Урок-путешествие в 5-м классе с использованием ИКТ "Лексика – это интересно!"

Разделы: Русский язык


Слово учителя.

Ребята! На сегодняшнем уроке мы отправимся в путешествие-исследование, цель его – исследовать страну, имя которой "ЛЕКСИКА", проверить ваше умение ориентироваться на местности нашей лингвистической страны. Компасом будут служить ваши знания... Но не только. Сначала проверим ваше лингвистическое здоровье, смекалку, умение быстро работать.

- Почему страна, куда мы отправляемся, называется Лексикой?

Слайд № 1

Лексика – слово греческого происхождения, в переводе на русский язык обозначает – слово, выражение.

Учитель. А. М. Горький говорил: "Русский язык неисчерпаемо богат и все обогащается с быстротой поражающей". (Плакат над доской). Определите значение слова богатый по словарю. (Здесь и далее используется Школьный толковый словарь русского языка М. С. Лапатухина и др. - М., 1981).

Справка. Богатый.

  1. Обладающий большим имуществом, зажиточный.
  2. Дорого стоящий, роскошный, великолепный.
  3. Имеющий в большом количестве чего-либо, с избытком.

Учитель. Чем же богат язык?
Справка. Язык богат словами, грамматическими формами для выражения мыслей и их оттенков.
Учитель. Для чего нужно знать язык?
Справка. Знание языка необходимо для общения. Человек, живя среди людей, работая на производстве, обучаясь в школе, не может не общаться, а делает это он с помощью слов, составляет из них предложения, тексты.

- Сколько, по-вашему, нужно человеку слов, чтобы успешно общаться, понимать мысли и быть понятым другими?

Справка. Эллочке, героине Ильфа и Петрова, хватило и 30 слов, ее подруге Собак, считавшей себя образованной, достаточно было 180 слов, а негру из племени людоедов "Мумбо-юмбо" нужно было 300 слов. В.Шекспир пользовался 12 000 слов, современный образованный человек должен знать и уметь употреблять в речи 20 000-24 000 слов.

- А как велик словарный запас героя этого стихотворения А. Барто?

Слайд № 2

Заранее, заранее
Все было решено:
У школьников собрание,
Потом у них кино.
Домой придет
Мой старший брат,
Он мне расскажет
Все подряд,

Он объяснит мне,
Что к чему,
А я большая!
Я пойму.
И вот он начал
Свой рассказ:
- Они ползут,

А он им – раз!
А тут как раз
Она ползла.
А он как даст ему
Со зла!
Они ей – раз!
Она им – раз!
Но тут как раз

Не он спас,
Он был с ней
Заодно...
Ух, сильное кино!
Нет, видно, я еще мала:
Я ничего не поняла!

- Рассмотрите рисунки. На каком из них изображен герой А. Барто?

Справка. Бедность словарного запаса наш герой пытается прикрыть внешними атрибутами, вещами: гитара, магнитофон, яркая одежда, громкая музыка.

- Сколько, по-вашему, слов в русском языке? Где об этом можно узнать?

Справка. Количество слов в русском языке постоянно изменяется, поэтому назвать точное число слов невозможно. можно "Собраны" слова в словарях. В "Толковом словаре живого великорусского языка" В.И. Даля насчитывается 200 000 слов и 80 000 пословиц и поговорок, а 17-томный "Словарь современного русского литературного языка" Академии наук СССР – 120 000 слов, в "Школьном толковом словаре" Лапатухина М.С., Скорлуповской Е.В., Снетовой Г. Л. – 7 000 слов.

- Перед вами словари русского языка. В каждом из них даны слова, но рассматриваются они с разных сторон. Изучите содержание словарей. О чем они вам рассказали?

Слайд № 3

В словарях отражается словарное богатство языка, но оно создается не только большим количеством слов, а еще и тем, что в русском языке есть слова, близкие по значению, многозначные слова и слова с переносным значением.

- Чем отличаются слова друг от друга?

Справка. Отличаются лексическим значением, о нем мы узнаем в толковом словаре.

ЗАДАНИЕ. Найдите в толковом словаре слово спутник и скажите о его лексическом значении.

Справка.

  1. Человек, который вместе с кем-нибудь совершает путь.
  2. Перен.: то, что сопутствует чему-нибудь, появляется вместе с чем-нибудь.
  3. Небесное тело, обращающееся вокруг планеты.
  4. Прибор, запускаемый с помощью ракетных устройств в космическое пространство и имеющий, подобно небесным телам, свою орбиту.

- Лингвистическое здоровье проверено, заключение комиссии таково: путешествие-исследование разрешается всем.

