Игровое занятие по формированию элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста

Разделы: Работа с дошкольниками


Цели:

  • закреплять у детей математические умения: счёт, образование числа, решение задач; ориентирование во времени, пространстве; знание геометрических фигур; величины;
  • развивать:  логическое мышление, способность к умозаключению, внимание, быстроту реакции, восприятие;
  • воспитывать чувство коллективизма, доброжелательности к окружающим.

Оборудование:  макет «Цветика-Семицветика» (с заданиями на лепестках); 7 цветов; вазы; конверт (план-схема помещения); цифровые карточки от 1 до 7; плоскостные геометрические фигуры; геометрическая мозаика; сюрприз; ТСО (магнитофон, аудиозапись «Песенка крокодила Гены» – муз.В.Шаинский, сл.А.Тимофеевский).

ХОД ЗАНЯТИЯ

Воспитатель сообщает детям о том, что пришло приглашение на день рождения числа 7. Звучит «Песенка крокодила Гены», входит Число 7 (в руках у него цветы и макет «Цветика-Семицветика»), приветствует детей.

– Ребята, я рад вас видеть! Извините меня за опоздание и большое спасибо вам за то, что вы пришли ко мне на день рождения. Меня задержали мои младшие братья, они поздравляли меня с днем рождения и дарили подарки. А вы знаете кто мои младшие братья?

(Дети называют числа – 1, 2, 3, 4, 5, 6)

– Скажите, дети, а сколько раз в году бывает день рождения?
– А вот вы знаете, когда у вас день рождения? В какое время года?
– А кто мне скажет, какое сейчас время года, какой месяц, какой день недели сегодня, число? Правильно! Это мой день рождения!

– Ой, а цветы то у меня в руках завянут, их необходимо поставить в вазы каждый по отдельности. Посчитайте, сколько ваз нам понадобится, чтобы каждый цветок стоял отдельно?

(Пересчет и установление равенства)

– Вот видите, какое я большое число. А знаете чем я знаменито? Сейчас расскажу.
– Еще в древности число семь было окружено большим почетом. При сооружении храмов старались воздвигнуть семь башен. Лекари при лечении использовали лекарства из семи трав и назначали их принимать семь дней. В знак большого уважения и любви к дорогому человеку дарили семь цветов. А на лице у нас семь частей – это глаза, рот, уши, нос (ноздри). Посчитайте их, дотрагиваясь пальчиками. А где еще в нашей жизни мы встречаемся с числом 7?

Воспитатель: Дорогое наше Число 7, наши дети приготовили тебе подарки. Люди про число 7 сложили множество пословиц и поговорок. Мы тебе их дарим.

Дети:

Семь бед – один ответ (решимость на что-либо опасное)
Семеро одного не ждут (начинают дело, не ждут опоздавшего)
Семь раз отмерь – один раз отрежь (перед началом дела, надо хорошо подумать)
Семи пядей во лбу (очень умный, мудрый, талантливый человек)
У семи нянек дитя без глазу (много человек исполняют дело, надеются друг на друга, а результата нет)
До седьмого пота (трудиться до утомления, полного изнеможения)
За семь верст киселя хлебать (далеко и попусту двигаться).

– Спасибо, ребята, какие мудрые мысли вы знаете. Давайте чуть передохнем.

Физминутка «Чудесный дом»

Вот стоит стеклянный дом.                                    руки в «крышу» над головой
Кто прописан в доме том?                                     руки вытягивают вперед
– Я, огурец-удалец!                                                 руки вдоль туловища, щёки втягивают
– Я, помидор-молодец!                                          руки на пояс, щёки надувают
– Я, Редиска, хруп-хруп!                                         приседание
– Я, зеленый Лук-Лук!                                            стоя, руки вытянуты над головой
– Я, Кабачок-толстячок.                                         руки на поясе, щёки надувают
– Я, Салат-акробат!                                                 повороты в стороны
– Я, Морковь – ваша любовь!                                руки в стороны

– А теперь, ребята, давайте сделаем зарядку для ума.

«Мозговой штурм»

  1. «Считаем по порядку» (от 1 до 7 и обратно);
  2. «Какая цифра потерялась?» (использование цифровых карточек);
  3. «Какое число стоит перед числом 7?…3?…5?»
  4. «Назови соседей числа 6…4…2»

– Есть у меня еще игра для вас «Чей голос?»

