Дидактическая игра в формировании коммуникативных учебных действий в 1-м классе

Разделы: Начальная школа


Одной их форм организации учебной деятельности учащихся на современном уроке литературного чтения являются игры.
Активизировать учебный процесс, добиться устойчивого внимания можно, зная, что среди всех мотивов учебной деятельности самым действенным является познавательный интерес. Он не только активизирует внимание, умственную деятельность в данный момент, но и направляет ее к последующему решению различных задач. Устойчивый познавательный интерес и внимание формируются разными средствами. Одним из них является дидактическая игра. Все необычное, неожиданное вызывает у детей богатое своими последствиями чувство удивления, живой интерес к процессу познания, помогают усвоить любой учебный материал. Игра ставит ученика в условие поиска, пробуждает интерес к победе, а отсюда стремление быть быстрым, внимательным, ловким, собранным, уметь четко выполнять задания, соблюдать правила игры.
Дидактическая игра может использоваться учителем и как форма обучения, и как самостоятельная игровая деятельность, и как средство воспитания различных сторон личности. Ее систематическое применение способствует повышению эффективности психолого- педагогической работы по развитию внимания у детей младшего школьного возраста.
Из выше изложенного следует, что через дидактическую игру учитель может повысить у учащихся не только внимание на уроке к слову и действию учителя, она приучает детей думать, проникать в суть явлений, делает учащихся активными участниками учебно-воспитательного процесса. А от того, насколько сознательно, творчески, с желанием будут учиться дети в начальной школе, зависит их дальнейшая самостоятельность, их мышление, умение связывать теоретический материал с практикой.
Дидактические игры, как утверждают психологи, занимающиеся феноменом игровой деятельности (Л.С. Выготский, Д.Б.Эльконин и др.), вызывают всегда огромный интерес у детей, а значит, очень высокую активность в учебной деятельности, и интеллектуальную, и эмоциональную, и поведенческую, с глубоким включением всех явлений психики: воображения, мышления, речи, эмоций, памяти и др.
Вряд ли кто подвергнет сомнению тезис о необходимости использования дидактических игр и игровых ситуаций на уроках в начальных классах. Игры своим содержанием, формой организации, правилами и результативностью способствуют формированию умений анализировать, сравнивать, сопоставлять, выделяя характерные особенности предметов, событий, явлений природы и т.д. Хорошо организованные игры имеют также большой воспитательный потенциал. Они помогают вырабатывать определенные качества личности: усидчивость, терпение, взаимоуважение, взаимопомощь, аккуратность.
Кроме того, использование дидактических игр на уроке позволяет снизить технические и физические перегрузки школьников.
Разработке дидактических игр для начальной школы, методике их использования в литературе уделяется большое внимание. Но, как правило, большинство представленных в литературе игр сводится к тому, что на урок приходит какой-либо сказочный герой и требуется ему помочь решить предложенное задание. Конечно, само появление красиво выполненного сказочного персонажа вызывает у детей огромный интерес. Но при этом, предлагаемое задание, в общем-то, не включается в игровой сюжет. Интерес детей сосредотачивается главным образом на картинке, а не на выполняемом задании.
Конечно, игра, как и любое другое средство обучения, не является универсальным, решающим все проблемы учебного процесса. Использование дидактических игр на уроках имеет как свои положительные, так и отрицательные стороны. Поэтому очень важно, включая в урок игру, соблюсти меру, тщательно взвесить и проанализировать положительный эффект от игры и те негативные моменты, которые могут возникнуть.
В качестве примера приведу урок литературного чтения в нетрадиционной форме в 1-м классе.

Тип урока: урок комплексного применения знаний и способов деятельности.

Форма урока : урок-игра.

Цели урока:

  • развивать интерес к урокам чтения через нестандартные формы занятий;
  • развивать внимание, логическое и образное мышление, умение работать в группе;
  • учить проявлять свои творческие способности;
  • воспитывать дружбу в классном коллективе;
  • формирование эмоционального ценностного отношения к окружающему миру, воспитывать чувства прекрасного.

