Урок русского языка по теме "Слова с непроизносимой согласной в корне слова" (3-й класс)

Разделы: Начальная школа


Цели:

– учить сравнивать, делать выводы, обобщать;
– сформировать понятие о непроизносимой согласной в корне слов и способе их проверки;
– воспитывать чувство гордости за достижения Российской космонавтики, стремление быть здоровым.

Оборудование: мультимедийный проектор, презентация, плакат “При письме сиди правильно”, сигнальные карточки для каждого ребёнка с буквами о,а; памятки “Умение ставить учебную задачу”, “Самоконтроль”; конверты с письмами для каждого учащегося (Приложение 2), учебник русского языка Т.Г. Рамзаевой 3 класс, словари синонимов.

1. Организация класса.

Слайд 1

Психологический настрой на урок.

Играет музыка на космическую тему.

– Встаньте на обе ноги, глубоко вздохните и скажите:

“Я все умею, я всё могу, у меня всё получится”.

Улыбнитесь друг другу, улыбнитесь мне, посмотрите на гостей, улыбнитесь им.

Садитесь и чувствуйте себя на уроке свободно, отвечайте уверенно.

2. Минутка чистописания.

Пальчиковая гимнастика.

  • Чтоб красиво нам писать,

Нужно пальчики размять.

Упражнение “Пальчики здороваются”. Кончики пальцев правой и левой руки соприкасаются: мизинец с мизинцем, безымянный с безымянным и т. д. Чтобы выполнить это упр. нужно быть очень внимательными и с усилием давить на подушечки пальцев, для улучшения кровообращения. Попробуйте сделать вместе со мной, в более быстром темпе, самостоятельно.

Как вы думаете, что ещё нам нужно сделать, чтобы начать писать? Посмотрите на мальчика на плакате, сядьте также. (Приложение 2 Рисунок 1)

Откройте тетради, сегодняшнее число и классная работа у вас уже записаны.

Я буду писать на доске, а вы в тетради:

р о б к а л ь (письменные, строчные)

По этому образцу допишите строчку до конца. Пройти по рядам, исправить ошибки.

3. Словарная работа.

Слайд 2

– Ребята, посмотрите, ведь на этой строчке рассыпалось слово, соберите его и запишите на следующей строчке. Какое слово у вас получилось? Поставьте в нем ударение, подчеркните безударную гласную. Назовите её. Можем ли мы её проверить? Это новое словарное слово. Прочитайте его ещё раз со слайда и запомните написание: корабль.

– А какое значение имеет слово корабль? Ответы детей. По мере ответов детей заполняется таблица на слайде.

– Назовите синонимы к слову корабль? Дети называют несколько вариантов.

А космический корабль как ещё называется? Ракета. Запишите это слово. Покажите сигнальной карточкой, какую безударную гласную вы написали.

Как называют человека, который отправляется в космический полёт? Космонавт. Запишите это слово. Покажите сигнальной карточкой, какую безударную гласную вы написали.

Прочитайте ёще раз, записанные вами слова. На какую тему эти слова? Космос. Запишите это слово. Покажите сигнальной карточкой, какую безударную гласную вы написали.

Молодцы, ребята я вижу, что вы все хорошо знаете словарные слова. Наш урок сегодня будет посвящён космической теме.

4. Сообщение темы и постановка целей.

Слайд3

Посмотрите на космический корабль, составьте с ним словосочетание. Дети устно проговаривают свои варианты. А корабль, который полетит к звёздам, как назовёте?

Звёздный корабль. Запишите это словосочетание в тетради.

Один ученик пишет у доски. Пока дети пишут пройти по рядам. Вызвать к доске того, кто написал не правильно.

На доске запись: Звёздный корабль. Звёзный корабль. Сравните записи. Поднимите руки те, кто написал как 1ученик. Поднимите руки те, кто написал как 2 ученик. Каждый из детей объясняет, почему так написал. Как же определить, кто прав?

Послушайте, как я произнесу слово: “звезный”. Какая буква выпала? “д”. Такие согласные, которые не произносятся в слове, а писать их нужно называются непроизносимыми. Я открою эту букву на нашей ракете (Приложение 2 Рисунок 3).

Слайд 4

И тема нашего урока так и звучит:

Слайд 5

Слова с непроизносимыми согласными в корне слова.

Как вы думаете, чему мы будем учиться на этом уроке? Памятка “ Умение ставить учебную задачу”:

Слайд 6

  1. Что я узнаю на уроке?
  2. Чему научусь?
  3. Где могут пригодиться эти знания?

После ответов детей обобщение:

Будем учиться находить слова с непроизносимой согласной, учиться проверять их и правильно писать. Но мы не справимся с этим, если не будем сравнивать и обобщать.

Упр. на сохранение правильной осанки.

– Ноги на ширине плеч. Ладошки соединить, поднять руки вверх. Изобразить ракету, потянутся. Спина прямая. Приземлились на другой планете. Покажите инопланетянам свою красивую осанку. Соедините лопаточки. Как вы покажите инопланетянам, что не понимаете их. Плечи вверх, вниз. Полетели на свою планету.

5. Ознакомление с новым материалом.

