"Сопоставительный анализ лирических произведений". Урок литературы в 9-м классе

Разделы: Литература


Учебно-воспитательные цели и задачи:

  • Образовательная - овладеть навыками сопоставительного анализа, углубить знания учащихся о литературном направлении "романтизм" и о жанре "баллада", развить стойкий интерес, потребность в знаниях, самообразование в области культуры;
  • Развивающая - развитие познавательной активности на основе поисковой деятельности, развитие речи учащихся, обогащение словарного запаса, развитие мышления, аналитических способностей, творческих способностей.
  • Воспитательная - формировать духовный мир школьника, его нравственность, эстетические вкусы силой воздействия различных видов искусства, развитие чувства патриотизма и интернационализма, развитие бережного отношения к культурному наследию нашей Родины.

Материально-техническое обеспечение урока: компьютер, проектор, слайды, выставка литературы, листы ответов и таблицы в виде раздаточного материала, портреты поэтов.

Музыкальное сопровождение: пьеса Ф.Шуберта "Лесной царь".

Ход урока

Оргмомент. Вступление.

-Добро пожаловать в мастерскую перевода. У нас сегодня необычный урок. Вы познакомитесь с литературными переводами, побываете в роли переводчиков.

Наша задача: сравнить два лирических произведения и выяснить: является ли одно переводом другого, или же это разные произведения на одну тему.

1 этап. Подготовка к восприятию.

1.1. Но сначала я хочу погрузить вас в мир эмоций, чувств. Ведь лирика - это и есть выражение различных чувств.

Страх?! Что это такое? Подумайте. Какие ассоциации у вас возникают? Запишите в тетрадь. (см. слайды)

1.2.Итак, переводы и переводчики.

Талантливые переводчики - это талантливые поэты и писатели. Благодаря им мы знаем Шекспира, Мольера, Гомера и их бессмертные произведения. Но приступая к переводу, автор сталкивается с массой трудностей.

Считается, что перевод-это искусство потерь. Что выбрать автору перевода? Точность или образность? Не пострадает ли произведение? Чем талантливее переводчик, тем меньше у него потерь.

"Переводчик в прозе есть раб, переводчик в стихах - есть соперник!" - считал один из выдающихся литераторов 19 века В.А.Жуковский. Аня Бочарова подготовила небольшое сообщение о переводчиках 19 и 20 веков.

1.3.Сообщение учащегося. (Слайды о переводчиках).

2 этап. Погружение в тему.

- Вспомните задачу, которую мы должны решить. (Ответ учащихся).

В нашей мастерской сегодня два гостя, два великих поэта: И.В.Гёте и В.А.Жуковский. Поэтому я попросила вас разделиться на две команды. Своего соотечественника Гёте будет представлять Никлас и его команда. Жуковского представляет Люба Понкратова и её команда. (Выходят парами и представляют поэтов).

Слово предоставляется Никласу. Но чтобы вам было понятно, о чем будет читать Никлас, я попросила его сделать подстрочник, которым часто пользуются переводчики. Что же такое подстрочник? Это дословный перевод, прозаический. Конечно, красоты звучания он лишен, поэтому мы слушаем стихотворение в оригинале.

2.1.Представление поэтов Гёте и Жуковского. Чтение баллад.

3 этап. Углубление темы. Анализ.

3.1.Работа на повторение с листами ответов.

Возьмите листы ответов, прочитайте задание А.1. (1.Соответствуют ли произведения Гёте и Жуковского литературному направлению "романтизм" и жанру баллады? Отметить характерные для романтизма черты).

Выполните задание 2. В чем особенности сюжетов произведений? (Отметить элементы сюжета, которые есть в балладе Гёте и Жуковского).

Подведите итоги своим наблюдениям. (Ответы учащихся).

Итак, мы видим, что у поэтов одинаково нарушается композиция сюжета. Такое построение называется фрагментарным. Благодаря ему события в произведении окутаны какой-то тайной.

Почему она нарушается? Что важно в балладе? (Важно для поэтов не события, которые происходят с героями, а их чувства).

А какое основное чувство в произведениях? (Страх).

3.2. Давайте проанализируем это чувство, страх младенца, одинаков ли он в балладе Гёте и в балладе Жуковского?

Для этого возьмите красный цвет и отметьте те строки, фразы, которые характеризуют чувство страха ребенка. А в листах ответов есть вспомогательные вопросы.

- Назовите, что вы отметили? Начинает команда Любы (баллада Жуковского), ей отвечает команда Никласа (баллада Гёте). Проверьте первую строфу по слайду. Продолжим работу со второй строфой и так далее.

Весь издрогнув, малютка приник... отец с ребенком, ему покойно и тепло...

Робко прильнул... робко прячешь лицо...

Мне, вижу, кивают из темных ветвей... неужели ты не видишь... в мрачной тьме...дочерей...

Мне душно, мне тяжко дышать... схватил, сделал больно...

Тоскует, кричит... стонущее дитя...

3.3.Теперь я вас отсылаю к тому заданию, которое вы выполняли в начале урока. Выпишите ассоциации к слову страх, распределяя слова в две колонки: Жуковский и Гёте. Задание это вы найдете в листах ответов.

Прочитайте, что у вас получилось? Одинаковые слова или разные?

(страх у Жуковского - дрожь, тоска, крик, робость. У Гёте - ужас, смерть, боль, стон.)

Каким ребенок изображен в начале баллады у Гёте и у Жуковского? (у Жуковского он издрогший, больной, поэтому Лесной царь - это бред, больная фантазия; у Гёте он прячется от Лесного царя, реально существующего.)

