Урок окружающего мира "В гости к осени" во 2-м классе

Разделы: Начальная школа


При подготовке к уроку были учтены программные требования по окружающему миру, образовательные стандарты для 2 класса.
Специфика и уникальность этого урока в том, что учитель использует информационно-коммуникационную технологию, которая формирует основные знания и представления по теме, развивает умения работы с информацией, формирует навыки коллективной работы при обсуждении ответов и вопросов, учит контролировать свою деятельность, развивает творческое мышление, речь, интерес, память и воображение через изображения предметов, воспитывает умение применять изученный материал в практических ситуациях, умение защищать свои убеждения.
В использовании ИКТ на данном уроке я бы выделила следующие аспекты: мотивационный, теоретический и практический.
Мотивационный призван показать изучаемый материал с наиболее яркой и важной для учащихся стороны, вызвать интерес к данному вопросу, воздействовать на эмоциональную сферу. Теоретический аспект позволяет представить многие процессы образно, зримо. Практическая часть содержит практические задания тестового характера, дающие возможность по окончании урока сразу получить информацию об уровне усвоения материала.
Работа на уроке направлена на обеспечение условий, которая открывает детям возможность самостоятельно освоить окружающий мир. Поэтому важно не просто передать им знания, а выработать умения продуктивного общения со сверстниками, со взрослыми, с информационным полем. Задача педагога – создать необходимые условия для плодотворной совместной работы учителя с учеником, взаимодействия школьника со сверстниками.
Для того, чтобы учащиеся сами сформулировали тему урока, дается знакомое детям стихотворение про осень. Кроме этого через интернет узнали сегодняшнюю погоду и сравнивали с тем, которую дети назвали вначале (по системе «Школа 2100» записываем в дневник погоду каждого дня). Для успешного усвоения темы урока, детям по ходу урока предлагается заполнять таблицу, на партах разложены натуральные наглядности, а также мультимедиа.
Ответы на каждом этапе урока обсуждались коллективно, выбирался наиболее подходящий и правильный. Кроме этого проводился на уроке словарная работа с незнакомыми для детей словами. Обсуждались новые и ранее изученные сведения.
Заострили внимание на вопросе охраны природы. Выслушивались все рассказы из опыта детей, полученного в жизненной ситуации.
Предварительная работа помогла учителю дать детям большой материал, а детям легко усвоить урок. На уроке учащиеся не боялись высказывать свое внимание, пытались доказать, аргументируя имеющейся наглядность, ранее полученными знаниями, исправляя ошибки одноклассников.

Методические рекомендации к уроку

Данный урок является 4 уроком в разделе «Природа».

Тип урока: урок овладения новыми знаниями, накопления фактического материала, его осмысления.

Организационная модель использования ИКТ в образовательном процессе: один компьютер в классе на рабочем месте учителя, подключенный к проектору. В этой модели компьютер является современной многофункциональной доской. Он позволяет поднять уровень наглядности в учебном процессе. Восприятие активизируется за счет использования зрения и слуха, и выделения главных положений на экран.

Применяемые инновационные методы – использование ИКТ, проблемное обучение, деятельностный подход к учебному процессу.

Применение проблемного обучения позволяет учащимся продвинуться еще на один шаг в овладении учебной деятельностью, т.е.

  • научиться учиться («умею учить себя»);
  • развивать познавательные интересы («люблю учиться, все интересно»);
  • поддерживать внутреннюю мотивацию («понимаю, зачем учусь»);
  • совершенствовать элементарные рефлексивные качества («умею принять оценку учителя и сам оцениваю свою деятельность»).

Урок построен с учетом психологических «пристрастий» младших школьников:

  • склонность к игре, к импровизации;
  • личностнозначимое содержание учебного материала;
  • особенности познания окружающего мира – сенсорное восприятие.

Применение слайдового оформления учебного материала с краткими выводами усиливает привлекательность объектов природы, эмоционально окрашивает восприятие. Этот методический прием важен и с другой стороны – учит обобщать услышанное, прочитанное, выделяя главное. Мультимедиа-ресурсы помогут организовать урок таким образом, чтобы у учащихся получили развитие внимательность и наблюдательность, память и исследовательское мышление, логика и творческий подход к решению учебных задач. Этот мультимедиа-урок состоит из 26 слайдов. При проведении урока предполагается смена различных видов учебной деятельности с учетом возрастных психолого-педагогических особенностей первоклассников.

Тема: В гости к осени.

