Урок письма в 3-м классе по теме "Это маленькое чудо – письмо"

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

  • Познакомить учащихся с историей развития письменности, разными видами писем и правилами написания письма.
  • Научить заполнять конверт, писать письма личного характера.
  • Повторить написание словарных слов.
  • Развивать речь учащихся, орфографическую зоркость, воспитывать потребность в общении посредством письма.

Оборудование:

  • выставка книг С. Маршака “Почта”, Э. Успенского “Путешествие в Простоквашино”;
  • сказка Р. Киплинга “Как было написано первое письмо”;
  • Г. Кублицкий “Письмо шло пять тысячелетий”;
  • образцы знаков, словарь русского языка С.И. Ожегова;
  • карточки со словами-подсказками для написания письма;
  • лепестки для цветка с восклицательными и вопросительными знаками.

Ход урока

I. Организация начала урока.

Учитель. Ребята, сегодня у нас необычный урок. Прослушайте отрывок из стихотворения и определите его автора.

Кто стучится в дверь ко мне
С толстой сумкой на ремне,
С цифрой 5 на медной бляшке,
В синей, форменной фуражке?
Это он, это он …

(раздается стук в дверь и входит почтальон со словами Тимашевский почтальон)

Учитель. Ой! У нас в гостях почтальон!

Ответы учащихся (Это из стихотворения С. Маршака “Почта”, только там был Ленинградский почтальон).

- Какую работу выполняет почтальон?

Ответы учащихся (Он доставляет письма, газеты, журналы).

Почтальон. Ребята! К нам на почту уже давно пришло письмо, а я не знаю, что с ним делать. Вот что написано на конверте: Москва, Печная улица, д.8, кв. 3, маме.

- Вы не знаете, кто написал это письмо?

Учитель. Мы с ребятами постараемся вам помочь. У нас сегодня интересный урок, на котором мы узнаем, какими были первые письма, о правилах написания письма, научимся правильно заполнять конверт. Почтальон побудет у нас в гостях и поможет отправить ваши письма.

- Скажите, ребята, что надо знать, чтобы правильно написать и отправить письмо?

- Всё ли вы, ребята, знаете о письме? Тогда немного истории о том, как раньше писали письма.

Экскурсия в прошлое.

Учитель. В назидание вам, ребята, я хочу прочитать рассказ про умного пингвиненка. Он хоть и ошибался, но очень старался писать правильно. И быстро научился. Вот как это было.

Пинь пишет письмо.

Однажды пингвиненку Пиню принесли большой конверт. Это было письмо от пингвинят из Московского зоопарка.

“Вот беда, - подумал Пинь. – Как же я напишу ответ, если не на чем писать? Ведь у меня нет бумаги!”

Но тут он увидел большой камень, который лежал на берегу океана.

“Напишу на камне”, - решил Пинь.

Он разыскал старый корабельный гвоздь и принялся торопливо выцарапывать буквы.

Вдруг камень зашевелился и произнес:

- Глупый Пинь, зачем ты меня щекочешь?

( Вы, ребята, конечно, догадались, что это был не камень, а обычный тюлень.)

Пинь ответил:

- Я пишу письмо пингвинятам в Москву!

- Почему же ты пишешь на моей спине?

Я ошибся, я думал, что это камень!

- Что же, по-твоему, на камне можно писать безграмотно? – Посмотри, вместо слова Москва ты написал “Масхва”. В одном слове две ошибки сделал, а еще пингвиненок!

Пиню стало стыдно-стыдно, и он убежал…

Недалеко от своего дома Пинь увидел огромную льдину.

“Напишу на льдине, - решил Пинь. – Льдина будет плыть, плыть и доплывет до Московского зоопарка”.

Он долго долбил холодные бока льдины, старательно выводя крупные буквы:

Москва, зоопарк, пингвинятам.

Писал вам на тюлене – не получилось. Пишу на льдине

Передаю вам антарктический привет от всех пингвинят!

Из-за тучи выглянуло веселое солнышко и так сильно пригрело, что льдина начала таять.

- Что ты делаешь, солнышко? – закричал Пинь. – Мое письмо сейчас совсем растает!

Солнышко ласково улыбнулось и снова спряталось за тучу. А льдина с письмом плыла по океану, покачиваясь на волнах.

Все смотрели и говорили:

- Это письмо написал пингвиненок Пинь! Наверное, он хорошо учится потому, что не сделал в письме ни одной ошибки. (И. Холин)

Учитель. Что интересного вы узнали из этого письма?

Ответы учащихся.

Учитель. За несколько тысячелетий существования письменности люди употребляли для письма различные материалы. О некоторых вы только что услышали.

- Знаете ли вы, из чего было изготовлено первое письмо?

(Из глины, морских ракушек, веревок, а позднее появилось пиктографическое письмо).

- Что такое пиктограмма?

Ответы учащихся.

- Вспомните сказку Киплинга “Как было написано первое письмо”, которую мы читали на уроке чтения. Как вы думаете, почему получившее письмо тегумайское племя неверно истолковало его смысл?

Ответы учащихся.

- Как только возникла письменность, возник вопрос: а как читать? Если, написавший придавал знакам одно значение, а читающие – другое, то ничего хорошего не получалось. Так и случилось в данном случае.

- Ребята, скажите, а используется ли пиктографическое письмо в наше время?

