Изготовление модели батискафа по развертке

Разделы: Начальная школа


Методические рекомендации:

Эта модель выполняется из набора “Умная бумага”, что упрощает работу руководителя в подготовке оборудования, не требуется ни ножниц, ни клея. Позволяет приобщить детей малообеспеченных семей и сирот. Но требует детальной подготовки педагога к занятию. Перед началом практической работы повторите с детьми правила техники безопасности. Сказочная форма работы позволяет заинтересовать детей и стимулировать к действию. Учитывая возрастные особенности младшего школьного возраста, необходимо демонстрировать образец модели. Разработка рассчитана на детей 7–9 лет.

Цели:

Образовательные:

  • учить детей делать модели технических объектов по развертке;
  • учить работе с графическим рисунком и по схематическому изображению объекта техники;

Воспитательные:

  • воспитывать эстетический вкус;
  • воспитывать трудолюбие;
  • воспитывать взаимопонимание и взаимовыручку.

Развивающие:

  • развивать мелкую моторику пальцев;
  • формировать творческое воображение;

Тип занятия: нетрадиционный.

Вид занятия: нестандартное занятие- путешествие.

Оборудование: инструкционная карта, образец модели, схематическое изображение технического объекта; развертка модели.

Ход занятия-путешествия

1. Вводная часть.

1.1. Организационный момент.

  • Эмоциональный настрой ребят. Проверка готовности к занятиям.
  • Сообщение темы и целей работы.

2. Основная часть.

2.1. Вступительная беседа.

Руководитель: (показывает рисунок подводного царства) дети, что вы видите на рисунке? Где приходилось вам видеть такую фауну? Вот сегодня мы отправляемся в далекое путешествие: подводное царство. А путешествовать с нами будет обитатель царства дельфин (вешаю на доску мягкую игрушку дельфина).

Заметили ли вы, что дельфин принес на хвосте нам извещение? Давайте его прочитаем.

Воспитанник: (читает) Дети, за свою жизнь я повидал много разных гостей в подводном царстве. Приглашаю и вас в путешествие. Сказочные приключения встретились на моем жизненном пути, но вот какое событие случилось однажды. Представьте себе, я как-то повстречался с удивительным существом. Оно было железное и приветливое. Знакомство произошло в интересной игре. Мы изучали друг друга, забавлялись и соревновались. Это удивительное существо называлось “Батискафом”,оно изучало подводное царство. Очевидно, оно было ученым. Желаю и вам приятного знакомства с ним.

Руководитель: Ребята, действительно дельфин познакомился с техническим объектом “Батискаф” (демонстрация модели). Это глубоководный аппарат, предназначенный для исследовательских и поисковых работ. Батискаф снабжен аппаратурой для наблюдения под водой, он может выдерживать огромное давление воды и передвигаться на глубине несколько сотен метров.

Через специальную шахту экипаж батискафа попадает из рубки в обитаемый отсек – стальную сферу с иллюминаторами. При погружении легкий корпус батискафа заполняется водой. В кормовой части корпуса расположены ходовые винты, сообщающие аппарату поступательное движение. Гребные винты, расположенные в носовой и кормовой частях, необходимы для маневрирования на глубине. В корпусе содержится запас сжатого воздуха, необходимого для всплытия батискафа.

Сегодня мы изготовим модель батискафа “Кальмар”. Для выполнения работы над моделью нам не потребуются ни ножницы, ни клей. Все детали соединяются при помощи клапанов и прорезей, образуя прочную конструкцию.

2.2. Работа с инструкционной картой: внимательно изучите инструкцию, прежде чем приступать к работе над моделью. Для наглядности инструкция снабжена рисунками, на которых лицевая сторона картона изображена белым, а изнаночная - серым цветом. Серые стрелки показывают, какие операции нужно выполнять в первую очередь, а какие – во вторую.

Обратите внимание: на каждой детали есть тонкие канавки- углубления, это линии бига или биговки. По этим линиям детали сгибаются, чтоб соединиться друг с другом. В некоторых деталях сделаны прорези и надрезы, которые, желательно, сначала “пройти” острым карандашом или зубочисткой – тогда у вас не возникнет затруднений при соединении деталей.

2.3. Планирование этапов работы и последовательное их выполнение по инструкционной карте.

1. Рассматривание схемы частей модели:

а) - прожектор; e) – ходовой винт в насадке; i ) – блок управления;
b) –двигатель погружения; f) – канал винта погружения; k) – аккумуляторы;
c) – аварийный буй; g) – сонар; l) – балласт;
d) – баллоны сжатого воздуха; h) – обитаемый отсек; m) – манипулятор;

2. Нахождение на схеме деталей и их номеров:

1 –корпус 8 – рубка 15 - манипулятор
2 –носовая оконечность 9 –крыша рубки 16 – штанга
3 –кормовая оконечность 10 – гребные винты погружения 17 - балка
4 –обитаемый отсек 11 – обтекатели каналов 18 - ось
5 –кожух 12 – кожухи ходовых винтов 19- телекамера
6 –кормовой канал 13 – насадки и оси винтов  
7 –носовой канал 14 – ходовые винты  

3. Заключительная часть.

