Урок природопользования. 5-й класс. "Питание человека"

Разделы: Химия, Биология

Класс: 5


Тип урока:

урок систематизации и обобщения материала.

Цели урока:

систематизировать и обобщить знания учащихся по теме “Питание человека”.

Задачи урока:

повторить строение пищеварительной системы человека, актуализировать представления об основных питательных веществах, витаминах; развить представления о назначении пищи в жизни человека, о значимости полноценного рационального питания; формировать ЗОЖ и представление о принципах правильного питания, укрепить привычки здорового питания.

Оборудование:

  • Кабинет с интерактивным комплексом Inter Whrite.
  • Раздаточный материал (названия блюд на завтрак, обед, ужин; циферблаты часов; памятки “Золотые правила питания”, “Полезный ассортимент продуктов для детей”, “Распределение калорийности питания в течение суток”, “Примерный режим питания школьников”, “кружочки настроения”, таблицы “Основные питательные вещества”.

Человек есть то, что он ест.
Скажи мне, что ты ешь, и я скажу, кто ты.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

Учитель. Мы дисциплинированы, активны, работаем быстро, старательно, у всех отличное настроение.

Сообщение темы, цели и задач урока. (слайды 2,3,4 (см. презентацию))

Вступительная часть

Учитель. Ваше здоровье – самое ценное, что есть у вас. На всю жизнь вам дается только один организм. Многие болезни – всего лишь результат неправильного питания. На этом уроке вы узнаете, что качество жизни можно улучшить благодаря правильному питанию. Вспомним, как устроена пищеварительная система и как она функционирует. (слайд 5)

(ученики рассказывают о строении и функциях пищеварительной системы человека)

II. Основная часть

Учитель. Питание – одна из основных функций всего живого. Существуют особые принципы правильного питания. Попробуйте их сформулировать. (слайд 6)

Учитель. Остановимся на режиме питания. Нарисуйте стрелки на циферблате (см. раздаточный материал).

Предлагается работа с интерактивной доской (ученики рисуют стрелки на циферблатах). (слайд 7)

Учитель. Сравните с рекомендуемым режимом. (слайд 8)

Ученики на раздаточных карточках записывают названия блюд на завтрак, обед и ужин.

Учитель. Следующее правило правильного питания – адекватность.

Как вы это понимаете. (вариант ответа: Количество пищи, которую мы едим должно соответствовать нашим энергетическим затратам, т.е. на различные виды работ: умственную, физическую). (слайд 9)

Следующее правило здорового питания – сбалансированность. Объясните. (вариант ответа: Это разнообразие в питании, количество белков, жиров, углеводов должно соответствовать возрасту, в пище должно быть необходимое количество минеральных веществ и витаминов). (слайд 10)

Ученики называют питательные вещества (белки, жиры, углеводы), продукты в которых они содержатся. (слайд 11) (слайд 12) (слайд 13)

Ученики, работают с диаграммой на интерактивной доске, определяют потребность в питательных веществах для своего возраста (10-12 лет), анализируют таблицу “Физиологические нормы суточной потребности в пищевых веществах и энергии” ( слайд 15) . Делают выводы о нормах питания для мальчиков и девочек своего возраста.(слайд 14) (слайд 15)

Физкультурная пауза (ученики под музыкальное сопровождение выполняют физические упражнения). (Слайд 16)

Ученики анализируют состав различных продуктов питания по содержанию питательных веществ. (слайд 17) (слайд 18)

Ученики работают с интерактивной доской, на предложенных рисунках закрашивают определенными цветами содержание в хле6е и торте питательных веществ. (слайд 18)

Ученики сравнивают, делают выводы о правильном питании, заполняют предложенную таблицу:

Вариант, предложенный детям:

Основные
питательные
вещества (ОВП)
Роль ОВП Продукты, содержащие ОВП Число блюд
в день
Белки      
Жиры и углеводы      
Витамины и
минеральные
вещества
     
Жидкость      

Правильный вариант они получают после заполнения таблицы:

Основные
питательные
вещества (ОВП)

Роль ОВП

Продукты, содержащие ОВП

Число блюд
в день

Белки Помогают росту
организма
Мясо, рыба, молоко и продукты из них Не менее 2
Жиры и углеводы Источники энергии Мясо, рыба, молоко, продукты из них.
Хлеб, крупы
Не менее 2
Не менее 4
Витамины и
минеральные
вещества
Укрепляют иммунитет Фрукты и овощи Не менее 4
Жидкость Входит в состав тела Жидкие продукты Не менее 4

Учитель. Т.о. в пище должны содержаться в необходимом количестве белки, жиры, углеводы. Какая еще группа веществ делает пищу полноценной для питания? (вариант ответа: Витамины)

Ученики формулируют понятие “Витамины” и определяется их значение для организма.