Цели урока:

  • Усвоение представлений об осенних изменениях в живой и неживой природе, об изменении в жизни растений и животных в связи с приходом осени, усвоение некоторых сведений о перелетных и оседлых птицах родного края, закрепление и развитие умений и навыков работы с таблицей, общеучебных и исследовательских умений и навыков: наблюдения, сравнения, систематизации и классификации и др.
  • Создание условий для развития творческого потенциала через самостоятельный поиск вариантов решения учебных задач. Развитие эстетического вкуса.
  • Формирование экологического сознания, представлений о взаимосвязи взаимозависимости объектов живой и неживой природы, навыков самоконтроля в учебных ситуациях.
  • Воспитывать бережное отношение к окружающей нас природе.

Оборудование:

  • осенние ветки лиственных и хвойных растений;
  • плоды, семена, осенние листья различных растений;
  • презентация к уроку (Приложение 1);
  • пословицы, загадки (Приложение 2) – дополнительный материал к уроку.

Предварительная работа.

Прежде чем провести данный урок, необходимо организовать экскурсию на природу. Желательно побывать в смешанном лесу, парке или сквере. На намеченных учителем местах изучить нужные объекты.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент (слайды 3, 4)

II. Актуализация знаний

Когда ты идешь по тропинке лесной,
Вопросы тебя обгоняют гурьбой.
Одно «почему» меж деревьями мчится,
Летит по пятам за неведомой птицей.
Другое – пчелой забралось на цветок,
А третье – лягушкою скок в ручеек.
«Что» мышкой шныряет под листьями в норах,
«Кто» ищет в кустах притаившийся шорох,
Сидит «отчего» на зеленом листке,
«Куда» полетело верхом на жуке,
«Зачем» вслед за ящеркой влезло на пень...
Вопрос за вопросом, и так – целый день.
Пойдем-ка, дружок, по тропинке вдвоем
Ответы искать под зеленым шатром

III. Формулирование темы и целей урока

– Ребята сформулируйте тему урока по прочитанному стихотворению.
– Как вы думаете, чем мы сегодня будем заниматься на уроке? (Изучим изменения в природе осенью) (слайд 5)
– Это очень хорошо, но давайте вспомним и закрепим тему прошлого урока.

IV. Повторение и закрепление изученного материала

– Ребята, какое сейчас время года? (Осень.)
– Обратите внимание на небо. Какое оно? (Ответы детей.)
– Как греет солнце? (Ответы детей.)
– Расскажите о погоде сегодня. (Ясно, облачно, пасмурно; Осадки, без осадков; Ветрено, безветренная погода; температура воздуха.)
– Когда вы выходили сегодня из дома, смотрели ли вы, какую температуру показывал ваш термометр?(слайд 6)
– А теперь подумайте и ответьте на такой вопрос: в программе «Новости» сообщили, что в Якутии температура – 50°, а в Арктике – 57°. Где теплее?

V. «Открытие» нового знания

До начала изучения новой темы учитель раздает учащимся таблицудля заполнения в ходе работы, осенние ветки лиственных и хвойных растений, плоды рябины, калины, семена, осенние листья березы, дуба, клена, рябины, калины и др.

Осенние явления в неживой природе

Деревья, сбрасывающие листву

Деревья, не сбрасывающие листву

Перелетные птицы

Зимующие птицы

1          
2          
3          
4          
5          

1. Осенние изменения в неживой природе

– Оглянитесь вокруг, назовите предметы, относящиеся к неживой природе. (Облака, осадки, небо, ветер, солнце, вода в водоемах и т. д.) Далее учитель предлагает вспомнить погоду летом и сразу же, путем сравнения, определить осенние изменения.

Делаются выводы:

а) Летом небо голубое, лишь кое-где небольшие облака; осенью небо затянуто облаками, кажется низким.
б) Летом дожди кратковременные, теплые, часто бывают грозы; осенью дожди затяжные, холодные.
в) Летом погода теплая, много ясных дней; осенью температура воздуха понизилась, ясных дней почти нет, постоянно облачно или пасмурно (слайд 7).

Делается вывод: Похолодание, первые заморозки и появление инея, последняя гроза, затяжные дожди, густые туманы, первый снег, ледостав – все это осенние явления в неживой природе (слайд 8).