Представим, что перед нами лингвистическая карта. Это карта большой и не совсем еще вами познанной страны "Лексика". Как и на любой другой карте, здесь есть территориальное деление, сегодня мы исследуем некоторые из этих территорий.

Воды Великого океана омывают нашу страну, достичь ее берегов возможно лишь морским путем. Мы приближаемся к станции “Однозначные и многозначные слова”. Нам предлагают послушать стихи А.С. Пушкина и ответить на вопрос: "Почему бежало судно, а пристать велят кораблю?

Ветер весело шумит,
Судно весело бежит
Мимо острова Буяна...
И знакомая страна

Вот уж издали видна...
Пушки с пристани палят,
Кораблю пристать велят.

Справка. Судно и корабль - это слова-синонимы, они использованы для большей выразительности.

- Вы вступите на землю этой богатой страны, если выполните задание.

ЗАДАНИЕ. Прочитайте предложения, определите, сколько значений у слова – земля.

Слайд № 4

  1. Выполнив задание, мы получаем право путешествовать по земле лингвистической страны.
  2. Шел, шел долговяз, в сыру землю увяз (дождь).
  3. Мать с младенцем спасена, землю чувствует она (А.С. Пушкин).
  4. Земля вращается вокруг Солнца.
  5. Береги землю родимую, как мать любимую.

Справка.

  1. Территория.
  2. Почва.
  3. Суша.
  4. Планета.
  5. Страна.

- Как называются такие слова и их способность выступать в разных значениях?

ЗАДАНИЕ. Вам вручаются части таблицы. Составьте ее. Обоснуйте свой ответ.

Слайд № 5

Многозначное слово Земля

слов – 1
предметов – 1
лексич. знач. – 1

Однозначное слово планета

слов – 1
предметов – 1
лексич. знач. – 1

Мы прибыли на станцию “Однозначные и многозначные слова”. Находясь на ней, мы узнали много интересного, познакомились с ее трудолюбивыми жителями, увидели, как:

Слайд № 6

Пять рабочих ставят дом. Ставит опыт агроном.

Он растит такую рожь –
С головой в нее уйдешь.
Ставит счетчики монтер.
Ставит фильмы режиссер.
Снял он сказку “Колобок”,

Чтобы ты увидеть мог.
Мама ставит пироги,
Подойди и помоги.
А диагноз ставит врач:
“Просто насморк. Спи, не плачь!”
Если кончился рассказ,
Ставить точку в самый раз.

Справка. Всего значений у слова "ставить" из стихотворения Г. Демыкина - 7: строить дом, проводит опыт, устанавливать счетчики, создавать фильм, учинять пироги, называть диагноз, ставить точку. Слово "ставить" многозначно.

- А теперь новое испытание.

ЗАДАНИЕ. Решите кроссворд. Определите, сколько значений у каждого из записанных вами слов.

Слайд №7

По горизонтали:

3. Графитная палочка,  обычно оправленная в дерево, для письма, рисования, черчения.
4. Большая болотная птица с длинной шеей и клювом и длинными ногами.
5. Название весеннего месяца.

По вертикали:

2. Жвачное животное с одним или двумя жировыми горбами.
1. Плоская морская рыба с глазами на одной стороне.

Справка.

3. Карандаш.
4. Цапля.
5. Апрель.
2. Верблюд.
1. Камбала.

Это однозначные слова, то есть каждое из них имеет одно значение.

Учитель. Итак, мы познакомились с достопримечательностями этой станции. Продолжаем путешествие по лингвистической стране. Здесь многое мы видим: корень дерева и математический корень, шляпка девочки и шляпка гвоздя, баранка как булочное изделие и баранка в значении руль автомашины. А вот и совсем неприличный рисунок: мальчик нам показывает свой язык. Что это все значит?

- Вот какая-то записка лежит. Прочитаем ее.

"Дорогие путешественники-исследователи! Приветствуем Вас на нашей станции! Предлагаем выяснить значение слова “язык” в следующих предложениях. В каком значении это слово употреблено? Если Вы это правильно сделаете, то назовете станцию, на которую вы прибыли. Желаем Вам успеха!"

Слайд №8

  1. Языку мы учимся и должны учиться непрерывно до последних дней своей жизни (К.Г.Паустовский).
  2. Язык, доставленный разведчиками, сообщил важные сведения о готовящемся наступлении врага.
  3. Мама посоветовала мне прикусить язык.
  4. Маша больно прикусила язык.
  5. Предупреждаем: на нашей земле легко заблудиться и попасть в неприятную историю, помните: при желании язык до Киева доведет.

