К вопросу обучения детей-инвалидов выполнению арифметических действий в столбик

Разделы: Математика


В курсе математики 5–6-го класса, как и в курсе математики начальной школы, есть темы, связанные с выполнением арифметических действий (сложения, вычитания, умножения и деления) в столбик. Работая в Центре образования “Технологии обучения”, в котором получают образование дети с ограниченными возможностями (хотя, вернее было бы говорить, дети с особыми потребностями), нам – учителям – порой приходится искать ответы на следующие вопросы.

Как учить математике ученика, если он не может держать в руке ни ручку, ни карандаш, а единственное средство, с помощью которого происходит весь процесс обучения, – компьютер? Надо ли такого ученика учить выполнять сложение (а также остальные арифметические действия) в столбик? Может достаточно научить пользоваться калькулятором? Но как быть тогда с требованиями к итоговым экзаменам по математике?

Пытаясь найти ответы на эти вопросы, я исходила из того, ученика, который не может писать ручкой (карандашом), надо в любом случае научить выполнять арифметические действия в столбик.

У нас с учеником есть следующие инструменты: страницы интернет-ресурса, на которых дается подробное объяснение теоретического материала, программа голосовой (видео) он-лайн коммуникации, текстовый и табличный редакторы. Никакие специальные программы мы с учеником в данном случае использовать не будем.

Тетрадь по математике – тетрадь в клеточку. Значит, нам на экране компьютера необходимо получить тетрадный листок в клеточку, на котором ученику легко будем выполнять арифметические действия в столбик. На компьютере легче всего визуально получить листок из тетради в клеточку, воспользовавшись программой табличного редактора (например, MS Exel).


Рис. 1

“Тетрадь в клетку” в программе MS Exel.

На листе MS Exel ширину столбцов и высоту строк задаем одинаковой величиной, а формат ячеек лучше задать как текстовый. Таким образом, на экране компьютера у нас получается отличный виртуальный тетрадный лист в клеточку. Важно только объяснить ученику, что в каждой ячейке мы будем записывать только один символ. А дальше все происходит как при работе в обычной тетради с листами в клеточку.

У детей, которые не может держать в руке ни ручку, ни карандаш, могут быть нарушения в пространственной ориентации и зрительном восприятии, поэтому при работе с виртуальным тетрадным листом в клеточку они довольно часто и легко могут перепутать, сместить строки, клеточки, в которых выполняли записи. Поэтому на первоначальном этапе обучения выполнению арифметических действий в столбик очень важен контроль этого процесса со стороны учителя, чтобы в случае необходимости учитель пришел ученику на помощь, указал ему на допущенную неточность в записи. При дистанционном обучении это можно организовать разными способами.

Если у ученика и учителя на компьютерах установлена одна и та же операционная система, то учитель, используя специальное программное обеспечение, может получить доступ к компьютеру ученика и контролировать процесс выполнения учеником арифметических действий в столбик в табличном редакторе, помогая ему.

А если у ученика и учителя компьютеры с разными операционными системами? Как учителю увидеть процесс выполнения учеником арифметических действий в столбик и в случае необходимости обратить внимание ученика на допускаемую ошибку?

Для решения этой проблемы можно использовать возможность совместного доступа к одному документу, которую предоставляет почтовый сайт www.gmail.com. Условием использования такой услуги является наличие почтового ящика на данном сайте и одновременная работа ученика и учителя со своей электронной почтой на сайте www.gmail.com.

Учитель входит в свой почтовый ящик www.gmail.com и загружает нужный файл в раздел Документы сайта.

Шаг 1. Перейти с основной страницы на страницу Документы.


Рис. 2

Почтовый ящик пользователя на сайте gmail.com.

Шаг 2. Загрузить нужный файл на сайт.


Рис. 3

Почтовый ящик пользователя на сайте gmail.com, страница Документы.

Шаг 3. После того как файл загружен, надо добавить ученика к совместному доступу к этому документу с правом редактирования.


Рис. 4

Предоставление совместного доступа к документу другому пользователю.

Когда ученик и учитель одновременно находятся на странице с этим документом, то учитель получает возможность видеть все, что делает ученик в этом документе. В ситуации ошибочных действий ученика он может показать ему, как надо правильно действовать, в чем заключается ошибка ученика.

Рис. 5.

 Совместный доступ учителя и ученика к одному документу.

При необходимости файл из раздела Документы всегда можно экспортировать в разных форматах для дальнейшей работы в других программах.

Данная технология была опробована при обучении математике учащихся 5-6 классов, которые в силу особенностей заболевания не могут писать ручкой (карандашом), навыкам выполнения арифметических действий в столбик. Обучение учащихся проходило только в дистанционной форме в режиме он-лайн в Центре образования “Технологии обучения” г. Москвы (www.home-edu.ru).