2. Как меняется осенью жизнь растений

– А теперь рассмотрим изменения, которые происходят осенью в жизни растений. Летом деревья и кустарники были зеленые, некоторые цвели, а затем появились плоды и начали созревать семена. Но с похолоданием в природе начинается листопад – с приходом осени листья на деревьях и кустарниках изменили свою окраску, а затем начали опадать.
– Давайте вспомним нашу экскурсию, как мы остановились на минуту и прислушались к звукам в лесу. Слышали шорох – это осенние листья срываются с веток и, кружась, опадают на землю. Опишите свои ощущения, чувства.
И. Бунин, наблюдая осенний лес, был поражен его красотой. Обратите внимание, какие краски он увидел в лесу:

Лес, точно терем расписной:
Лиловый, золотой, багряный,
Стоит над солнечной поляной,
Завороженный тишиной (слайд 9)

– С чем сравнивал лес И. Бунин? Почему?
– А теперь подумаем, как начинается листопад. На всех ли деревьях одновременно он начинается?
– Какие деревья раньше облетают, какие самые последние, какие деревья не сбрасывают листву? (слайд 10)
Обратите внимание детей на то, что с понижением температуры воздуха, изменение окраски листьев идет все интенсивнее. Быстрее идет и листопад. Особенно сильно опадают листья после заморозков.
– Как вы думаете, почему же в природе происходит листопад?
Сбрасывая листья, растения спасаются от физиологической засухи, т. к. листья испаряют большое количество влаги. Но с наступлением холодов почва охлаждается, а вместе с ней и почвенная влага. Охлажденную воду корни растений не всасывают. Кроме того, оставшиеся на зиму листья послужили бы для растений источником бедствия: ветви ломались бы от снега.
– Кто догадается, почему хвойные деревья не сбрасывают листву, а остаются зелеными круглый год?
Листья хвойных деревьев покрыты толстой кожицей. Такие листья испаряют влаги гораздо меньше, чем широкие листья лиственных деревьев. Вот почему хвойным деревьям почти не грозит опасность засохнуть, когда корни будут доставлять из охлажденной почвы мало воды. Кроме этого, на узкой игольчатой хвое снег не может удерживаться так, как он удерживался на широких пластинах лиственных деревьев. Значит, снег не может скопиться на кронах хвойных деревьев такими массами, что бы сучья ломались под его тяжестью. Здесь играет роль также и расположение хвоинок на ветках, и положение веток на дереве. Например, хвоинки ели очень гладкие. Располагаясь по обеим сторонам веток, они образуют ровную скользкую поверхность. Сами ветки расположены по отношению к основному стволу дерева наклонно вниз. Поэтому даже небольшие массы скопившегося снега легко соскальзывают.

3. Игра «Отгадай растение» (слайды 11, 12)

Учитель показывает осенние листья, ученики отгадывают, с какого дерева или кустарника этот лист. Для такой игры можно использовать и плоды, семена растений – гроздья рябины, семена – «вертолетики» клена, шишки хвойных деревьев.

4. Осенние изменения в жизни животных

– Видели ли вы летом насекомых? Каких? Много ли их было летом? (Стрекозы, мошки, комары, мухи, пауки, и т. д.)
– А сейчас посмотрите, больше или меньше их стало с приходом осени? Где они прячутся?
– У насекомых температура тела непостоянная. Она изменяется в соответствии с изменением температуры в окружающей среде. С наступлением холодов часть насекомых забирается в укромные места, другие зимуют в стадии личинки или куколки. С насекомыми тесно связана жизнь птиц, потому что для многих птиц они являются основным кормом.
– Чем еще питаются птицы? (Семенами, плодами, зеленым побегами растений; журавли, цапли – лягушками; хищные птицы мышами, другими мелкими животными.)

Вывод: Птицы питаются разнообразным кормом. Для многих из них основным кормом служат насекомые, плоды и семена растений. С наступлением холодов исчезают насекомые, на растениях уже не видно обилия плодов и семян. Поэтому птицы улетают в теплые края – туда, где есть корм.
Кто сможет рассказать о перелетных птицах?
Учитель рассказывает о перелетных птицах (слайд 13).
– Все ли птицы улетают осенью в теплые страны? Какие остаются и как они себя ведут?

Дети могут рассказать, что по-прежнему они видят синиц, воробьев, ворон. Эти птицы перебираются ближе к жилью человека, т. к. здесь легче отыскать корм. Корме того, на зиму к нам прилетают снегири, свиристели. Зимующие птицы питаются сохранившимися плодами и семенами растений, отыскивают спрятавшихся насекомых (слайд 14).
Необходимо заострить внимание на вопросе охраны природы. Учитель рассказывает детям, что перелетные птицы преодолевают большие расстояния, летят иногда без отдыха целый день или ночь и очень устают. Много птиц гибнет во время перелета, попадая в бурю или ураган. Поэтому не надо пугать птиц, разгонять стаю, опустившуюся на поле для поиска пищи или отдыхающую на деревьях.
Для птиц, остающихся на зиму, уже сейчас надо собирать корм, делать и развешивать кормушки.