Справка. Слово язык – многозначно, в 4-м предложении оно употреблено в прямом значении, а в остальных – в переносном.

- Мы прибыли на станцию "Прямое и переносное значение слов". Что дает нам знание многозначных и однозначных слов, прямого и переносного значения?

Справка. Употребляя слова в различных значениях, мы получаем возможность сделать нашу речь выразительной. Этим свойством пользуются писатели и поэты.

ЗАДАНИЕ. Найдите слова, которые делают выразительными следующие строки:

Слайд № 9

Горит восток зарею новой (А.С. Пушкин).
В саду горит костер рябины красной (С. Есенин).
Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет (А.С. Пушкин).
Отговорила роща золотая... (С.Есенин).

Справка. Горит восток, горит костер, ветер гуляет, подгоняет; отговорила роща – подчеркнутые слова употреблены в переносном значении. Они и делают высказывание образным.

- Этим свойством нашего языка нужно пользоваться умело, чтобы быть правильно понятым, избежать двусмысленности.

ЗАДАНИЕ. Прочитайте предложения. Как вы их понимаете? Перестройте их так, чтобы избежать двусмысленности.

Греки своими острыми носами пробивали корабли.

В магазине, обращаясь к кассиру, покупатель попросил:

"Выбейте мне мозги, пожалуйста!"

- Наступила пора привала, так как наше путешествие было долгим, и, видимо, вы устали. Отдохнем весело. Отгадайте загадки. Какое явление языка в них использовано?

Они обычно для шитья;
И у ежа их видел я;
Бывают на сосне, на елке,
А называются...

(Иголки)

В тетради я бываю
Косая и прямая.
В другом своем значении
Я планка для черчения.
И, наконец, порою
В шеренгу вас построю.

(Линейка)

Справка. Использовано явление омонимии: иголки у ежа и для шитья, линейка для черчения и линейка в тетради, линейка-шеренга – это слова-омонимы.
Учитель. Ребята, я подслушала диалог жителей этой местности. Подумайте, на каком явлении языка он основан.

- Где вы были?
- У лисички.
- Что вы ели там?
- Лисички.

Справка. Лисички – грибы и лисички – животное. Это слова-омонимы.
Учитель. Продолжаем наше путешествие-исследование. Ребята, мы, оказывается, свой привал сделали у стен какого-то города. Вот и стражники. Они преграждают нам путь, но предлагают ключи, один из которых откроет ворота этого города, если мы скажем, о каких ключах говорится в следующих строчках и как называются эти слова.

Слайд № 10

Там, где нужен ключ обычный
Не поможет ключ скрипичный.
И лесным ключом поверь,
Не откроешь эту дверь.

- Жители этой местности очень веселые люди, любят пошутить, а поэтому задают шутливые вопросы и предлагают отгадать загадки, но спрашивают, на каком явлении языка они основаны?

На каких полях не сеют и не пашут?
Какой рукав нельзя пришить?
Из какого крана нельзя напиться?
Это кто стрелой из лука подстрелил головку лука?

Справка. Шутливые вопросы построены на явлении омонимии: поля тетради и поля земли, рукав платья и рукав реки, кран строительный и кран водопроводный, стрела из лука и стрела лука как стрелковое оружие.

- В каком же городе мы находились?

Справка. Город "Омонимы".

- Оставим этот веселый город. Продолжим наше путешествие. Мы приближаемся к новой станции, ее название вы узнаете после выполнения задания.

ЗАДАНИЕ. Закончите предложения. Как называются вставленные слова?

Слайд № 11

Простое слово промежуток:
В театре несколько минуток,
Пока начнется новый акт
Мы называем все ...

На время что-то прекратив,
Мы объявляем ....

В борьбе, в труде устали слишком,
Дают уставшим ....

После урока непременно
Нужна ребятам ....

Справка. Антракт, перерыв, передышка, перемена - это слова - синонимы к слову промежуток. Синонимы широко используются в речи, в произведениях художественной литературы для передачи оттенков мысли, чтобы сделать речь точной и выразительной и чтобы избежать повторов.

- Вот мы и прибыли на станцию "Синонимы".

ЗАДАНИЕ. Прослушайте стихи А.С.Пушкина, найдите в них синонимы.

Слайд № 12

Делать нечего: бояре,
Потужив о государе
И царице молодой,
В спальню к ней

Пришли толпой.
Объявили царскую волю
Ей и сыну злую долю,
Прочитали вслух указ.

Справка. Объявили – прочитали.

