Программа социально-педагогической деятельности школы

Разделы: Социальная педагогика


Актуальность темы.

Любое общество, которое на каждом этапе своего развития вырабатывает определенную систему социальных и нравственных ценностей, свои идеалы, нормы и правила поведения, прежде всего само заинтересованно в том, что бы каждый ребенок, приняв и усвоив их, смог жить в этом обществе, стать его полноправным членом. Для этого общество в той или иной форме всегда оказывает целенаправленное воздействие на личность, осуществляемое через воспитание и образование. С другой стороны, на ее формирование большое влияние оказывают и разнообразные стихийные, спонтанные процессы, происходящие в окружающей жизни.

С первого класса ребенок начинает формироваться как личность, в это время происходят бурные физиологические и психологические изменения. Смена или расширение социальных требований к подрастающей личности часто провоцирует различные отклонения в поведении, эмоциональные и нервно-психические нарушения. В этот период особенно важно оказать необходимую помощь детям.

Социально-педагогическая деятельность является важнейшим шагом в приближении к ребенку, изучении его непосредственных нужд и проблем. Все выше сказанное подчеркивает актуальность развития социально-педагогической деятельности в школе для реализации необходимой помощи детям и подросткам.

Нормативно-правовая база:

  • Всеобщая декларация прав человека;
  • Конвенция о правах ребенка;
  • Закон РФ "Об образовании";
  • Устав школы;
  • Должностная инструкция социального педагога.

Цель программы.

Содействие по созданию обстановки психологического комфорта и безопасности учащихся в школе, семье, в окружающей социальной среде, посредством оказания своевременной социально-педагогической помощи и поддержки.

Основные задачи:

  • выявление интересов и потребностей учащихся, трудностей и проблем, отклонений в поведении, уровня социальной защищенности и адаптированности к социальной среде;
  • своевременное оказание адресной социально-педагогической помощи учащимся;
  • принятие мер по социальной защите, содействие реализации прав и свобод личности;
  • содействие созданию обстановки психологического комфорта и безопасности личности учащихся в школе, семье, в окружающей социальной среде;
  • профилактика асоциального поведения и правонарушений, охрана жизни и здоровья;
  • координация взаимодействий учителей, родителей (опекунов, попечителей), специалистов социально-психологических служб, представителей административных органов для оказания социально-педагогической помощи учащимся;
  • поиск новых форм и методов работы, изучение литературы.

Принципы социально-педагогической деятельности:

  • принцип личностно-ориентированного подхода;
  • создание атмосферы доверительности в отношениях с учащимися;
  • координация и взаимодействие всех субъектов государственной системы социальной поддержки и защиты детства;
  • тесный контакт с семьей ребенка;
  • принцип гибкости;
  • принцип верификации социальной информации (установление ее достоверности, возможности проверки);
  • принцип разумного доверия и контроля;
  • принцип оптимизма и веры в возможности и способности личности.

Методы социально-педагогической деятельности:

  • всесторонний сбор полной информации о данном ребенке и его семье (ее окружении, выявления причин неблагополучия, оценка развития данной ситуации, а также определенная характеристика и объема необходимой помощи);
  • методы социальной диагностики;
  • выявления неблагополучия семьи и ребенка на ранних этапах его возникновения и организация комплексной социально-педагогической деятельности;
  • методы профилактических действий для дезадаптированных учащихся в виде тренингов, дискуссионных классных часов, профилактике правонарушений (ознакомление учащихся с правилами поведения школьника, с правами и обязанностями; пропаганда здорового образа жизни; приобщение к общественной жизни класса и школы);
  • просветительские беседы с родителями и детьми с привлечением специалистов (КДН, ОСПН, ИПДН и т.д.);
  • тематические классные часы;
  • посещение учащегося на дому;
  • постановка на внутришкольный учет;
  • приглашение родителей на психолого-педагогический консилиум;
  • социальная деятельность (средства всеобуча, горячие обеды, каникулярная занятость и т.д.)

Формы социально-педагогической деятельности:

  • индивидуальные (беседа, диагностика, рейды, обследование жилищно-бытовых условий, наблюдение, сбор информации, организация внеурочной деятельности);
  • групповые (тренинги, классные часы, дискуссии, организация досуга).

Направление социально-педагогической деятельности:

  • диагностика коллектива;
  • организация психологического сопровождения всех категорий школьного сообщества;
  • пропаганда правовых знаний среди учащихся, педагогов, родителей;
  • работа с классами индивидуального внимания;
  • оказание адресной помощи;
  • работа с учащимися отклоняющегося поведения;
  • защита прав ребенка;
  • организация досуга;
  • профориентация учащихся.

Критериями эффективности социально-педагогической деятельности являются:

  • степень удовлетворенности школьной жизнью среди учащихся, педагогов, родителей;
  • тенденция в уровне правонарушений;
  • уровень отсева учащихся;
  • уровень внеурочной занятости учащихся состоящих на внутришкольном учете, ИПДН и КДН и ЗП.

Ожидаемые результаты:

  • создание в школе и социуме комфортной, безопасной среды способствующей максимальному развитию учащихся;
  • знание и соблюдение прав и обязанностей;
  • оказание своевременной адресной помощи;
  • создание ситуации успеха;
  • отсутствие отсева;
  • неприятие учащимися вредных привычек;
  • интересная досуговая деятельность;
  • удовлетворенность учащимися собственной жизнью.