Особенности адаптации детей раннего возраста с нарушением зрения к условиям детского сада

Разделы: Работа с дошкольниками


Поступление в детский сад нередко бывает сопряжено с тяжелыми переживаниями, сопровождающимися снижением активности и даже заболеваниями – все это вызывает у родителей сомнение в целесообразности устройства в детское учреждение с первых лет его жизни, поэтому адаптация детей к условиям ДОУ имеет актуальное значение. И от того, как пройдёт этот процесс, зависит психическое и физическое развитие ребёнка. Проблемы адаптации сложны и для воспитателя и для родителей.

Для воспитателя адаптация сложна тем, что в группу поступает большое количество детей с отрицательным отношением к детскому саду, что делает работу воспитателя напряженной. Для родителей – это сложно тем, что они не подготовлены к тому, как реагировать на адаптацию ребенка, и не знают своей роли в этот период, и не умеют оказывать своей помощи детскому саду.

Здесь на помощь семье должен придти детский сад. Для этого в детском саду необходимы различные формы взаимодействия с семьями малышей. Детский сад должен стать “открытым” по всем вопросам развития и воспитания. На первый план должно выступать взаимодействие с родительской аудиторией, на основе педагогического диалога.

Семейное и общественное воспитание – две стороны процесса в интегративном взаимодействии. Модернизация системы общественного дошкольного образования, появление нового вида – детский сад для детей раннего возраста обострил проблему помощи и поддержки семьи, не имеющих специальных знаний и необходимого опыта в воспитании маленьких детей. Семья оказалась в ситуации выбора содержания и форм воспитания ребёнка, выбора воспитывающего взрослого, отвечающего за уход и образование ребёнка. Таким взрослым может быть только человек, имеющий специальное образование, освоивший новую модель взаимодействия в триаде: ребенок-воспитатель-родитель.

Новая модель дошкольного образования - совместное с семьей воспитание детей в условиях детского сада, обеспечивает развитие личности ребенка и гармоничных отношений с ним взрослых. Необходимо проводить дни открытых дверей для родителей. Данный вид работы формирует у родителей доверие к общественной системе воспитания, сознание необходимости социализации ребёнка.

Проблема адаптации детей с нарушением зрения является одной из актуальных и предполагает анализ развития и выявление причин отклонения в поведении детей. При этом мы исходим из того, что основой социальной адаптации является переделка ранее сформированного динамического стереотипа, которой так необходим в жизни ребёнка. Дети в зависимости от возраста по-разному реагируют на новые условия жизни. Наиболее тяжело происходит адаптация у детей с нарушением эмоциональной сферы, задержкой психического развития, нарушением зрения и речи.

В исследованиях К.С.Лебединской показаны уровни течения адаптации:

1 уровень – уровень “полевой” реактивности. Ребенок ищет для себя позицию комфорта, которая снимает сверхсильные раздражители, определяет дистанцию контактов. Дети находят укромное место, реагируют на слабые раздражители (тихий голос, тактильные раздражители).

2 уровень более совершенен, появляется качественное развитие раздражителей. На этом этапе особая чувствительность к ритмическим воздействиям. Они лежат в основе динамических стереотипов. Дети с удовольствием принимают ритмичные движения, стихи, потешки, тихую музыку.

На 3 уровне происходит преодоление психологических преград, однако у детей с ЗПР, с нарушением зрения остается боязнь самостоятельности. Дети требуют поощрения, положительных эмоций.

На 4 уровне дети начинают ощущать эмоциональную радость от общения с другими детьми, уверенность в своих успехах.

Следует учитывать, что среда детских учреждений имеет свою специфику. Особенностями ДОУ является одновременное пребывание вместе довольно значительного числа детей, а так же определенные стандарты в подходах к детям. Для того, чтобы предотвратить нежелательное поведение, нарушение в состоянии здоровья и всестороннего развития ребенка, надо проявлять постоянную заботу о совершенствовании работы в детских учреждениях, использовать и научный подход к организации жизни и воспитания детей. Цель адаптации ребенка к коллективу детского учреждения вовсе не заключается в нарушении связей с родителями, речь идет о временной разлуке с близкими взрослыми и о формировании новых связей.

Незрелость многих компонентов функциональной системы адаптационных механизмов часто приводит к напряженной адаптации при изменении условий среды. При этом изменяется эмоциональное состояние ребенка, у него нарушается аппетит и другие поведенческие реакции. Все эмоциональные реакции ребенка содержат соответствующие вегетативные компоненты: учащаются или наоборот становятся более редкими пульс и дыхание, краснеет или бледнеет кожа.

Для адаптационного периода характерны: эмоциональная напряженность, беспокойство различной степени выраженности или напротив заторможенность.

Успех адаптационного процесса зависит от состояния эмоциональной сферы.

Адаптация имеет 3 степени по тяжести течения:

Легкая степень – длится 7 – 10 дней, первое время ребенок капризничает, может иметь плохой аппетит, затем привыкает.

Средняя степень – длится до месяца, детям этой группы требуется общение с взрослым, если рядом взрослый, то у него положительные эмоции, нет взрослого – отрицательные, ребенок может выбрать себе кого-то из детей.