ЗАДАНИЕ. Прочитайте диалог. Вместо точек вставьте глаголы-синонимы, избегайте повторов. Какой становится речь в результате использования синонимов?

Слайд № 13

- Ты взял у сестры куклу?
- Да, -... я тихо.
- Ты украл ее.
- Нет, -... я.
- Как нет? –... вдруг отец.
- Эге-ге! –.... вдруг за окном голос.
- Я вижу, – ... Тыбурций, – моего друга в затруднительном положении.

Справка. Ответил, сказал, воскликнул, раздался, продолжал.

- Конь и лошадь - слова синонимы, но они не всегда могут заменять друг друга.

ЗАДАНИЕ. Прочитайте стихотворные строчки А. С. Пушкина, вставьте нужный синоним: конь или лошадь обоснуйте свой выбор.

1.

Куда ты скачешь горд
И где опустишь ты копыта?

2.

Его ..., снег почуя,
Плетется рысью как-нибудь.

Справка. 1. Гордый конь. 2. Лошадка. Выбор синонима обусловлен сферой его употребления. Заметим, что в использовании слов конь и лошадь есть смысловое и стилевое различие. Слово конь чаще обозначает верховую лошадь. Это слово приобрело значение поэтического слова. Слово же лошадь стало разговорным, прозаическим, оно обозначает коня в упряжке, ездовую лошадь. Это различие удачно подметила поэтесса Р.Дышаленкова.

А у нас на площади
Стоят четыре лошади.
Дед тихонько лошадь тронет
Скажет: "Лошади-не кони!"
Улыбается отец:
"Лошадь – пахарь,
Конь – боец!"
И тихонько взрослые
Объясняют мне:
"Груз везут на лошади,
Скачут на коне".

- Итак, мы побывали на многих станциях лингвистической страны “Лексика”. Впереди последняя станция, имя которой ... А впрочем, вы ее назовете сами, если правильно выполните следующее задание.

ЗАДАНИЕ. Прочитайте предложения. Что вы скажете о подчеркнутых словах, как они называются?

  1. Синонимы – это слова, близкие по значению, но разные звучанию и написанию.
  2. Омонимы – это слова, далекие по значению, но одинаковые по написанию и звучанию.

- Итак, мы находимся на станции "Антонимы".

ЗАДАНИЕ. Антонимы так же, как и синонимы, используются в качестве изобразительно-выразительного средства поэтами, писателями. Прочитайте пословицы, вместо точек вставьте пропущенные слова, определите их значение.

Петь хорошо ..., а говорить порознь.
... говори, да больше делай.

Справка. Вместе; меньше.

- Постараемся следовать этому мудрому совету.

ЗАДАНИЕ. Назовите таких героев, в характеристике которых также использованы антонимы.

Справка. "Сказка о мертвой царевне и семи богатырях". Царевна и царица: злая - добрая, ласковая - грубая...; "Ну, погоди". Волк и заяц: смышленый и простоватый.

- Для чего нам нужны синонимы, омонимы и антонимы?

Справка. Синонимы, омонимы и антонимы - это средства языка, которые делают нашу речь выразительной, их использование помогает избежать повторов, дает возможность выражать мысль образно, точно, ярко.

Учитель. "Антонимы" – это конечная станция в нашем путешествии. И нам предлагается выполнить последнее задание.

ЗАДАНИЕ. Разгадайте кроссворд.

Слайд № 14

По горизонтали:

2. Раздел науки, изучающий словарный состав.
3. Противоположные по значению слова.
4. Слова, одинаковые по звучанию, но разные по значению.

По вертикали:

1. Слова, близкие по лексическому значению.

Справка.

2. Лексика.
4. Омонимы.
1. Синонимы.
3. Антонимы.

Учитель. Путешествие закончилось, но на карте страны “Лексика” для нас осталось еще несколько не исследованных в этом году территорий. Это мы сделаем уже в 6 классе. Мы узнали о многозначных и однозначных словах, о прямом и переносном значении слов, об омонимах, синонимах и антонимах, о лексическом значении слова, знать которое для каждого очень важно, о чем говорил и Л.Н.Толстой: "Если бы я был царь, я бы издал закон, что писатель, который употребит слово, значение которого он не может объяснить, лишается права писать и получает 100 ударов розог".

Литература:

  1. Арсирий А. Т., Дмитриева Г. М. Материалы по занимательной грамматике русского языка. Часть первая. – М., 1963.
  2. Иванова В. А., Потика З. А., Розенталь Д. Э. Занимательно о русском языке. – М., 1990.
  3. Лозинская Т. П. Русский язык – это интересно. – М., 1997.

Презентацию можно получить у автора статьи.