Тема: "Дифференциация звуков [с], [ш]. Буквы С, Ш

Разделы: Русский язык, Работа с дошкольниками


Коррекционные задачи:

  1. Учить дифференцировать звуки [с] - [ш] в слогах, словах, предложениях и буквы С–Ш при чтении и письме.
  2. Развивать фонематическое восприятие и слух.
  3. Совершенствовать навык звукослогового и звукобуквенного анализа и синтеза.
  4. Закреплять умение работы со схемой предложения.
  5. Развивать мышление, внимание, зрительное и слуховое восприятие.
  6. Вызвать интерес к обучению грамоте.
  7. Воспитывать умение работать коллективно, оказывать помощь друг другу.

Оборудование: дом, ключ разделённый на части, картинный материал, звуковые схемы слов, схемы предложений, слоговая таблица, напечатанные слова, маркерные доски, карандаши, тетради, бросовый материал (пластилин, шнурки, бусинки, бархатная бумага, доска с силовыми кнопками, резиночки, разноцветные магниты), мягкая игрушка – чебурашка, коробка с сюрпризом).

Орг. момент. Ребята, посмотрите, перед нами дом с закрытыми окнами. (Приложение 1)

Давайте откроем окна и узнаем, кто живёт в этом доме. (Дети по очереди открывают сначала верхнее левое окно, затем нижнее правое и т.д.)

Герои какой сказки живут в этом доме? (Крокодил Гена и его друзья)

Какого героя не хватает? (Чебурашки)

Чебурашка хотел сегодня придти к нам в гости, чтобы получить новые знания, лучше подготовиться к школе, а старуха Шапокляк со своей крыской Лариской узнала об этом, обманом заманила Чебурашку в подвал, закрыла на замок, а ключ разломала на части. Ведь, Шапокляк очень не любит, когда кто-то чему-то учится. Она считает, что получать новые знания — это пустая трата времени! Кстати, старуха Шапокляк уже побывала здесь до нас. Она оставила нам сломанный ключ и задания, и просила передать, что если мы хотим освободить Чебурашку, мы должны собрать ключ и выполнить все её задания, которые она приготовила для каждой сломанной части ключа. Давайте поможем освободить Чебурашку и доказать старухе Шапокляк, что знания - это сила! Но для этого нам нужно применить все свои знания, собрать весь ключ и ничего не бояться, только тогда мы сможем освободить Чебурашку! Вы согласны?

1-е задание

Произнесите звуки [c]–[ш] по схеме, где стрелки указывают положение языка. Давайте вспомним, когда мы произносим звук с, где находится язычок? -внизу, а когда произносим звук [ш]? - наверху. Сейчас внимательно посмотрим на схему и все вместе выполним это задание. Молодцы! (На магнитной доске выставляется 1-я часть ключа. Приложение 2)

2-е задание

Дайте характеристику этим звукам и изобразите их буквами.

- Кто из вас даст характеристику звука [с]? (Cогласный, твёрдый, глухой, обозначается синим звуковым символом)

- Дайте характеристику звука [ш] - (согласный, всегда твёрдый, глухой, шипящий).

- Давайте подойдём к столу и сконструируем буквы С и Ш из различного материала.

- Какие буквы у вас получились?- буква С и буква Ш.

- На что похожа буква Ш?

- На что похожа буква С?

- Какой звук ещё обозначает буква С?

Молодцы! (На магнитную доску выставляют 2-ю часть ключа. Приложение 2)

3-е задание

В конверте картинки и схемы слов. (Приложение 3)

Выберите для себя любую картинку. Сейчас, по очереди вы должны:

  • назвать предмет на картинке;
  • сказать какой звук находится в вашем слове: [с] или [ш];
  • определить, где расположен звук ( в нач., сер., конце слова);
  • посчитать сколько слогов в вашем слове;
  • подобрать схему для вашего слова..

(Дети индивидуально выполняют задание)

- Ребята, когда вы определяли количество слогов в слове, каким правилом вы пользовались? (Сколько в слове гласных, столько и слогов)

(Выставляется 3-я часть ключа. Приложение 2)

4-е задание

- А сейчас мы поиграем в необычную игру.

