План педагогического проекта "Хочу все знать и измерять"

Разделы: Работа с дошкольниками


Сентябрь

Вводное занятие

Цели:
  • Дать представление о музеях, их значении.
  • Развивать интерес детей к проектно-исследовательской деятельности
Содержание. Рассказ “Что такое музей” .

Оборудование. Иллюстрации музеев, первые экспонаты для музея Кота ученого.

Октябрь

Природные часы

Цели:
  • Рассказать, как наши предки определяли время до изобретения первых приборов;
  • развивать творческую инициативу, интерес.
Содержание.
  • Беседа “Как в старину измеряли время”;
  • Солнце – первые часы.
  • Когда древний человек стал приручать животных, то определять время помогал ему петух.
  • Чтение В.Берестов “Часы”
Оборудование. Аппликация солнышка, петуха

Октябрь

Часы, которые изобрел человек

Цели:

  • Ознакомить детей с историей часов;
  • провести практическое занятие с песочными, механическими часами;
  • развивать наблюдательность;
  • воспитывать трудолюбие
Содержание.
  • Тысячи лет тому назад людям не нужно было точно измерять время. Им достаточно было вести счет дням и наблюдать, как происходит смена времен года, чтобы знать, когда сеять, когда убирать урожай.
  • В наши дни время измеряют с высокой точностью.
  • Беседа “Кто работает рано утром (ночью)?”
  • Опыт “Песочные часы”
Оборудование:
  • Песочные часы, настенные, наручные, будильники, электронные;
  • книга с иллюстрациями “Учимся понимать время”.
Ноябрь

Календарь

Цели:
  • Помочь детям понять, как измеряются более длинные временные отрезки;
  • сформировать понятие о взаимосвязи календарного и фенологического (природного) времени;
  • развивать речь, мышление, воспитывать любовь к родной природе.
Календарь – это система счета больших промежутков времени, а также – справочное издание, содержащее перечень чисел, дней, недели, месяцев года.

Д/игра “Когда так бывает?”;
отгадывание загадок о временах года; рассматривание иллюстраций с изображением времен года.

Чтение Н.Подлесова “Календарь”

Календари настенные, отрывные, карманные, настольные, перекидные, сувенирные
Иллюстрации времен года, спил дерева – своеобразный природный календарь

Ноябрь

Неделя

Закреплять у детей знание дней недели по порядку и вразброс;
расширять словарный запас.

Разучивание стихотворения с названиями дней недели;
Беседа “Твой любимый день недели”
Д/и “Дни недели”

Цветик-семицветик, обозначающий дни недели

Декабрь

Месяц, год

Уточнить знания детей о годе как временном этапе;
продолжать формировать понятие об однонаправленности и необратимости времени;
закреплять знания последовательности месяцев в году, их отношения к конкретной поре года;
развивать внимание, сообразительность.

Четыре недели объединяются в месяц, 12 месяцев – в год.
Д/и “Найди пару”.
Д/и “Больше – меньше по продолжительности”
Чтение В.Даль “Старик – годовик”.

Календари, модель “Смена времен года”, дерево загадок.

Декабрь

Путешествие в Страну Времени

Закреплять знания детей о периодичности времен года, дней недели, развивать творчество, фантазию, воспитывать взаимопомощь

Итоговое занятие – развлечение

Картинки с изображением сезонных изменений в саду, схема – шифровка сказки “Петушок и бобовое зернышко”, волшебники Замри, Отставай, Наоборот.

Январь

Температура

Познакомить с термометром, его устройством,
формировать практические навыки;
развивать мышление

Термометр – прибор для измерения температуры (воды, воздуха, тела), наполнен ртутью. Чем сильнее нагревается стеклянная трубка, тем выше поднимается по ней столбик ртути. Уровень столбика ртути показывает температуру.
Опыт “Как работает термометр”

Комнатный, водный, медицинский термометры, модель термометра, материалы для проведения опыта.

Февраль

Что такое микроскоп?

Познакомить детей с микроскопом, его устройством, значением, областями применения, развивать интерес, наблюдательность;
воспитывать стремление делать открытия.

Микроскоп – прибор, позволяющий человеку видеть мельчайшие объекты, увеличивая их во много раз при помощи специальных линз. Благодаря этому прибору, было сделано много открытий.

Опыт “Определение возраста рыбы”

Микроскоп.

Материалы для проведения опыта, книга “Маленьких открытий”.

Февраль

Числа и цифры

Познакомить детей с историей возникновения чисел и цифр, развивать любознательность, речь;
воспитывать трудолюбие.

Числа и цифры были изобретены человеком.

Цифры, которыми пользуемся сейчас, были изобретены в Индии, древними математиками, но называются арабскими.

Беседа “Как люди научились считать”

Д/и “Рассеянный художник”

Иллюстрации по теме.

Игровой материал.

Март

Порядковый счет до 10

Закреплять навыки порядкового счета в пределах 10, упражнять в счете групп предметов, в сравнении чисел;
учить решать задачи на смекалку геометрического содержания;
воспитывать чувство товарищества.

Развлечение “Лесной переполох”

Атрибуты для проведения развлечения.

Март

Геометрический конструктор

Познакомить детей с математической игрой “Волшебный круг”;
научить составлять фигуры – силуэты по заданному образцу и самостоятельно;
развивать смекалку, сообразительность.

“Волшебный круг” – одна из популярных математических игр по составлению плоскостных силуэтов из геометрических фигур. Круг разрезается на несколько частей, из которых можно сложить сюжетные фигуры.

Конверт с игрой “Волшебный круг” (у каждого ребенка).

У воспитателя – образцы составления сюжетных фигур (4 этапа).

Апрель

Весы

Познакомить детей с устройством разных видов весов, их предназначением;
создать условия для самостоятельной деятельности детей по взвешиванию разных предметов, уточнить понятие “равновесие”;
развивать способность к самостоятельным действиям

Весы – прибор для определения массы предметов, их тяжести.

Весы – это древнейший прибор. Они появились с развитием торговли, науки.

Практическая работа “Что легче, что тяжелее?”

Разнообразные весы, гири, предметы для взвешивания, мешочки с крупой, одинаковые по цвету и размеру, но разные по весу

Апрель

Измеряем длину

Знакомить детей с разнообразными видами линеек, их назначением;
Учить пользоваться линейками;
Развивать мышление, умение делать определенные выводы;
Воспитывать стремление к открытиям нового.

Не всегда можно доверять своим глазам, лучше полагаться на измерительные приборы и приспособления. Они прошли испытание временем. Сегодня все страны мира пользуются одинаковыми мерами.

Практическая работа “Каков ваш рост?”

Чтение Г.Остер “38 попугаев”.

Набор линеек: школьные, рулетка, портновский сантиметр, медицинский ростомер.

Май

Итоговое занятие “В гостях у Ученого Кота”

Закреплять знания детей о применении человеком измерительных приборов (часы, линейки, весы и др.);
выяснить, какой измерительный прибор они считают самым нужным;
учить делать выводы;
развивать речь, мышление, творческие способности

Праздник, посвященный открытию музея;
Повторение о предназначении предметов, находящихся в музее, их практическое применение

Экспонаты мини-музея.