Водящий становится спиной к детям. Взрослый читает стихотворение, последнюю строку которого произносит один из детей. Если водящий угадывает, кто произносил, узнанный ребенок становится водящим. (Примерный материал)

Мы немножко поиграем,                             К нам кукушка в огород
Как ты слушаешь, узнаем.                            Залетела и поет.
Постарайся, отгадай –                                  А ты, (имя), не зевай,
Кто назвал тебя, узнай.                                Кто кукует, отгадай!
  (имя водящего)                                            (кукует)

Сел петух на забор,                    Вот лягушка по дорожке          Мы немножко порезвились,
Закричал на весь двор.              Скачет, вытянувши ножки.       По местам все разместились.
Слушай, (имя), не зевай,           Увидала комара,                         Ты загадку отгадай,
Кто петух у нас, узнай!              Закричала:                                   Кто позвал тебя, узнай!
    (кукарекает)                               (квакает).                                    (имя водящего)

– Ребята, посмотрите-ка, какой мне интересный Цветик-Семицветик подарили! Он необычный, с загадками. Поможете мне их разгадать? (отрывает первый лепесток)
– Вот иллюстрация к сказке. Как сказка называется? (изображен «Теремок» с окошками)
Ответьте на вопросы: кто в левом окошке? Кто в правом? кто между лягушкой и зайцем? Кто наверху? Кто пришел в теремок первым, вторым?..
– На следующем лепестке путаница дней недели – назовите их по порядку.
– На третьем лепестке нарисованы две девочки (одна с короткими волосами, другая с длинными и 2 ленточки – длинная и короткая) .Они перепутали ленточки. Помогите им найти свою. Почему вы выбрали именно эту ленточку для каждой девочки?
– На четвертом лепестке задание: из каких чисел можно составить число 7?(Из единиц; 1 и 6; 2 и 5; 3 и 4)

– В пятом лепестке надо решить задачи:

У маленькой Светы                                  Шесть грибов нашел Вадим,
Четыре конфеты.                                       А потом еще один.
Еще дала три Алла.                                   Вы ответьте на вопрос:
Сколько всего стало?                                Сколько он грибов принес?

– Шестой лепесток с вопросом – в названии каких сказок есть число семь? («Волк и семеро козлят», «Белоснежка и семь гномов», «Семь Симеонов» и др.)
– И остался последний седьмой лепесток, с загадками:

Братцев этих ровно семь.       Приказало солнце: «Стой,            Кнутом не гонят,
Вам они известны всем.         Семицветный мост крутой!»        Овсом не кормят;
Каждую неделю кругом                   (Радуга)                                 Когда он пашет –
Ходят братцы друг за другом.                                                        Семь плугов тянет.
Попрощается последний –                                                                   (Трактор)
Появляется передний.
    (Дни недели)

– А теперь мы отдохнем и опять играть начнем. Вставайте в круг.

Физминутка «Путешественники»

По дорожке ты шагай,                                     шаг с высоким подъемом колена
Ноги выше поднимай.
И галопом поскачи,                                         боковой галоп
Только, друг мой, не спеши.
На носочках ты шагай,                                     ходьба на носках, руки в стороны
Свою спинку выпрямляй.
И попрыгай по дорожке,                                  прыжки на двух ногах  
Хороши пружинки – ножки.                                         с продвижением вперед
Дальше веселей шагай,                                    шаг марша
Маршируй, не отставай.
Поскакали по дорожке                                     поскоки с продвижением вперед
Быстрые ребяток ножки.

– И теперь я предлагаю вам игру «Отгадай на ощупь».
– Спрячьте руки за спину, я вам в руки буду вкладывать геометрическую форму. Вам необходимо отгадать на ощупь, какая это форма и назвать ее.

– Какие вы умницы! Вот вам в подарок наборы «Геометрической мозаики». Кто сумеет первым из семи фигур сложить какой-либо предмет, тому достанется право открыть конверт. В нем  есть план-схема, на котором отмечено место, где спрятан сюрприз.

Дети с воспитателем определяют местоположение сюрприза, благодарят Число 7. Оно благодарит их за веселый день рождения и предлагает встречаться еще.