"В гости к осени"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • Обучающие: дать учащимся представление о характерных признаках осени в неживой природе; расширить знания детей об осенних изменениях в жизни растений, насекомых и птиц, показать их связь с неживой природой.
  • Воспитательные: воспитывать любовь к родной природе, бережное отношение к ней.
  • Развивающие: формирование и развитие мышления, развитие внимания, памяти, воображения, сообразительности.

Оборудование:

  • Таблицы, картины с изображением природы осенью и летом.
  • Осенние ветки лиственных и хвойных растений, плоды и семена, листья.
  • Фрагменты фильма об осени, перелетных птицах.
  • Учебник А. А. Плешаков "Мир вокруг нас" 2 класс (1 часть).
  • Картинки с изображением тучки и солнышка у каждого учащегося.

Ход урока

I. Орг.момент.

- У нас сегодня необычный урок. На уроке у нас гости - давайте поздороваемся с ними.

II. Сообщение темы и целей урока.

Наш урок посвящен времени года, про которое А. С. Пушкин говорил:

Унылая пора.

Очей очарование!

(Осень)

Итак, сегодня мы подведем итоги тому, что знаем об осени, осенних изменениях в неживой и живой природе, о приметах осени и о том, как разные животные осенью готовятся к наступлению суровой зимы. А, кроме того, мы еще сможем и посоревноваться.

Для этого мы заранее разделились на 2 команды. И каждой команде было дано задание придумать название, связанное с природой. А теперь послушаем, как вы с этим справились? ("Капельки", "Опятушки")

III. Проверка домашнего задания.

1 задание:

а) - Расскажите о погоде сегодня. (Ясно, облачно, пасмурно; осадки,

без осадков; ветрено, безветренная погода; температура воздуха).

б) Диктант у доски (по одному участнику с команды).

- Запишите условными знаками:

семь градусов тепла;

тринадцать градусов выше нуля;

нуль градусов;

десять градусов мороза;

четыре градуса ниже нуля.

IV. Работа над темой урока.

2 задание:

- Назовите предметы, относящиеся к неживой природе? (команды отвечают по очереди)

- Облака, осадки, небо, ветер, солнце, вода и т.д.

Показ преподавателем таблицей "Осень", "Лето". Делаются общие выводы:

а) Летом небо голубое, лишь кое-где небольшие облака; осенью небо затянуто облаками, кажется низким.

б) Летом дожди кратковременные, теплые, часто бывают грозы; осенью дожди затяжные, холодные.

в) Летом погода теплая, много ясных дней; осенью температура воздуха понизилась, ясных дней почти нет, постоянно облачно или пасмурно.

Физкультминутка.

Преподаватель с детьми читает стихотворение - загадку:

Почему повсюду лужи?

(Дети разводят руки в стороны и пожимают плечами.)

Мама зонтик свой берет.

(Имитируют движение.)

Почему же? Почему же?

(Движение, как в 1-ой строке.)

Потому что:

(Хором: "Дождь идет!")

Рассматривание иллюстраций учебника (стр. 24-25). Рассказ преподавателя.

Осень - перемен восемь.

- Почему так говорят?

Потому что она бывает ранней, золотой, поздней. С понижением температуры воздуха изменение окраски листьев идет все интенсивнее, потому что, сбрасывая листья, они спасаются от физиологической засухи. Листья хвойных деревьев покрыты толстой кожицей, и по этому, им не грозит опасность засохнуть.

- Ребята, больше или меньше стало насекомых с приходом осени? Где они прячутся?

У насекомых температура тела непостоянная. Она изменяется в соответствии с изменением ее окружающей среде. Часть насекомых забирается в укромные места, другие зимуют в стадии личинки или куколки. С ними тесно связана жизнь птиц, потому что для многих птиц они являются основным кормом.

Физкультминутка.

-А теперь, ребята, встали!
Быстро руки вверх подняли,
В стороны, вперед, назад,
Повернулись вправо, влево,
Тихо сели, вновь за дело.

V. Закрепление

- А теперь, ребята, давайте посмотрим фрагмент фильма об изменениях в живой природе осенью. Смотрите внимательно, так как у нас будут еще конкурсы по содержанию фильма.

Просмотр фрагмента фильма.

3 задание. Каждая команда получает листочки трех деревьев.

- Узнайте, какие это растения.

4 задание (по одному человеку с команды). Участники вытягивают карточки с заданием.

Карточка №1. Назови 5 перелетных птиц.

Карточка №2. Назови 5 зимующих птиц.

Карточка №3. Назови 5 лиственных деревьев.

Карточка №4. Назови 5 хвойных деревьев.

Чтение детьми вывода из учебника (стр. 27-28).

VI. Награждение учащихся.

  1. Нам сегодня осень принесла свои гостинцы. Но вы их сможете взять только в том случае, если правильно разгадаете загадки.
  2. Под землей птица гнездо свила и яиц нанесла. (Картофель.)
  3. Был ребенок - не знал пеленок, стал стариком - сто пеленок на нем. (Капуста.)
  4. Что без боли и печали приводит в слезы? (Лук.)
  5. В земле сидит, хвост вверх глядит, сахар из нее можно добыть, вкусный борщ сварить. (Свекла.)
  6. Маленький, горький, луку брат. (Чеснок.)
  7. Я красна, да не девица.
    Зелена, да не дубрава.
    С хвостом, да не мышь. (Морковь.)

  8. Маленький мужичок, костяная шубка. (Орех.)
  9. Синий мундир, белая подкладка, в середине сладко. (Слива.)

VII. Подведение итогов урока.

- Что вам понравилось на уроке? Что вам запомнилось?

- Хорошо, вы все справились с трудностями. Поднимите руки, кому было легко? А кому трудно?

- Найдите у себя на парте солнышко и тучку. Поднимите ту картинку, которая теперь соответствует вашему настроению.

- Молодцы. У вас у всех хорошее настроение. И моё настроение от вашей хорошей работы я тоже могу показать солнышком.

- Спасибо всем. Урок закончен.

Домашнее задание

Выполнить задания 1, 2 и 6 в тетради "Проверим себя".