Урок литературного чтения с использованием ТРИЗ-технологии по теме "Заяц-хваста" (русская народная сказка). УМК "Гармония"

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

  • Образовательные: закреплять понятие о жанрах произведений; формировать умение анализировать характер героя с опорой на план.
  • Развивающие: развивать воображение, обогащать словарный запас; учить строить собственное суждение, анализировать и делать выводы, развивать речь, память, внимание.
  • Воспитательные: прививать интерес к самостоятельному чтению; воспитывать умение работать в паре, умение слушать товарища.

Ход урока

Орг. момент

Учитель:

- Послушайте цепочку слов, и кто определит общий признак, сядет на место.

  • стихотворение
  • рассказ
  • повесть

Дети:

- Это жанры произведений.

Обобщающее повторение

Учитель: Какими словами можно продолжить мою цепочку? Выберите.

Басня сказка персонаж

Дети: Басня, быль

Учитель: Возьмите карточки, прочитайте и восстановите цепочки слов, связанных друг с другом, используя стрелки. Работаем в паре. Один ученик у доски.

Автор Жанр Название
Н. Рубцов сказка “Зайцы”
русский народ стихотв. “ Заяц-хваста”
Л. Толстой рассказ “ Про зайца”
Учитель: Проверяем.
Автор Жанр Название
Н. Рубцов стихотв. “Про зайца”
русский народ сказка “ Заяц-хваста”
Л. Толстой рассказ “ Зайцы”

Учитель: А что обозначает слово персонаж?

Дети: Герой произведения.

Учитель: Как можно назвать слова персонаж и герой?

Дети: Синонимы.

Учитель: Кто является героями произведений?

Дети: Героем произведений является заяц.

Проверка домашнего задания

Учитель: Откройте учебники и прочитайте задание, которое выполняли дома.

Дети: с.52 №9

1.

Думал, горестно вздыхая,
Что друзей-то у него
После дедушки Мазая
Не осталось никого…

2.Выборочно читают предложения

Учитель:

- А какое произведение - “добрым молодцам урок…”мы скажем в конце урока.

- А сейчас физминутка.

Вышел зайчик погулять, начал ветер утихать (ходьба на месте)
Вот он скачет вниз по склону, забегает в лес зеленый.
И несется меж стволов, средь травы, цветов, кустов.(прыжки)
Зайка маленький устал, хочет спрятаться в кустах. (ходьба)
Замер зайчик средь травы, а теперь садимся мы.

Постановка темы и цели урока.

Анализ характера героев.

Учитель:

- Сегодня мы продолжим работу с русской народной сказкой “ Заяц-хваста” и попробуем узнать характер героев сказки.

- Что нам в этом поможет?

Дети: Досье на героя.

Учитель: Что такое досье?

Дети: Сбор информации о ком-то или о чём-то.

Учитель: Мы будем собирать информацию на героев сказки по плану.

1. имя

2. место

3 время

4. предметы

5.действия

6. цель

7. характер

8.результат + -

- Работать продолжим в парах.

Самостоятельная работа

Дети работают в паре, обсуждая героя по плану. Действия героя помечают в учебнике.

Проверка

Учитель: Итак, проверяем по плану, какое досье вы составили на героя сказки.

Дети:

-Имя – заяц; место - лес, гумно. Время – зима; предметов не было. На 1 этапе действия зайца - жил-был, приходилось ходить, воровать. Поэтому его цель - выжить зимой. Заяц добился своей цели, но его могли схватить собаки. Следовательно, заяц - везучий воришка.

На втором этапе действия зайца: приходит, начал хвастать, не боюсь, испугался, не буду хвастать. Его цель - показать зайцам, что он никого не боится. Следовательно, заяц хвастливый.

Учитель:

-Сейчас мы попадем в мир воображения. Всмотритесь в мой браслет, пройдите глазками через камни и закройте глаза. Постарайтесь увидеть зайца, когда он хвастался. Рассмотрите его мордочку, в какой позе он стоит, как говорит.

Если вам станет смешно, посмейтесь. Поделитесь впечатлениями.

- Вы не такого зайца представили? Приложение 1

Дети: Заяц на третьей картинке подходит по описанию и характеру.

Учитель: А посмотрите, как изобразил зайца художник в книжке. А вы хвастали когда-нибудь или нет? Расскажите. Попробуем прочитать реплику зайца, когда он хвастает. ( Дети надевают маски и они читают.)

Учитель: Еще, какой заяц?

Дети: Трусливый, потому что боится ворону. Он достиг цели – похвастаться, что никого не боится, но его натрепала ворона. На третьем этапе действия зайца - увидел, помочь, выскочил, сел, ушёл. Его цель - помочь вороне. Поэтому он заботливый, догадливый, храбрый. Заяц добился цели, но его могли схватить собаки.

Учитель: Назовите мораль сказки.

Дети: Кто хвастать любит, тот наказан будет. Кто другим помогает, тот удачлив бывает.

Учитель: Выберите пословицы, которые подходят к поступкам героев.

  • Хвастовство до добра не доводит.
  • Сам погибай, а товарища выручай.
  • Одна голова хорошо, а две лучше.

Дети: Хвастовство до добра не доводит. Сам погибай, а товарища выручай.

Учитель: Прочитайте досье на ворону.

Дети: имя – ворона, место - забор, лес. Время – зима. Предметов нет. Действия - пошла, разыскивать, нашла, потрепала. Цель - наказать зайца за хвастовство. Значит ворона справедливая. Она сидела, встретила, говорит. Цель - поблагодарить зайца. Значит она благодарная.

Учитель:

- Как надо прочитать слова вороны? Читаем.

- Назовите мораль сказки.

Дети: Не держи зла на того, кто тебя проучил.

Учитель: Ребята, составление досье на героев нам помогает их лучше узнать и выразительно прочитать их роли. Попробуем прочитать сказку по ролям. Обратите внимание на ударение в словах: усищи, лапищи, зубищи.

Обобщение.

Учитель: Итак, какие черты характера осуждается в сказке?

Дети: Хвастовство.

Учитель: А какие поощряются?

Дети: Храбрость, взаимопомощь.

Учитель.

- Дома вам предлагается задание научиться выразительно читать сказку по ролям.

- Когда вам на уроке было легко, а трудно?

- Какая из пословиц подходит к нашей работе на уроке?

Дети: Одна голова хорошо, а две лучше.

Учитель:

- Поблагодарите друг друга за работу в паре.

- Урок окончен.