Проблемы развития творческих способностей младших школьников

Разделы: Начальная школа


На мой взгляд, проблема развития творческих способностей многоаспектна и непроста. Сложность заключается в самой сущности явления. У психологов и дидактов складываются разные точки зрения как на природу способности, так и на само понятие творчества, применительно к понятию « общие интеллектуальные способности», под которыми понимают высоко развитые умственные способности общего характера, образующие основу для достижения наилучших результатов во всех областях науки и культуры. Учебные и творческие способности отличаются друг от друга. Первые определяют успешность обучения и воспитания, усвоения человеком знаний, умений, навыков, формирование качеств личности. Вторые – создание предметов материальной и духовной культуры, рождение новых идей, открытий и изобретений, индивидуальное творчество в различных областях человеческой деятельности. Под творческими (креативными) способностями учащихся понимают “…комплексные возможности ученика в совершении деятельности и действий, направленных на созидание”.

Творчество – это созидание нового и прекрасного, оно противостоит банальности, шаблону, разрушению, оно наполняет жизнь радостью, побуждает потребность в познании, работу мысли, вводит человека в атмосферу вечного поиска.

Прежде всего, творческая деятельность рассматривается как деятельность, способствующая развитию целого комплекса качеств творческой личности: умственной активности; быстрой обучаемости; смекалки и сообразительности; стремления добывать знания, необходимые для выполнения конкретной практической работы; самостоятельность в выборе  решений; трудолюбия.

Когда в сознании младшего школьника возникают новые представления и мысли, выходящие за рамки привычного, известного, тривиального, когда они вызывают интенсивную работу интеллекта, воображения, порождают особое эмоциональное напряжение, они оказываются в сфере именно творчески познавательной деятельности.
Для развития творческого мышления и творческого воображения учащихся начальных классов мною  предлагаются следующие задания: классифицировать объекты, ситуации, явления по различным основаниям; устанавливать причинно-следственные связи; видеть взаимосвязи и выявлять новые связи между системами; рассматривать систему в развитии; делать предположения прогнозного характера; выделять противоположные признаки объекта; выявлять и формировать противоречия; разделять противоречивые свойства объектов в пространстве и во времени; представлять пространственные объекты.

Творческие задания дифференцируются по таким параметрам, как сложность содержащихся в них проблемных ситуаций, сложность мыслительных операций, необходимых для их решения; формы представления противоречий (явные, скрытые ).

В связи с этим выделяются три уровня сложности содержания системы творческих заданий.

Задания III (начального) уровня сложности предъявляются учащимся первого и второго класса. В качестве объекта на этом уровне выступает конкретный предмет, явление или ресурс человека. Творческие задания этого уровня содержат проблемный вопрос или проблемную ситуацию, предполагают применение метода перебора вариантов или эвристических методов творчества и предназначены для развития творческой интуиции и пространственного продуктивного воображения.

Задания II уровня сложности находятся на ступеньку ниже и направлены на развитие основ системного мышления, продуктивного воображения, преимущественно алгоритмических методов творчества.

Под объектом в заданиях данного уровня выступает понятие “ система”, а также ресурсы систем. Они представлены в виде расплывчатой проблемной ситуации или содержат противоречия в явной форме.

Цель заданий данного типа – развитие основ системного мышления учащихся.

Задания I (высшего, высокого, продвинутого) уровня сложности. Это открытые задачи из различных областей знания, содержащие скрытые противоречия. В роли объекта рассматриваются биосистемы, полисистемы, ресурсы любых систем. Задания такого типа предлагаются учащимся третьего и четвертого года обучения. Они направлены на развитие основ диалектического мышления, управляемого воображения, осознанного применения алгоритмических и эвристических методов творчества.

Выбираемые учащимися методы творчества при выполнении заданий характеризуют соответствующие уровни развития творческого мышления, творческого воображения. Таким образом, переход на новый уровень развития креативных способностей младших школьников происходит в процессе накопления каждым учащимся творческой деятельности.

III уровень – предполагает выполнение заданий на основе перебора вариантов и накопленного творческого опыта в дошкольном возрасте и эвристических методов. Используются такие методы творчества:

  • метод фокальных объектов,
  • морфологический анализ,
  • метод контрольных вопросов,
  • отдельные типовые приемы фантазирования.

II уровень – предполагает выполнение творческих заданий на основе эвристических методов и элементов ТРИЗ, таких как:

  • метод маленьких человечков,
  • методы преодоления психологической инерции,
  • системный оператор,
  • ресурсный подход,
  • законы развития систем.

I уровень – предполагает выполнение творческих заданий на основе мыслительных инструментов ТРИЗ:

  • адаптированный алгоритм решения изобретательских задач,
  • приемы разрешения противоречия в пространстве и во времени,
  • типовые приемы разрешения противоречия

Урок  остается основной формой обучения и воспитания учащегося начальных классов. Именно в рамках учебной деятельности младшего школьника в первую очередь решаются задачи развития его воображения и мышления, фантазии, способности к анализу и синтезу (вычленению структуры объекта, выявлению взаимосвязей, осознанию принципов организации, созданию нового ).