В качестве закрепления понятия ученики отгадывают кроссворд (разгадывают названия ягод, богатых витаминами). (слайд 21)

Учитель. Для нормальной жизнедеятельности организма необходимы также минеральные вещества. Обратимся к слайду “Минеральные вещества”. Какие минеральные вещества необходимы для организма и их роль.

Ученики анализируют данные и делают вывод о значении минеральных веществ. (слайд 22)

Работа с интерактивной доской, направленная на определение продуктов питания полезных и вредных для организма человека.

Задание: распределите на две группы полезные и вредные для питания продукты, используя знания о значении и норме БЖУ, витаминах, минеральных веществах. (слайд 23)

Ученикам предлагается вспомнить пословицы и поговорки о питании. Соединить начало и конец предлагаемых пословиц. (слайд 24)

Правильные варианты пословиц и поговорок: Без хлеба не будет обеда. Гречневая каша – матушка наша. Покуда есть хлеб да вода, все не беда. Если про кашу не забудешь, здоровым будешь. Плох обед, коли хлеба нет. Без хлеба куска и медом сыт не будешь.

III Заключительная часть

Обобщение материала. Подведение итогов:

Учитель. Рациональное питание это: залог здорового образа жизни, условие для нормального роста и развития человека, фактор, влияющий на работоспособность и продолжительность жизни. Питание – это привычка, которой можно управлять, поэтому формировать здоровое питание необходимо с детства, чтобы в зрелом возрасте проблем со здоровьем не было.

Предполагаемые ответы учеников: В пище содержатся основные питательные вещества: белки, жиры, углеводы, витамины, минеральные элементы, вода, которые являются строительным материалом для роста, источником энергии, укрепляют иммунитет.

Домашнее задание: (слайд 26)

предложить меню для школьной столовой на 1 день,

составить анкету о здоровом питании и предложить ее своим родителям,

составить кроссворд на тему “Правильное питание”.

Ученики получают памятки “Золотые правила питания”, “Примерный режим питания школьников”.

Рефлексия:

Cлайды: 27,28,29.

Кто желает высказаться по уроку?

Продолжите мысль: “Я понял(а), что… .”, “Я узнал(а). что… .”, “Мне было интересно….”, “К сожалению…”, “Теперь я буду … .”.

См. приложение.

Используемые материалы

  1. Безруких М.М., Филиппова Т.А., Макеева А.Г. Разговор о правильном питании /методическое пособие.- М.: Олма-Пресс Инвест, 2002 – 80 с.
  2. Биология: Человек: Учеб. для общеобразоват. учеб. заведений /А.С. Батуев, И.Д. Кузьмина, А.Д. Ноздрачев и др.; Под ред. А.С. Батуева. – 3-е изд., перераб. – М.: Дрофа, 1997.
  3. Две недели в лагере здоровья: рабочая тетрадь / Безруких М.М., Филиппова Т.А., Макеева А.Г - М.: Олма-Пресс Инвест, 2003 – 72 с.: ил.
  4. Зайцев Г.К. Школьная валеология. Педагогические основы обеспечения здоровья учащихся и учителей. – 2-е изд. – СПб., 1998.
  5. Зуйкина Т.Н. Урок “Гигиена питания” // Биология в школе. - №7. – 2000.
  6. Иллюстрированный мультимедийный учебник “Открытая биология 2.5” ООО ФИЗИКОН, 2003.
  7. Природоведение. 5 класс. Электронное учебное издание.- М.: Дрофа, 2007.
  8. Разговор о правильном питании: рабочая тетрадь / Безруких М.М., Филиппова Т.А., Макеева А.Г - М.: Олма-Пресс Инвест, 2001 – 72 с.: ил.
  9. Сухова Т.С., Строганов В.И. Природа: Введение в биологию и экологию: Учебник для учащихся 5 класса общеобразовательных учреждений /Под ред. проф. Н.М. Черновой. – М.: Вентана-Граф, 2007 – 239 с.
  10. Я иду на урок биологии: Человек и его здоровье: Книга для учителя. – М.: Издательство “Первое сентября”, 2000.