Оборудование:

  1. Мультимедийный проектор;
  2. Раздаточный материал:
    – листы для чтения;
    – элементы для раскрашивания: цветы, бабочки, стрекозы, лягушки, зайчики, солнце, облака.
  3. Цветные карандаши;
  4. Счетные палочки;
  5. Клей-карандаш;
  6. Коробка с игрушками: рак, акула, белка, утка, динозавр, жираф.
  7. Мешочек с разрезной азбукой;
  8. Для фокуса: на ватмане свечой нарисован “Киндер-сюрприз”, синяя гуашь, кисть.
  9. На ватмане нарисована “незаконченная” картина природы.

Ход урока

I. Организационный момент.

Прозвенел уже звонок,
И мы с радостью начнем урок!

II. Основная часть.

– Ребята, вы хотите увидеть фокус? Внимание на доску.
(Появляется Киндер-сюрприз)
– У нас в гостях Киндер-сюрприз. Он пришел к нам на урок чтения с большой коробкой сюрпризов для вас. Давайте посмотрим, что же он нам принес?
– А для этого прочитайте и отгадайте первую загадку. Приложение 1.

Загадка на букву Р.

Рак

Идет в баню черен,
А выходит красный!

Под корягой,
Там , где мрак.
Жил в реке
Драчливый…

– Кто расскажет стихотворение на букву Р?

К речке буква Р идет
И слова с собой ведет:
Рот, рукав, рубашку,
Радугу, ромашку…
Смотрит Р направо:
Где же переправа?

– Буква Р приготовила вам вот такое задание:

Приложение 2. Презентация (Слайд № 1)

1) Прочитайте скороговорку:
Тридцать три вагона в ряд тараторят, тараторят, тараторят, тарахтят.
– Читаем скороговорку не торопясь, хором , четко проговаривая все слова, представляя, о чем идет речь.(по указке)
– Прочитайте скороговорку про себя.
– Читаем скороговорку вслух хором, но быстрее.(по указке)
– прочитайте самостоятельно “жужжащим чтением”.
– Ну что, а теперь посоревнуемся?

2) Следующий сюрприз. Прочитайте и отгадайте вторую загадку.
Загадка на букву А.

Акула

В синем море живет,
Хищницей прослыла.
Зубы острые покажет
Грозная …

– А кто хочет рассказать стихотворение на букву А?

Астра, азбука, айва начинаются на А
И кончаются на А астра, азбука, айва.

– Буква “А” приготовила вам задание: вытащить из мешочка букву и определить ее с закрытыми глазами. (8–10 учащихся)

3) Еще дин сюрприз. Прочитайте и отгадайте третью загадку.

Загадка на букву Б.

Белка

Я скачу туда – сюда
По деревьям ловко.
Не пустеет никогда
У меня кладовка.

– Кто расскажет стихотворение на эту букву?

Белая береза
Под моим окном
Принакрылась снегом
Словно серебром.
С.Есенин

Белка песенки поет
Да орешки все грызет,
А орешки непростые,
Все скорлупки золотые.
А.С.Пушкин

– Буква Б приготовила вам задание: (слайд № 2, 3)

А) Прочитайте деформированное слово. Какое слово соответствует ему по смыслу? Поставь значок.

Слайд № 4, 5

В) Выполни математические действия и прочитай слово.
БО + У + З + МА – ЗО + ГА + СТ =… (БУМАГА)

4) Следующий сюрприз. Прочитайте и отгадайте четвертую загадку. Загадка на букву У.

Утка

Удивительная птица
Может плавать и нырять.
На пруду все дети любят
За этой птицей наблюдать.

– Расскажите стихотворение на эту букву

У пруда утенок-крошка
В страхе кличет утку – мать:
“Ой, боюсь!
Укусит мошка,
Помоги мне убежать”.
Ф.Бобылев

– Эта буква приготовила вам задание:

Слайд № 6, 7

– Прочитайте текст с деформированными словами.

ЦАЛИУ

Мы вышли на ЦУЛИУ. Там много ШИНМА. Не РАЙИГ на проезжей части. Соблюдай правила ГОРОЖДОНО движения.

– Прочитайте название текста.
– Кто прочитает 1-е предложение? 2, 3, и т.д. Прочитайте текст целиком.
– Прочитайте текст выразительно.
– О каком правиле поведения на дороге идет речь в тексте.
– Какие правила ДД еще вы знаете?

– Правильно, ребята! Не забывайте эти правила и выполняйте, чтобы сохранить свою жизнь.
– Наш друг Киндер предлагает вам отдохнуть.

