко родился 22 марта 1938 году в станице Дядьковской Кореновского района в казачьей семье.

Слово учителя о биографии композитора

Виктор Гаврилович – настоящий кубанский самородок. Он – композитор, фольклорист, общественный деятель, ученый, исследователь народной песни. Имеет многочисленные награды и почетные звания. Слайд 4

Всю свою творческую жизнь Виктор Захарченко сочиняет песни.

Словно Кто-то водит рукой композитора — песня рождается за песней. Ни одной неудачи! Шедевр за шедевром. Взрывные мелодии, потрясающие музыкальные идеи, бьющее ключом вдохновение! И это происходит тогда, когда композиторское песенное творчество в стране окончательно сдало позиции под натиском современных песен.

Виктор Гаврилович – наша гордость, путеводная звезда.

Его песенный источник не иссякает. В.Захарченко пишет песни на разные темы. Это и военно-бытовые, в которых рассказывается о подвигах кубанцев в годы Гражданской и Великой Отечественной войны и о судьбах женщин, которые ждали своих мужей, в них запечатлен удалой казачий дух.

– Прослушайте отрывок из песни “Провожала маты сына…

В ней говорится о доблести, отваге, мужестве наших земляков.

(Слайд 5. Звучит отрывок из песни “Провожала сына мати…”)

У: О чем подумалось в момент слушания? Что можете сказать о мелодии песни?. (Слайд 6)

У: В своих песнях Виктор Захарченко прославлял свой родной край, прославлял человека – труженика. В песнях казаков звучит простота родной природы, мать для казака – сама “ степь широкая”

( Прослушивание отрывка из песни “Казачий край”)

У: Поделитесь своими впечатлениями. Чем тронула вашу душу песня ?

– Какой характер музыки? (Слайд 6)

О красоте родного края Николай Языков написал замечательное стихотворение:

Ученик 2: (во время чтения стихотворения демонстрация картин природы (Слайд 7)

Мой друг, что может быть милей
Бесценного родного края?
Там солнце кажется светлей,
Там радостней весна златая,
Прохладней легкий ветерок,
Душистые цветы,
Там холмы зеленее,
Там сладостней звучит поток,
Там соловей поет звучнее

(Слайд 8) У: Кубанцы – народ гостеприимный, добрый, весёлый, поэтому у него много лирических песен, шуточных, плясовых, в которых отражается щедрая душа наших земляков.

– Прослушайте отрывок из шуточной песни “Мой милый вареничков хоче…”

– Какой характер музыки? (Слайд 6)

Выступление учащихся

У: Сейчас ребята для вас исполнят шуточную песню “Ти ж мене пидманула”

А теперь, певуньи наши, выходите. Спойте и спляшите. (Слайд 9)(Выступление ребят)

Вы заметили, что кубанские народные песни тесно переплетаются с песнями украинских народов. Это особенность кубанских песен

Слайд 10

Распределите названия песен по группам

Военно-бытовые или походные песни Лирические, шуточные, плясовые песни  

“Несе Галя воду”, “мой милый варенычкив хоче”, “Провожала сына маты”, “ Як служив я в пана”.

У: Я — казак по рождению и воспитанию”, — говорит В.Захарченко.

Виктор Гаврилович собрал 10 тысяч народных песен и музыку, выполнил оранжеровку на стихи Лермонтова, Есенина, Пушкина, Рубцова — чувствовал такую жажду творить. Записал очень много компакт-дисков. Ведь мы смертные, а музыка и песня переживут нас...

V. Физкультминутка Слайд 11

VI. Знакомство с деятельностью Кубанского казачьего хора

Слайд 12

У: Рассказывая вам о Викторе Гавриловиче Захарченко, талантливом композиторе, разносторонне одаренном музыканте, я не могу сказать о прославленном Кубанском казачьем хоре, т.к. Виктор Захарченко является художественным руководителем казачьего хора

Слайд 13

У: История Кубанского казачьего хора начинается с 1811 года. Кубанский войсковой певческий хор был предметом гордости, знаменем всей культуры казачьего края. Хор участвовал в литургических храмовых службах, во всех общественно значимых соборах и праздниках, выступал в светских концертах

У: В 1974 году художественным руководителем Кубанского казачьего хора стал Виктор Гаврилович Захарченко. Уроженец Кубани, неутомимый собиратель и исследователь народного творчества, музыкант, человек яркого общественного темперамента.

На протяжении всей своей творческой жизни Виктор Захарченко часть своей души и своего таланта отдает композиторскому творчеству.

Каждый концерт Кубанского хора – праздник народной песни, искрометных казачьих танцев. На сцене словно оживают картинки быта кубанских станиц прошлого и нынешнего веков, боль и радость русской земли. Происходящее на сцене действо зрители воспринимают как прикосновение к живой истории, всё это убеждает и захватывает .

Гастрольные маршруты Кубанского казачьего хора опоясали всю планету. Хору  восторженно аплодировали тысячи и тысячи слушателей Украины и Белоруссии, Болгарии и Югославии, Польши, Чехии и Словакии, Германии Франции, Италии и Португалии, Испании и Японии, Вьетнама и Китая, Норвегии и Марокко, Бельгии и Финляндии, Южно-Африканской Республики, Мексики, Австралии и США.

VII. Просмотр отрывка из концерта Кубанского казачьего хора

1. У: С каким настроением вы сейчас посмотрели отрывок из концерта кубанского казачьего хора?

Песни В.Г.Захарченко в исполнении Кубанского казачьего хора искренни, мелодичны. Легко запоминаются, с удовольствием поются. В этих песнях отражены яркие страницы многовековой истории нашей Родины – нашей Кубани! Так давайте же будем петь!

Выступление ребят с песней “Ой ты Галю…”

Кубанская песня лучший рассказ о душе казака. Многие поколения вложили в нее свои радости и печали. Казаки воспевали дорогие сердцу края, пели о любви, прославляли тружеников. Недаром говорят, что песня – душа народа. Именно через песню стала оживать казачья душа.

2. Выставка книг по теме

У: Народное песенное творчество сохранилась до наших дней благодаря книгам. В книгах, которые представлены на нашей выставке, вы сможете подробнее познакомиться с русскими и украинскими народными песнями

VIII. Итог урока (Слайд 14)

– Наш урок подошёл к концу. Что вам понравилось на уроке?

– С творчеством какого композитора познакомились?

– Какие песни вам особенно запомнились?

Презентация