На ракете лишь одна непроизносимая согласная, но есть ещё и другие. Прочитайте правило в учебнике на стр. 111, и скажите, какие это согласные? На ракете по мере ответов учащихся открываются непроизносимые согласные.

Слайд 4

Порой в словах встречаются
Ужасные согласные.
Они не произносятся,
Но пишутся в тетрадке.

Как же узнать, нужно ли в слове писать согласную, если она не слышится. Когда вы писали слово звёздный вы уже ответили на этот вопрос?

Слайд 7

Нужно подобрать однокоренное слово, в котором непроизносимая согласная чётко слышится

Чтение правила в учебнике стр. 111. Обобщение:

– Какие непроизносимые согласные вы знаете?

– В какой части слова и почему они требуют проверки?

– Каков способ проверки?

– Какие слова являются проверочными?

6. Закрепление.

1). – Мы с вами много говорили о космосе, в ваших учебниках на эту тему есть рассказ. Прочитайте его самостоятельно (стр.114 упр.306). Беседа о прочитанном по вопросам:

    • Где живут космонавты?
    • Кто такой Ю. А. Гагарин?
    • Кого ещё из космонавтов вы знаете? Титов Г. С., Терешкова В. В.
    • Какими качествами должен обладать космонавт? (Главное – крепкое здоровье.)

Слайд 8

– Найдите и выпишите из первого абзаца слова с непроизносимой согласной. Что поможет вам выполнит это задание? Ракета.

Слайд 9

Самоконтроль по памятке:

  1. Сравни свою работу с образцом.
  2. Найди ошибки и исправь их.
  3. Дай качественную оценку своей работы?

Слайд 10:

Радостно, звёздный. Поднимите руки у кого также. Докажите, что вы выполнили задание правильно. Подберите к ним проверочные слова. Как вы будете это делать? радостно, звёздный

Радость звезда

Обобщение о способе проверки.

2). Упр. по схеме зрительно-двигательных траекторий.

Слайд 11

Выполнить стоя. Проследить глазами путь ракеты по траекториям разного цвета.

Ведём глазами по линии коричневого цвета: сверху вниз, слева направо, по восьмёрке зелёного цвета, по овалу чёрного цвета.

– В следующем задании нам снова понадобятся знания о способе проверки непроизносимой согласной.

Слайд 12

3). Со…нце _______ корабль полетел к _________.

Гиган…ский Этот путь был очень _________.

Опас…ный

Какое задание можно выполнить в первом столбике, во втором? Выберете себе то задание, с которым вы сможете справиться. Первое задание: спишите слова, вставьте пропущенные буквы, перед словом напишите проверочное. Второе: Вставить эти слова по смыслу в предложения и записать.

Коллективная проверка. Дети читают предложения (Гигантский корабль полетел к солнцу. Этот путь был очень опасный), а те кто записал проверочные слова, называют их. В слове опасный не написали непроизносимую согласную. Почему? Поднимите руки те, кто ошибся те, кто не допустил ошибки. Что позволило вам правильно справиться с заданием?

4) Упр. для снятия утомления зрения.

Согревание глаз. В положении стоя, ноги вместе, опустить руки вниз, соединить ладони вместе и зажать их между коленями. Тело наклонить вперед и выполнить трущие движения ладонью о ладонь, умеренно прокладывая силу. После того как ладони разогреются, сложить их “лодочкой” и наложить на глаза (левую руку положить на левый глаз, правую соответственно на правый), таким образом, чтобы центры ладоней не касались глазного яблока. Глаза при этом закрыты. Держать ладони в таком положении около 10с, затем опустить руки. Повторить все элементы упражнения в указанной последовательности 2—4 раза. В заключение данного упражнения под ладонями смыкать и размыкать веки (8-10 раз).

5) На ваших столах лежат письма. От кого они. Прочитайте.

Письмо

Привет, здешние жители. Знаменитый космонавт желает встретиться с вами. Он собирает весёлые истории о землянах.

Марсианин.

Слайд 13

Задание: Спишите подчёркнутые слова, рядом напишите синонимы с непроизносимой согласной, подчеркните непроизносимую согласную. При выполнении задания дети пользуются словарем синонимов.

Взаимопроверка. Поменяйтесь тетрадями, проверьте правильность написания.

Слайд 14

Привет – здравствуйте,
здешние – местные,
знаменитый – известный,
весёлые – радостные.

Прочитайте письмо, заменяя подчёркнутые слова синонимами с непроизносимой согласной.

Обобщение. Поднимите руку те, кто не ошибся. Расскажите, каким правилом вы пользовались. Почему важно не ошибаться?

7. Домашнее задание по выбору:

Слайд 15

1) прочитать правило на стр. 111., упр. 297.

2) написать ответное письмо марсианину с весёлой историей из жизни землян, используя слова с непроизносимой согласной.

8. Итог урока.

Какие задачи вы ставили вначале урока? Справились ли вы с ними? Что для вас было трудным? Что понравилось?

– Дети, которые справились со всеми заданиями, готовы отправиться в настоящее путешествие. Желаю всем счастливого пути, прекрасного настроения и удачного преодоления всех препятствий. До свидания.

Приложение 1 Презентация

Приложение 2

18.02.2010