(Знаки уличного движения, знак на аптеке, больнице, трансформаторных будках и т.д.)

- Прошло время, и люди научились писать и посылать друг другу письма, отправлять их при помощи почтальонов, которые сначала ходили пешком, перемещались на ходулях, затем ездили в специальных почтовых каретах. Это очень ответственная работа: доставлять письма людям.

II. Объяснение нового материала.

Учитель. Ребята, а зачем пишут письма? Почему в наше время им нет цены?

- Какие виды писем вам известны?

(на доске появляется схема, приложение 1.)

- Кто из вас, ребята, знает, какой вид письма появился в наше время? (Электронное письмо)

- Послушайте отрывки из писем и определите, к какому виду письма они относятся? (Подготовленные учащиеся зачитывают отрывки из писем, а остальные определяют их вид).

1.

“…Дорогой сынок! Твои рисунки… получил. Ты, родной, уже стал большой мальчик. Мне пишут, что ты не ладишь с сестрой. Война кончится, я приеду домой и разберусь… У нас здесь весело. Летают самолеты, бросают бомбы, стреляют пушки…” (Личное письмо-рассказ)

2.

Анна Константиновна!
Пишет Вам послание,
Вам желает радости
И хороших слов
Ваш не отличившийся
По чистописанию
С третьей парты - помните –
Леша Иванов.
(Личное, благодарственное)

3.

Многоуважаемый Вукол Михайлович!

Я буду у Вас в редакции 15 числа в половину второго дня. Принесу свою работу. Если к этому времени Вас не будет в редакции или я опоздаю к поезду и приеду часом позже, то оставьте записку – где можно отыскать Вас?
Желаю Вам всего хорошего. Ваш А.Чехов.
(Деловое)

III. Словарный диктант - кроссворд.

(Приложение 2)

Учитель. А сейчас проверим, знаете ли вы слова, связанные с созданием письма. Отгаданные слова записываем и объясняем орфограммы.

По горизонтали.

1.

Без крыльев, а летит,
Без языка, а говорит.

4. Бумажный пакет, сохраняющий тайну послания.

5. Пункт назначения письма, местонахождение лица, которому оно предназначено.

По вертикали.

2. Цифровое условное обозначение населенного пункта.

3. Человек, разносящий письма, посылки, телеграммы.

Учитель. Подумайте и назовите слова, без которых не обойдется ни одно письмо.

Ответы учащихся: здравствуйте и до свидания.

- Как вы думаете, какое значение имеет слово письмо.

В словаре Ожегова письмо имеет два значения:

1. Письменность

2. Письменное сообщение - пересылаемое на далекое расстояние (или написанный текст, посылаемый для сообщения чего-нибудь, кому-нибудь).

- Значение других слов из кроссворда вы можете также посмотреть в словаре.

- Придумайте родственные слова к слову письмо.

Составьте и запишите предложение с этим словом.

(Записывают в тетради письмо – письмецо, письмишко, письменный и составленное предложение)

IV. Работа в группах.

Учитель. Написать интересное письмо – настоящее искусство. Сейчас вы будете учиться писать письма личного характера и научитесь правильно заполнять конверт. Для этой работы разделимся на 4 группы. Каждая группа получит свое задание, алгоритм написания письма, слова-подсказки и правила заполнения конверта.

(Приложение 3Приложение 4).

Учитель. Чтобы вам легче было писать письма, давайте составим план написания письма.

Учитель. Итак, для того, чтобы письмо дошло до адресата, что еще очень важно?

Ответы учащихся. Важно, чтобы адрес на конверте был точный и написан правильно.

- Сейчас мы научимся заполнять адрес на конверте.

Учитель. Кто скажет, чем отличается адресат от адресанта?

Ответы учащихся. Адресат – человек, которому адресовано письмо.

Адресант – кто его написал

Чтение лучших работ учащихся.

V. Итог урока. Домашнее задание.

Учитель. Ребята, что нового вы узнали сегодня на уроке?

(Узнали много об истории письма, познакомились с правилами заполнения конверта, писали письма разных видов).

- А что же объединяет ваши письма?

(Все они относятся к личным).

Учитель. Наконец пришло время открыть вам небольшой секрет: письмо, которое пришло по ошибке, написал герой рассказа Н. Носова своей маме. Постарайтесь найти и прочитать этот рассказ.

- Наш урок подходит к концу. Я благодарю всех за активное участие в уроке.

На ваших партах лежат лепестки-листочки. Если вам все понятно по теме “Письмо” и урок понравился, то выберите лепесток с (!). А если есть вопросы, на которые вы не знаете ответа, то выберите лепесток с (?).

Размещение на доске лепестков и построение цветка.

Учитель. Наш цветок готов. Оказывается, вы не всё смогли узнать. Это не случайно, потому, что много интересного нам предстоит узнать о письме, почте и почтальонах. Мы еще продолжим изучение этой темы в дальнейшем. А сейчас передайте свои письма почтальону.

Почтальон прощается с ребятами, принимает письма со словами

Прошу я вас, пишите письма!
В наш громкий век им нет цены.
Н. Кузовлева.

Учитель. Дома нужно повторить написание словарных слов, о которых мы говорили на уроке. Думаю, что вам будет интересно прочитать рассказ Н. Носова о том, как Миша писал маме письмо, повторите все о письме.

Урок окончен.