5. Игра «Отгадай животное» (слайды 15-20)

Учитель рассказывает о жизни зверей осенью, о том, как они готовятся к зиме. Кто из учеников быстрее отгадает, о каком звере идет речь?

Осенью у нас забот немало. Во-первых, мы линяем. Во-вторых, надо позаботиться о надежном убежище, где можно спокойно проспать до весны. Но чтобы спокойно спать, нам нужно накопить запас жира, а это делается летом и в начале осени, ведь в это время много еды: созрели ягоды и другие плоды, стали сладкими и сочными корни растений, всюду много насекомых, в ульях диких пчел и ос – сладкий медок. Накопим жирку, и спать можно ложиться в берлогу. Жир – это запас пищи на всю зиму. (Медведь)

А мы к зиме меняем шубку на более теплую и пушистую. В сказках говорят, что мы самые хитрые. А на самом деле, не хитрее многих других зверей. Если бы не зоркие глаза, острый слух, тонкое чутье, то никакая хитрость не спасет от волков и охотничьих собак. Свою главную добычу – мышей-полевок – находим мы без всяких уловок. Нос и уши помогают. А вот зайца догнать мне трудно, разве что случайно столкнемся с косым или набреду на зайчонка. (Лиса)

Я очень интересный зверь. Только я умею строить на речках и ручьях плотины, прокладывать в лесу каналы и, как заправский лесоруб, валить толстые деревья, сооружать хатки для жилья. Найду осину или иву и начинаю подгрызать дерево со всех сторон. Упавшее дерево старательно разделываю: отделяю ветки, перегрызаю на несколько частей ствол, а потом все это сплавляю по воде к хатке и складываю в большие кучи. Так я запасаю себе на зиму «продукты». Замерзнет пруд, а я буду сидеть в своей хатке и с удовольствием грызть кору и молодые ветки деревьев. (Бобер)

Я очень осторожный зверь. Охочусь ночью, поэтому меня увидеть не просто. Тело мое покрыто серебристо-серой жесткой щетиной. От носа к затылку тянутся желтовато-белые полосы, а через глаза и уши – черная полоса. Ближе к осени я начинаю нагуливать жир – готовиться к зиме. Хотя на вид я неуклюжий, но ловко ловлю грызунов, лягушек, ящериц, выкапываю червей. Очень много уничтожаю личинок майских жуков. К холодам жира накоплю столько, что можно, и спать ложиться на всю зиму! (Барсук)

Звери от врагов кто в дуплах спасаются, кто прячется под снегом, кто в норах. А я ничего этого делать не умею. Врагов у меня полным-полно. И все-таки я живу, не тужу. Выручают меня нос, чуткие уши, быстрые ноги и неприметная шубка. Глаза у меня «косые», вижу ими не только вперед и в стороны, но даже немного назад. Уши тоже во все стороны поворачиваются – не надо понапрасну головой вертеть. Осенью я линяю: вместо серой вырастает снежно-белая шерстка. Кормлюсь я по ночам – так безопаснее – веточками деревьев, корой с их стеблей. (Заяц)

VI. Итог урока (слайды 21, 22)

– Ребята, давайте проверим, что получилось у нас в таблицах

Осенние явления в неживой природе Деревья, сбрасывающие листву Деревья, не сбрасывающие листву Перелетные птицы Зимующие птицы
1   Береза Ель Скворцы Снегири
2   Осина Сосна Журавли Голуби
3 Похолодание Клен Кедр Гуси, утки Совы
4 Заморозки Дуб   Лебеди Сорока
5 Первый снег Тополь   Грачи Вороны

– О каких осенних изменениях в неживой природе мы сегодня говорили?
– Какие происходят изменения в живой природе с приходом осени?

VII. Домашнее задание (слайд 23)

1. Прочитать текст «Неживая природа осенью» (учебник, с. 26-27); ответить на вопросы к тексту (с. 27);
2. Прочитать текст «Из жизни птиц» (с. 28–29); ответить на вопросы к тексту;
3. Выполнить задания 1, 2 и 6 в тетради «Проверим себя».

Урок можно закончить стихотворением Е. Благининой (слайды 24, 25, 26).