Отчего погибает ребенок? ( у Жуковского от видения, от собственного страха, от болезни; у Гёте от Лесного царя - схватил его).

Внимание! Красный сигнал подает нам Лена Антонова. Она работала со статьей Марины Цветаевой "Два лесных царя". Что-то важное она нам хочет сообщить.

3.4. Сообщение учащегося.

У Цветаевой своя точка зрения. А сейчас я вас познакомлю с еще одной точкой зрения на этот сюжет. Правда, она музыкальная. В 19 веке Франц Шуберт написал пьесу, которая так и называется "Лесной король".

3.5. Звучит музыкальная пьеса Шуберта "Лесной король".

- Какой балладе ближе эта музыка: балладе Жуковского или Гёте?

3.6. Сопоставьте образ Лесного царя у Жуковского и у Гёте. Для этого выполните следующее задание. Возьмите черный цвет и отметьте те строки, где говорится о Лесном царе и его царстве.

- У кого образ этот более конкретный? (у Жуковского)

...в темной короне, с густой бородой... в короне и с хвостом...

(у Гёте это существо неопределенного возраста, состоящее из короны и хвоста. Это демон (полоса, лоскут, отрезок, обрывок, мантия.)

Сравните цветовую гамму. В какой балладе цветовая гамма светлая, радостная? (у Жуковского - бирюзовый, жемчужный, золотой; у Гёте - пестрый, золотой, сухие листья - веет смертью, тоской).

Что обещает Лесной царь младенцу? (у Жуковского конкретно: золото, перлы и радость сулит.- у Гёте неопределенное: что мне шепотом обещает...)

Внимание! Антонова Лена - сообщение из статьи М.Цветаевой.

Сравните мир Лесного царя. В какой балладе он более привлекательный, яркий? (у Жуковского он яркий, там веселье, радость; у Гёте - потусторонний мир страшный, там смерть).

Но почему же ребенок не хочет остаться в этом мире ни у Жуковского, ни у
Гёте? Вспомните, что известно об образе Лесного короля? Я просила Курочкина Сережу заглянуть в Интернет, есть ли там какие-нибудь сведения?

3.7.Сообщение учащегося об Ольховом короле.

Ответы учащихся. - В этом мире его ждет смерть, там нет тепла человеческой любви, которая есть в нашем, пусть и непривлекательном мире внешне. Там не будет отца, который согревает его своей любовью.

3.8. Выполните следующее задание в листах ответов, сравнивая образы Лесного царя. Сравните два глагола: пленился-уязвляет. Какой дополнительный смысл вносят эти глаголы в осмысление образа Лесного царя? (пленился-очарован, уязвляет-раздражает, ненависть). Один только обещает, манит и все откладывает свое намерение; а другой хватает и губит мальчика).

Внимание! Антонова Л. - сообщение из статьи М.Цветаевой, (у Жуковского Лесной царь добрее).

Вывод: вот мы и подошли к выводу о том, что задачи изначально у поэтов были разные. У Гёте в соответствии с романтическим представлением показать существование призрачного, великолепного и холодного царства Лесного царя, реально существующего. У Жуковского - искушение, тайна, как точно подметила М.Цветаева.

3.9. На листе ответов найдите самостоятельную работу. Прочитайте задание. Выполните его. (см. на слайде).

Вывод: у Гёте отец напуган, ему жутко, т.к. он верит в Лесного царя реально. У Жуковского ответы отца безмятежные, т.к. видение больного ребенка - бред, фантазия.

Внимание! Антонова Л. С сообщением из статьи М.Цветаевой.

4 этап. Подведение итогов. Закрепление полученных знаний.

- Вспомните задачу, которую мы ставили в начале урока, (читают учащиеся, делают выводы).

Вывод по теме урока: судя по времени написания, баллада Гёте появилась раньше, романтизм в Германии появился раньше, чем в России. Следовательно, Жуковский знал о балладе Гёте. Но переводом назвать произведение Жуковского нельзя, т.к. перевод должен быть точным, беспристрастным. Жуковский на основе сюжета Гёте создал свою балладу. Об этом свидетельствуют явные различия в понимании образов баллады: Лесного царя, отца, страха у ребенка. Это два разных мира.

Внимание! Антонова Л. Цитата из статьи М.Цветаевой.

- Закончим мы цитатой Жуковского: "У меня почти все чужое или по поводу чужого, и все, однако, моё".

А эпиграфом к нашему уроку я взяла слова замечательного поэта Н. Гумилева: "Прекрасные стихотворения, как живые существа, входят в круг нашей жизни; они то учат, то зовут, то благославляют".

И последнее, научившись сопоставлять и анализировать на уроках литературы, я думаю, что вам пригодится это и в жизни. Ничто так не развивает ум и интуицию, как метод сравнения и сопоставления.

5 этап. Физзарядка для глаз, профилактика сколиоза. Релаксация.

(См. слайды).

6 этап. Результаты урока.

Выполнили мы с вами поставленную задачу?

Добились цели урока?

А теперь возьмите карточки оценки и оцените свою работу на уроке, работу своих одноклассников и результативность урока. Сдайте карточки.

7 этап. Заключительное слово. Домашнее задание.

Мы сегодня побывали в мастерской двух великих поэтов. Мы создали с вами свою мастерскую. И теперь как настоящие мастера мы должны сделать свой собственный перевод "Лесного царя". Кто-то сейчас уже сможет выполнить это задание, а кому-то нужна особая атмосфера творчества. Тогда вы продолжите дома. А оценим ваше творчество на следующем уроке.

Приложение 1, приложение 2.