Классный час "Моя родословная"

Разделы: Классное руководство


Цели:

  • повышение интеллектуального и культурного уровня семьи;
  • развитие интереса к истории и традициям своих предков;
  • изучение, сохранение истории происхождения своего рода.
  • укрепление духовных ценностей семьи;
  • патриотическое, интернациональное, нравственное воспитание нового поколения на примере жизни отцов и детей.

Оборудование: музыкальные произведения башкирского народа.

Наглядность: эпиграф, заголовок.

Ход классного часа.

Учитель: Сегодня мы с вами еще раз поговорим о родословной, и итогом нашего классного часа станет построение генеалогического древа, составление росписей и создание герба своего рода. За всем этим стоит целая история - семьи, множества семей. А пока обратимся к слову "род". Что оно означает?

Ответы детей.

Учитель: Правильно! А теперь назовите слова, образованные от корня "род".

Ответы детей (родня, родичи, родина, родник, рождать, недород, урожай, народ, родственник, родители, родословец, родовой, родимый, родоначальник, родословная).

Учитель: Почти каждое слово дорого и близко нашему сердцу и обозначает начало всему живому на земле: семье, отечеству, ручейку, морю. Так что же такое родословная?

Родословная - это родословие, перечень поколений одного рода, устанавливающий происхождение и степень родства.

В Башкирии традиция составлять родословные существует уже давно. Среди башкир трудно было найти человека, который не относился бы с почтением к своему роду, отцу, старшему брату. Как назывались родословные у башкир?

Ответы детей ( шежере).

Учитель: Что буквально означает это слово?

Ответы детей (в переводе с арабского - дерево).

Учитель: Правильно! В очень давние времена именно в форме дерева записывалась генеалогия. А что это за наука - генеалогия?

Ответы детей (историческая дисциплина, которая возникла в 17-18в., изучает происхождение, историю и родственные связи родов и семей).

Учитель: Верно! Назовите особенности башкирских шежере.

Ответы детей (вносились только мужские имена; должны знать своих предков до седьмого колена; содержат сведения об истории, о быте, нравах народа; богаты фольклорным материалом).

Учитель: Хорошо! А когда появились первые шежере?

Ответы детей (в 12-13в).

Учитель: Древние шежере до нас не дошли. В далеком прошлом они бытовали в основном как фольклорные произведения в устной форме. Самым древним по времени записи является шежере племени юрматы. Оно было записано в 1564г.

У кажджого рода, племени как и у современных государств были свои атрибуты, символы. Назовите их.

Ответы детей (тамга, тотем, оран).

Учитель: Что такое тотем, оран, тамга? Для чего они были нужны роду?

Ответы детей (Тотем - первопредок рода, священное животное от которого произошел род.

Оран - клич. Он мог состоять из имени отдаленного предка - патриарха рода, им могло служить и название рода. Оран выкрикивался при вступлении в сражение или во время боя, чтобы отличить

своих от чужих., Чтобы вдохновить друг друга перед боем или же выразить радость победы. Тамга - знак, печать рода. Служила для определения собственности, границ рода, ставилась вместо подписи в документах).

Учитель: Верно! Но тамга - это еще и внешнее выражение единства рода. Как считают некоторые ученые тамга - это своеобразный прообраз герба. Что может отображать герб?

Ответы детей (стремление народа, его занятия, качества).

Учитель: Дома вместе с родителями вы составили свое родословное дерево. Кто знает семь поколений своих предков? Шесть, пять, четыре? В большинстве своем вы знаете пять поколений, что тоже не плохо.

Давайте прочитаем башкирские пословицы. Что в них говорится о родословной:

- Дерево, у которого крепкие корни, ветер не валит.

- Дерево, хоть оно в несколько стволов растет, корень один имеет.

- Когда на голову беда свалится, родственника признаешь.

- Незнание своей родословной до седьмого колена - признак сиротства.

- Тот, кто свою страну не знает - невежда, тот, кто родословную свою не знает - грешен.

Ответы детей.

Учитель: Родословную своего рода вы составили. Сегодня на классном часе вы попробуете создать герб своего рода, где постараетесь отобразить то, чем гордится, к чему стремится или чем славится ваш род.

На вашу работу вам дается 15 минут. А потом, вы познакомите друг друга со своей родословной и покажете герб своего рода.

Ребята составляют гербы своего рода.

Учитель: Много интересного вы узнали о своих предках, о том, чем они занимались, чем увлекались, чем прославили свой род. Давайте поделимся своими знаниями друг с другом. Вы можете задавать вопросы друг другу.

Защита проектов. Выступление ребят (смотри приложение).

Учитель: Ребята, что вы узнали нового, составляя свои родословные?

Ответы детей (мы узнали, чем занимались наши предки, чем увлекались, откуда пошел наш род).

Учитель: Для чего вы составляли родословные?

Ответы детей (чтобы помнить своих предков, знать обычаи, традиции своей семьи, чтобы потом передать эти знания своим детям).

Учитель: Вы очень много интересного узнали о своих предках, но все же каждому из вас дороже и ближе те родственники, которые сейчас живут вместе с вами, те, кого вы называете своей семьей.

А закончить наш урок мне хотелось бы словами Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексея II: "Божие благословение почивает на тех, кто созидает семью, почитает и хранит память о своих предках и воспитывает детей. Божие благословение всем тем, кто начинает вести летопись своего рода, свою семейную летопись. Пусть она становится кладезем жизненного опыта для вас и ваших потомков. Пусть поможет осознать место каждого члена семьи в истории и вечности".