3.1. Инструктаж по технике безопасности;

3.2. Практическая работа:

Согните по линиям бига детали 1 и 2, причем боковым деталям 1 придайте округлую форму. Боковые язычки детали 2 вставьте в прорези на коротких клапанах детали 1, а поперечный клапан дет.2- в промежуток между клапанами дет.1.

Затем язычки дет.1 заправьте за боковую плоскость дет.1, а язычки дет.1 – за наклонную плоскость дет.2 между язычками. Отогнув вниз часть корпуса с круглым отверстием, введите ее язычки в прорези на верхних клапанах дет.2.

Далее к корпусу нужно присоединить кормовую оконечность – дет.3. Г-образные язычки дет.3 введите в указанные на рисунке прорези клапанов дет.1 и защелкните их. Наклонную плоскость дет.3 с отверстием присоедините к кормовой части корпуса. Язычок отогнутой треугольной плоскости дет.1 вставьте в прорезь на клапане дет.3, а ее боковые клапаны заправьте за боковины дет.3.

Подготовьте к сборке обитаемый объект, защелкнув под иллюминаторами замочки прорезь в прорезь.

Подготовьте к сборке обитаемый отсек, защелкнув под иллюминаторами замочки прорезь в прорезь.

Присоедините отсек к нижней части корпуса: боковые язычки дет.4 вставьте в оставшиеся свободными прорези на клапанах дет.1. Центральный выступ дет.4 вставьте в прорезь на нижней поверхности дет.2, а язычки дет.3 введите в прорези на клапанах дет.4.

Установив дет.4, зафиксируйте ее снизу, вставив язычки дет.3 в прорези нижних клапанов дет.4

Сверните в трубу дет.6 и 7 лицевой стороной внутрь, предварительно отогнув наружу серпообразные плоскости на нижних концах деталей. Зафиксируйте соединения, защелкнув клапаны в прорезях.

Соберите рубку, вставив язычки дет.9 в прорези на клапанах дет.8.

Сверните в кольцо дет.11, защелкнув язычок в прорезь.

Собранную рубку (дет.8 и 9) установите на корпус батискафа, вставив язычки в прорези на верхней плоскости дет.1

Принявшую цилиндрическую форму дет.6 проденьте насквозь через круглое отверстие в дет.3, а дет.7 – через отверстие в дет.2. Поверните дет.6 7 таким образом, чтобы их серпообразные торцевые части были плотно притерты к нижним скошенным плоскостям дет.3 и 2. Сверху на дет.6 и 7 наденьте дет.10, вставив плоскости винтов между зубцами каналов.

Две дет.11 установите поверх винтов, вставив язычки дет.11 в соответствующие прорези по сторонам круглых отверстий.

Округло согнув дет.12 и отогнув ее торцевую плоскость, зафиксируйте ее, вставив язычок в прорезь.

Сверните в плотную трубочку часть дет.13 и отогните ее по линии бига. Свернув в кольцо длинную часть дет. ,зафиксируйте ее, защелкнув перемычку в прорезь. На короткий конец трубочки наденьте дет.14.

Соедините дет.12 и 13, вставив длинный конец трубочки в круглое отверстие на дет.12.

Установите двигатели (собранные вместе дет.12,13 и 14) на корпус батискафа, вставив клапаны дет.12 в прорези на бортах дет.1.

Согните и зафиксируйте (язычок – в прорезь) дет.15.

Вставьте выступающий язычок дет.15 в длинную прорезьдет.16 и аналогично зафиксируйте.

Сверните в трубочку и так же зафиксируйте дет.17.

Вставьте конец дет.17 между полукруглыми торцами дет.16 и соедините их между собой свернутой в трубочкудет.18, продев ее насквозь через все отверстия.

Сверните большую плоскость дет.19 в трубку и зафиксируйте ее, отогнув малые боковые плоскости и вставьте клапаны в прорези.

Закройте торцы трубки дет.19 в трубу и зафиксируйте ее, отогнув малые боковые плоскости и вставив язычки на круглых клапанах в прямоугольные выемки.

Установите на батискаф манипулятор (собранные вместе дет.15,16 и 17), продев дет.17 насквозь через боковые круглые отверстия дет.4.

С другой стороны на дет.17 наденьте дет.19(телекамеру), вставив язычки дет.17 в полукруглые прорези на дет.19

3.3. Индивидуальная работа с детьми.

3.4. Текущий инструктаж.

3.5. Организация выставки выполненных работ.

4. Подведение итогов:

- Ребята, вот и готова модель, вы успешно справились с заданием. Ваша работа очень понравилась гостью нашего занятия, дельфину. Скажите, что вам помогало в работе? С какими трудностями вы столкнулись в процессе работы над моделью? Заинтересовало ли вас путешествие в подводное царство? Руководитель благодарит детей за занятие.