Проект на тему "Волшебный мир кристаллов"

Разделы: Работа с дошкольниками


В дошкольном возрасте особое значение для развития личности ребёнка имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека. Овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой, расширяет мировидение ребёнка, его личностный рост. Поэтому нужно сформировать у дошкольника умение устанавливать простейшие взаимосвязи и закономерности о явлениях окружающего мира и самостоятельно применять полученные знания в практической деятельности.

Работа по познавательной деятельности у нас ведётся в нетрадиционной форме – в форме проектов. Проектная деятельность помогает дошкольникам устанавливать причинно-следственные связи в живой и неживой природе, формируя у них бережное отношение к окружающему миру.

В своей работе использовала информационно-аналитический проект, который был краткосрочный: рассчитанный на три недели.
На этапе данного проекта решались следующие задачи:

  • способствовать расширению знаний детей о свойствах и особенности камней и минералов;
  • развивать познавательную активность в процессе ведения опытно-экспериментальной
  • деятельности и чувство взаимопомощи.
  • поощрять в выдвижении гипотез детьми, развивать умение сравнивать и делать выводы;
  • воспитывать чувство прекрасного видеть многообразие мира.

Свой проект я представила в виде таблицы, в которой поставлена цель: «Вырастить кристалл из различных минералов». Из этой цели вытекают задачи, которые необходимо решить в ходе проекта. Показаны разнообразные формы работы, с помощью которых решаются поставленные задачи. Описан материал и оборудование, используемое в ходе проекта. А так же опытно-экспериментальная деятельность, которая проводилась в мини-лаборатории, на протяжении выращивания кристалла. На протяжении всего проекта велась диагностика по каждой задачи, результаты которой можно увидеть в таблице.

Используя в работе проектную деятельность, учитывая возрастные особенности, можно отметить повышение интереса, активности и самостоятельности у детей в опытно-экспериментальной деятельности и познание мира. (Приложение)

Работа по теме «Познавательная деятельность детей посредством ознакомления с неживой природой» ведётся поблочно и состоит из разделов: «Метеорология», «Астрономия», «Археология» и «Топография», которая реализуется в течение года. Ввиду недостаточности разработанности темы в базовой программе «Радуга», обыденности восприятия окружающего мира детьми, возникла необходимость оптимизация педагогической деятельности, а именно углубленная тематическая разработка по обозначенным разделам.

Так в разделе «Археология» знакомство с полезными ископаемыми и камнями решено организовать в форме проекта. Разработанный проект является краткосрочным и состоит из двух этапов: информационно-аналитического и практического. В систему было включено одно занятие на тему: «Интересное о камнях и кристаллах», предусмотренное программой «Радуга», а остальная работа велась в форме нерегламентированной деятельности.

Совместно с детьми была выдвинута гипотеза: «Сможем ли мы создать «драгоценный» камень. На первом этапе проекта в утренние часы предлагались беседы и рассматривание карточек-схем, с целью заинтересовать детей. Беседа «Загадочный мир минералов» предполагала умение детей различать и называть минералы, сопоставлять их особенности. А рассматривание карточек-схем подводило детей к умению различать и называть форму кристаллов, их структуру. Читая художественную литературу «Серебряное копытце» П.Бажова и И.Н.Рыжова «О чём шептались камни» подвела детей к пониманию того, что в природе есть не только простые камни, но и драгоценные. Чтобы дети умели называть и различать драгоценные камни, проведено занятие «Каждому знаку Зодиака свой камень». А вечернее время предлагалось детям рассмотреть коллекцию драгоценных камней и принять участие в организации «Выставки украшений». На которой обсуждалось, где какие украшения разместить и закреплялись понятия: серьги, брошь, бусы, колье, активизируя словарь дошкольника. Для организации выставки привлекались родители, которые оказали помощь в подборе украшений. На закрепление знаний о минералах и их использовании, после сна детям предложена «каменная» викторина: «Что вокруг нас сделано из камней», где дети говорили о кирпиче, цементе, мраморе и граните – подводя итог, что всё – это минералы. На основе этих знаний была организованна выставка «Строительные материалы».

Второй этап проекта предусматривает выращивание кристалла. Проводится работа в мини- лаборатории «Юный Эрудит»:

– где дети изучают минералы соли и медного купороса, отрабатывая навыки работы с измерительными и увеличительными приборами;
– проводят опыты: «Растворимость минералов», «Есть ли воздух в камнях»;
– в форме опытно-практической деятельности проходит непосредственное выращивание кристалла.

Дети устанавливают следственные связи и самостоятельно делают выводы: о растворимости, хрупкости и твёрдости минералов; наличие воздуха в камнях. В свободное время предлагалось рассматривание энциклопедической литературы, из которой дети получали научные знания о предмете. В течение двух недель велось наблюдение за ростом кристалла. Результаты заносились в лист-наблюдения знаковыми символами. Заполнение листа-наблюдения доверялось первым, заметившим изменения в росте кристалла.

Итоги проекта: дети научились различать минералы и кристаллы, уметь называть их особенности; вести лист наблюдения, заполняя знаково-символьным письмом; научились работать с лупой, пинцетом и предметным стеклом; грамотно строить описательные рассказы, используя в речи прилагательные. (жемчужное, коралловые, янтарная и др.); выращенный кристалл, который поместили в коллекцию, перерастающую в мини-музей.

Дальнейшая работа предполагает создание мини-музея «Волшебный мир камня».

Литература:

  1. Программа «Радуга» Т.Н.Доронова
  2. Т.И.Гризик «Познаю мир»
  3. Г.П.Тугушева, А.Е.Чистякова «Экспериментальная деятельность детей старшего дошкольного возраста»
  4. Т.Н.Зенина «Ознакомление дошкольников с природными объектами»
  5. Н.Рыжова, Л.Логинова «Мини-музей в детском саду»
  6. Энциклопедия «Я познаю мир» (сокровища Земли)
  7. Энциклопедия «Я познаю мир» (камни и минералы)
  8. Природоведение «Камни и минералы»
  9. А.Н.Квитко «Каменные цветы Жигулей»
  10. Л.В.Ковинько «Секреты природы-это так интересно»