Урок-путешествие по русскому языку "Повторение. Орфограммы корня слова". 4-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 4


Цели:

  • Повторить орфограммы корня слова: безударные гласные в корне слова, парные согласные, непроизносимые согласные, написание большой буквы в именах собственных.
  • Развивать орфографическую зоркость, речь, внимание, логическое мышление, воображение.
  • Воспитывать любовь к русскому языку, к Родине, любовь к природе, чувство сопереживания и ответственности за то, что тебя окружает.

Тип урока: повторение изученного.

Форма проведения: урок-путешествие

Оборудование: учебник “Русский язык” (Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева), иллюстрации на тему: “ Золотая осень”, слайды “ Моя Родина”, таблица “ Орфограммы корня слова”.

I. Организация класса.

Ребята, сегодня на уроке мы с вами отправимся в путешествие. А наша первая станция называется “Словознайка”.

II. Чистописание.

Р ррр Ра Ро

Родина

III. Словарная работа.

1) Толкование слова;

- Ребята, что обозначает слово Родина?
- Страна, в которой человек родился и гражданином которой является.
- Что является Родиной для вас?

Составьте предложение со словом Россия.

Живу в России и горжусь этим.

- С какой буквы мы написали слова Родина и Россия?
- Почему?

Какое ещё значение имеет слово родина?

- Место рождения кого-либо.

Звучит песня Марка Бернеса “С чего начинается Родина”.

Просматриваются слайды на тему “Моя Родина”.

<Рисунок №1>

2) Составление сочетания слов;

Родина прекрасная, любимая, могучая.

Родина-мать, гордость за Родину, любовь к Родине.

3) Синонимы;

Подберите синонимы к слову Родина

Родина, Отечество, Отчизна, страна.

4) Антонимы; чужбина.

5) Пословицы и поговорки;

Ребята, какие пословицы и поговорки о Родине вы знаете?

  1. Родина любимая – мать родимая.
  2. Жить – Родине служить.
  3. Человек без Родины, что соловей без песни.
  4. За Родину-мать не страшно умирать.

6) Поэтические строки;

Ребята, а кто хочет прочитать поэтические строки о Родине?

IV. Повторение изученного:

1) Цели и задачи урока;

Ребята, сегодня у нас урок-путешествие. И дальше отправимся мы с вами путешествовать в красивый осенний лес. На первой станции мы уже побывали.

- О чём мы говорили в начале урока?
- В начале урока мы говорили о Родине.

И не случайно я выбрала наше путешествие в лес. Почему?

- Лес, озеро, животные, птицы – природа. А природа – часть нашей Родины.
- М.М.Пришвин говорил: “Охранять природу – значит охранять Родину”.

Эти слова и будут девизом нашего урока.

<Рисунок №2>

Станция “Размышляйка”.

Повторять сегодня мы будем орфограммы. А какие, вы определите после игры “Кто быстрее?”

1) Игра “Кто быстрее?” (работа в парах)

Ребята, вставьте буквы в словах и определите, на какое правило орфограммы в каждом столбике?

ос..нь уз..кий мес.ность б..рёза
тр..ва гри.. звёз..ный к..стёр
л..сник лё..кий ужа…но обл..ко
р..ка тра..ка опас..но ш..рох

- Ребята, назовите тему урока.
- Орфограммы корня слова.
- Назовите орфограммы, с которыми будем работать?
- Безударные гласные, парные согласные, непроизносимые согласные, словарные слова.
- Ребята, а для чего мы должны знать орфограммы?
- Чтобы грамотно писать орфограммы нужно знать.

2) Беседа;

  1. Как проверить безударные гласные в корне слова?
  2. Как проверить парный согласный?
  3. На какую орфограмму записаны слова 3 столбика?
  4. Как проверить непроизносимый согласный звук?
  5. Какие слова пишутся без т?
  6. А как называются слова 4 столбика?
  7. Ребята, почему берёзу называют символом нашей Родины?

- Ни в одной стране мира нет столько берёз, как у нас. Мила она русскому человеку.
- Берёза и в песнях, и в загадках, и в сказках. А сколько рек, деревень названо в честь нашей зелёной красавицы.

Учитель. Любит наш народ берёзу за красоту её, за пользу, которую она приносит.

3) Составление предложения из слов;

Молодые, растут, и берёзки, в , стройные, роще, берёзовой.

Молодые и стройные берёзки растут в берёзовой роще.

Станция “Физкультминутка”.

Звучит песня “Мы дети солнца”. Учащиеся выполняют движения под музыку.

4) Разбор по составу.

Берёзовой-берёза, березняк, берёзка.

5) Синтаксический разбор предложения;

6) Морфологический разбор: в роще

7) Комментированное письмо (Упражнение 23) Дидактический материал (Л.Ю.Комиссарова).

8) Игра “ Не подведи свой ряд”.

Ребята, а теперь мы снова поиграем. Вам нужно придумать слова с сочетаниями.

1-й ряд – сочетания ЖИ-ШИ
2-й ряд – сочетания ЧУ-ЩУ
3-й ряд – сочетания ЧА-ЩА

Запомните: Слова должны быть на тему “Природа”

Этим мы поможем лесным жителям подготовиться к зиме.

Дети аргументируют свой ответ.

1.

Все сочетания жи и ши
Только с буквой и пиши.

2.

В сочетания чу, щу
Всегда вставляю букву у.

3.

Все слова на ча и ща
Только с буквой а всегда.

(Сочетания записаны на осенних листьях, переворачиваем листья и читаем предложение)

<Рисунок №3>

Мы друзья природы.

10) Выполнение упражнения 57.

Учащиеся дополняют текст однородными членами предложения.

Станция “Поэтическая”.

11) Сочинение-миниатюра.

“Лес осенью”

V. Итог урока.

- Ребята, какие орфограммы повторяли на уроке?
- Как проверяем безударный гласный в корне слова?
- Какое правило знаем о парных согласных в корне слова?
- Как проверяем непроизносимые согласные в корне слова?
- Ребята, чем является лес для зверей?
- А для людей?
- Какое главное правило вы запомнили на уроке?

Охранять природу – значит охранять РОДИНУ.

<Рисунок №4>

Ребята, сегодня на уроке мы повторяли орфограммы корня слова. Молодцы, вы хорошо работали. И я думаю, что контрольный диктант мы напишем завтра хорошо.

VI. Домашнее задание.

Упражнение 60.