Есть игра: “Чепуха”,
Все смеются:
Ха - ха - ха!
Хоть весь свет ты обойдёшь,
Слов таких ты не найдёшь!

иско     ушкы     са

усма     ашмо

опсы     иншу     ша

атус     опаш

(Сначала дети читают слоговую таблицу все вместе, потом индивидуально)

- Прочитайте слоги в 3-м столбике и придумайте с ними слова.
(На магнитной доске выставляется 4-я часть ключа. Приложение 2)

5-е задание

Игра “Найди слово”. (Игра проводится за столами)

твсокпан

ботсушки

исашапык

дунмашас

вкусныеу

- В каждой строчке среди букв, спрятаны слова, внимательно посмотрите, найдите и прочитайте эти слова.

(После чтения слов, выставляется 5-я часть ключа. Приложение 2)

  • Скажите, что мы сейчас искали среди букв? (Cлова)
  • Из слов, что мы можем составить? (Предложение)
  • Давайте составим из прочитанных слов предложения. (Дети составляют предложения)

Варианты предложений:

У Саши вкусные сушки. У Маши вкусный сок. У Саши и Маши вкусные сушки и т.д.

- А сейчас выполним схему предложения и запишем её в своих тетрадях, но для начала, давайте вспомним все правила работы с предложением. (Один ребёнок работает у доски, остальные в тетрадях)

- Сколько слов в предложении?

- С какой буквы пишутся все предложения?

- Как пишутся слова в предложении?

-В конце предложения, что всегда ставится?

(Выставляется 6-я часть ключа. Приложение 2)

Пальчиковая гимнастика “Шарик”.

Пальцы обеих рук плотно прижаты. Нужно округлить пальцы (надуть шарик) и произнести звук [с], затем сжать пальцы (сдуть шарик) и произнести звук [ш]. Повторить несколько раз.

Динамическая пауза.

6-е задание

- Ребята, посмотрите, нам не хватает всего лишь одной части ключа! Скоро мы сможем освободить Чебурашку! Но сначала скажите, что мы сможем сделать этим ключом, когда соберём его полностью? – открыть замок.

- Слово ключ имеет несколько значений, а каким ещё может быть ключ? - ключ-родник, скрипичный ключ. (Приложение 4)

Много разных есть ключей:
Ключ - родник среди камней,
Ключ скрипичный, завитой
И обычный ключ, дверной.

- Вот, какое многозначительное слово - ключ.

Игра “шифровальщики”. (Работа в тетрадях)

- Предлагаю вам поиграть в игру “Шифровальщики”, согласны? Тогда проходите за столы и начнём. Посмотрите, на доске перед вами написаны слова. Нужно прочитать их:

снег

папа

сова

мост

аист

бант

окно

Откройте тетради. Вы готовы? Слушайте внимательно.

  • В 1-ю клеточку запишите букву, которая в слове снег на 1-м месте;
  • Во 2-ю клеточку запишите букву, которая в слове папа на 3-ем месте;
  • В 3-ю клеточку запишите букву, которая в слове сова на последнем месте;
  • В 4-ю клеточку запишите букву, которая в слове мост на 3-ем месте;
  • В 5-ю клеточку запишите букву, которая в слове аист на 2-м месте;
  • В 6-ю клеточку запишите букву, которая в слове бант на 1-м месте;
  • В 7-ю клеточку запишите букву, которая в слове окно на последнем месте.

- Какое у вас получилось слово? Спасибо.

(Выставляется последняя часть ключа. Приложение 2)

Итог.

- Правильно, это Чебурашка говорит вам спасибо, за то, что вы такие умненькие, отзывчивые, добрые. Ой, посмотрите, а вот и Чебурашка, мы смогли собрать целый ключ и освободить его. А что помогло нам это сделать? Помогли наши знания. Я думаю, что старуха Шапокляк всё слышала и поняла, что знания – это действительно сила! Ребята, кто из вас помнит, где впервые нашли Чебурашку? - (в ящике с мандаринами). А сейчас Чебурашка хочет вас отблагодарить и угостить вкусными, сладкими мандаринами.

До свидания!