Задания на уроке я располагаю по определённой схеме – от простого к сложному: разминка – познавательные задачи, рассчитанные на подготовку ребёнка к выполнению творческих заданий; логически-поисковые задачи – на развитие памяти, внимания, воображения, наблюдательности; частично-поисковые задачи разного уровня – на развитие самостоятельного нестандартного мышления; и, наконец, творческие задачи, которые непосредственно связаны с той или иной учебной дисциплиной и рассчитаны на поисковую деятельность, творческое применение своих знаний.

На первом этапе преобладают репродуктивные задачи, хотя доля репродукции успешно снижается за счёт сокращения времени на ответ, применение « обманных заданий», чередование вопросов из разных областей знаний, что помогает развитию у детей способности быстро переключать внимание с одной деятельности на другую.
Цель применения познавательных задач во время разминки: способствовать подготовке памяти, актуализации полученных ранее знаний, выполнению творческих заданий, создание благоприятного эмоционального фона.

Репродуктивные задания использую большей частью с целью быстрого включения учащихся в работу.

Первый вид заданий – задания с ограниченным временем на выполнение. Они идут, как правило, в достаточно высоком темпе и на каждый ответ даётся 2-3 секунды. В них чередуются вопросы из разных областей знаний (математика, русский язык, история, естествознание).

Такая работа придаёт дух соревновательности, концентрирует внимание, развивает умение быстро переключаться с одного вида деятельности на другой. Все эти навыки в совокупности входят в структуру заданий творческого характера. Задания подбираю в соответствии с уровнем знаний и умением учащихся.

Второй вид заданий на этом этапе – репродуктивное задание и упражнение, ориентированное на развитие психических механизмов.

Третий вид заданий, используемый на этом этапе, – задания с отсроченным вопросом. Их сущность заключается в том, что условие задания как бы изначально ориентирует ученика на уже привычный для него ход решения, который в итоге оказывается ошибочным. Подобная ситуация создаётся в том случае, когда вопрос, на который должен ответить ученик, оказывается для него неожиданным.

Четвёртый вид репродуктивных заданий – интегративные. Они рассчитаны на интеграцию различных репродуктивных уровней знания и ценны тем, что позволяют в короткий срок выявить интересы учащихся.

Я придерживаюсь интегрированного обучения, которое позволяет за сравнительно короткое время узнать интересы ребёнка и наметить путь их развития. Когда ученик воспринимает информацию эмоционально, его в ней что-то поражает, образовавшиеся связи укрепляются, совершенствуются природные задатки личности. Этот вид заданий из разных областей знаний является и межпредметной  связью обучения.

На втором этапе необходимо развитие памяти, внимания, воображения, наблюдательности. На этом этапе я занимаюсь работой по их формированию и усовершенствованию на основе логически – поисковых задач, ввожу рациональные приемы, в том числе и алгоритмы, ориентированные на организацию управляемой деятельности учащихся.
На третьем этапе я использую частично-поисковые задачи.

Отношу к этому блоку следующий вид заданий: на нахождение закономерности; на нахождение принципа группировки и расположения приведенных слов, цифр, явлений; на подбор возможно большего количества примеров; на нахождение нескольких вариантов ответа на один и тот же вопрос; на нахождение наиболее рационального способа решения; на усовершенствование какого-либо задания.

Задания приближены к заданию творческого характера, и их можно использовать в конце каждого урока. Они являются развивающим каноном. Это элементы интеллектуальной игры, которые связаны между собой логическими ассоциативными связями.

На четвёртом этапе мы решаем творческие задачи, которые можно разделить на два типа.

Первый – это творческие задания, которые связаны с той или иной учебной дисциплиной. Дети решают их самостоятельно, и рассчитаны они на поисковую деятельность, неординарный, нетрадиционный подход и творческое применение знаний.

Второй – это задачи повышенной трудности, интегративного характера. Они отличаются тем, что в одном и том же задании идёт ориентация на применение знаний из различных школьных дисциплин одновременно.

Исходя из своего опыта, хочу заметить, что не стоит готовить творческие  задания персонально  для наиболее способных учащихся  и предлагать их вместо обычных заданий, которые даются всему классу. Такой способ индивидуализации нельзя считать лучшим, поскольку он ставит в заведомо неравные условия детей, делит их на способных и неспособных. Задания творческого характера предлагаются  всему классу,  и  при их выполнении оценивается только успешное выполнение.  Необходимо всегда  внимательно выслушивать ученика, видеть в каждом  школьнике индивида с особыми возможностями и дарованиями.

Интеллектуальное познание мира через творческое переосмысление  оказывается радостным, согласованным, гармоничным процессом, превращаясь в своеобразный акт творчества в ходе обучения. Ещё А. Дистервег писал, что больше пользы приносит рассмотрение одного и того же предмета с десяти разных сторон, чем изучение десяти различных предметов с одной стороны.