Физминутка

А.Л.Барто “А я не знал, что я расту”

– Продолжим доставать сюрпризы.

5) Прочитайте и отгадайте пятую загадку.

Загадка на букву Д.

Динозавр

Сегодня их можно увидеть в музее одном.
Ведь жили они на планете давным-давно.
Они удивляют своими размерами нас,
И тем, что остались загадкой для всех и сейчас.

– Кто расскажет стихотворение на букву Д?

1)

 

 

 


 

Дедушка дятел,
Дедушка дятел
Долбит и долбит
Дуб
Долотом.
Дедушка дятел,
Дедушка дятел
Доброму другу
Делает дом.
Е.Казинаки
2)

 

 

 


 

Букву Д на дне пруда
 Отыскали раки.
 С той поры у них беда:
 То и дело драки.
А.Шибаев.


 

 

– Буква “Д” приготовила вам вот такое задание:

– Отгадайте слово по его лексическому значению:
Загородный дом для летнего отдыха. (Дача)
Часть суток с утра до вечера. (День)
Атмосферные осадки в виде водяных капель. (Дождь)
Ребенок женского пола. (Девочка)

Проговорим еще раз эти слова.

– А теперь с помощью палочек составьте одно из слов.

– Следующий сюрприз от Киндера.

6) Прочитайте и отгадайте шестую загадку.

Загадка на букву Ж.

Жираф

Узнать его нам просто,
Узнать его легко:
Высокого он роста
И видит далеко.

– Кто расскажет стихотворение на букву Ж?

Мы не заметили жука.
И рамы зимние закрыли
А он живой,
Он жив пока,
Жужжит в окне,
Расправив крылья…
И я зову на помощь маму:
– Там жук живой!
Раскроем раму!
А.Барто

– Буква Ж приготовила вам задание:

– Прочитайте стихотворение на своих рабочих листах.
Посмотрите внимательно, кто догадался, как его начать читать? (В обратном направлении)

Слайд № 8 ,9

акориш авкуб атЭ
.акуж ан ажохоп И
куж ончот , мотэ ирп И
: кувз йищажжуж теадзИ
!ж –ж– Ж

Прочитайте стихотворение друг другу. (Работа в парах)
– Кто прочитает выразительно это стихотворение? (1–2 учащихся)
– Давайте прочитаем все вместе.

– Вот и закончились сюрпризы от Киндера.

Из букв, которые вы видите, давайте составим слово.

А Б Р У Д Ж

– У нас получилось слово “ДРУЖБА”. Как вы понимаете значение этого слова?

Слайд № 10

(Лексическое значение из Толкового словаря живого великорусского языка Владимира Ивановича Даля. Дружба – взаимная привязанность двух или более людей, тесная связь их, в добром смысле бескорыстная, стойкая приязнь, основанная на любви и уважении)

III. Творческая работа.

– Я предлагаю этим словом мы назвать картину , которую мы подарим нашему другу Киндеру. Только вы дополните эту картину своими рисунками. Раскрасьте элемент картинки и приклейте в нужном месте.
– Ребята, посмотрите, какая интересная, красивая картина у нас получилась. И как точно подходит к ней ее название.

Итог урока.

– А мы с вами знаем замечательное стихотворение о дружбе И. Мазнина
“Давайте дружить!”Слайд № 11
– Давайте его расскажем нашим гостям.
– Спасибо, ребята. Скажите, интересно ли вам было сегодня на уроке? Что понравилось больше всего? С каким настроением вы закончили урок?

Можно сделать вывод, что на уроке-игре детям гораздо интереснее. Но все-таки игра не должна подменять учебу, а игровой интерес – познавательный интерес. Безусловно, в начальных классах игровые моменты включать в урок необходимо, но обращаться с игрой в учебной деятельности нужно аккуратно, тщательно обдумывая сюжет игры, отбирая задания, которые помогут достигнуть поставленной на уроке цели с максимальной эффективностью.

При разработке игр необходимо тщательно продумывать не только характер деятельности детей, но и организационную сторону, управление игрой, систему обратной связи. Только при таком взвешенном подходе дидактическая игра войдет в целостный педагогический процесс, сочетаясь и дополняя, а не подменяя другие формы обучения и воспитания.