Тяжелая степень – дети привыкают долго – 2 – 3 месяца, плачут, зовут маму, не идут на контакт.

Тяжелая адаптация отражается на показателях развития и состояния здоровья.

При этом ребенок длительное время находится в фазе патологической адаптации, так как чаще всего сразу после выздоровления вновь заболевает. При этом поведение детей не нормализуется иногда в течение полугода. Привыкание малыша к новым для него условиям дошкольного учреждения зависит от того, как взрослые в семье смогли подготовить его к этому ответственному периоду.

Причины тяжелой адаптации:

  • Отсутствие в семье режима;
  • Наличие у ребёнка отрицательных привычек;
  • Неумение занять себя игрушкой;
  • Не сформированы необходимые культурно – гигиенические навыки;
  • Не сформированы навыки самообслуживания;
  • Не сформированы навыки культуры поведения.

Но главной и основной причиной такого поведения является отсутствие у ребёнка опыта общения с взрослым и сверстниками. Особенно страдают те дети, опыт которых был сужен до минимума (мама – ребёнок, бабушка – ребёнок).

Благоприятные бытовые условия, соблюдение режима питания и сна, чистота, свежий воздух – основа для нормальной адаптации.

Адаптация вводится в два этапа:

1 этап – организационный (заведующая, врач, методист).

2 этап-система введения в группу. Воспитатель определяет группу адаптации. С ребенком из группы тяжелой адаптации воспитатель должен установить эмоциональный контакт (взгляд, улыбка, внимание, прикосновение, предупреждение, желание ребенка).

Затем воспитатель устанавливает деловые контакты (поощрение, разъяснение, включение ребенка в игровую деятельность) и речевые формы общения, чтобы подготовить ребенка к самостоятельной форме общения. Такая методика позволяет адаптироваться ребёнку без стрессовых ситуаций.

Основной задачей родителей и педагогов является создание у ребенка уверенности в том, что его любят и о нем заботятся.

Для лучшей адаптации к детскому саду мы можем посоветовать родителям:

  1. Отдавать малыша на непродолжительное время;
  2. Познакомиться поближе с несколькими детишками и их родителями;
  3. Всегда обсуждать, как прошел день в детском саду;
  4. Говорить вечером о радостных перспективах, о встрече с друзьями, новых играх, игрушках;
  5. Быть спокойным и доброжелательным по дороге в детский сад.

Не рекомендуем:

  1. Силой отрывать ребёнка от мамы, папы, бабушки и т.д.;
  2. Заставлять его есть;
  3. Игнорировать слёзы малыша. Обратите внимание, как ведёт себя плачущий ребёнок:

- плачет демонстративно громко, “на публику”, требует утешения;
- ищет уединения, не называя причину плача;
- плач переходит в истерику.

Эти типы поведения помогают лучше понять характер малыша и оказать помощь. Следует помнить, что для детей плач - естественное выражение эмоций. Педагог должен помочь ребёнку понять его ощущения:

- тактично выяснить причину плача;
- постараться исправить создавшуюся ситуацию;
- дать понять малышу, что Вы понимаете его чувства.

Важным условием поддержания положительного эмоционального состояния у детей является их занятость.

Чем воспитатель может отвлечь ребёнка от слёз?

1. Оказаться с ребёнком на одном уровне: присесть, обнять.
2. Отнестись серьёзно к причине слёз ребёнка.
3. Дать малышу попить, умыть его.
4. Предложить ребёнку порисовать красками.
5. Хорошо отвлекают яркие, блестящие вещи, например, мыльные пузыри, воздушные шары.
6. Внимание малыша можно переключить на игрушки, находящиеся в группе, для слабовидящих детей при высокой степени амблиопии использовать более крупные игрушки.
7. Использовать игрушку, надевающуюся на руку, и начать беседу с ребёнком.

8. Использовать игры с водой и песком, это успокаивает и регулирует нервную систему ребёнка, эмоционально заряжает его.
9. Использовать игры – забавы, которые служат для воспитателя эффективным средством для развития личности ребёнка с нарушением зрения.
10. Использовать дидактические игры с куклой для эмоционального подъёма.

И так процесс адаптации управляем и при совместной работе ДОУ родителей, окулистов, психолога, воспитателей, дефектологов обеспечит плавный переход ребёнка к новым условиям жизни в детском саду. Если объединить все усилия и обеспечить малышу защиту, эмоциональный комфорт, интересную и содержательную жизнь в детском саду и дома, то можно с уверенностью сказать, что произошедшее изменение в жизни ребенка – ему на благо.

Можно согласиться со словами В.А. Сухомлинского о том, что есть качества души, без которых человек не может стать настоящим воспитателем и среди этих качеств на первом месте умение проникнуть в духовный мир ребёнка.

Литература:

  1. Белкина, Л.В. Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ / Л.В. Белкина: Воронеж, Учитель, 2006.
  2. Ватутина, Н.Д. Ребёнок поступает в детский сад / Н.Д. Ватутина – М.: Просвещение, 1983.
  3. Жердеева, Е.В. Дети раннего возраста в детском саду / Е.В. Жердеева: Ростов Н-Д: Феникс, 2008.