Методическое пособие "Модель методического сопровождения воспитательно-образовательной работы ДОУ по развитию общемоторных навыков у детей"

Разделы: Работа с дошкольниками


Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 26 «Журавушка» имеет достаточную материально – техническую базу, кадровый, интеллектуальный и методический потенциал. Проектная мощность детского сада – 6 групп, из них две коррекционные, для детей с нарушением речи. Педагогический процесс в коррекционных группах для детей с речевой патологией организуется в соответствии с возрастными потребностями и индивидуальными особенностями развития воспитанников. Речевые нарушения обусловлены несформированностью, недоразвитием или повреждением психологических или физиологических механизмов речи на ранних этапах онтогенеза, при наличии нормального слуха и зрения и сохранных предпосылках интеллектуального развития.

В число основных задач организации коррекционно – педагогического процесса в группах для детей с нарушением речи входят:

  • обеспечение дошкольникам комфортных условий развития, создания психолого – педагогической среды и речевой поддержки ребёнка;
  • проведение необходимой работы по профилактике и коррекции недостатков речевого развития у детей, обеспечение их эффективной общей и речевой подготовки к школе;
  • повышение психолого – педагогической культуры и воспитательной компетенции родителей, побуждение их к сознательной деятельности по общему и речевому развитию дошкольников в семье

Образовательный процесс организует 17 педагогов. Из них имеет образование:

Рис.1. Характеристика педагогических кадров по образованию

Стаж педагогических работников составляет:

Рис. 2. Характеристика педагогических кадров по стажу работы

Педагоги аттестованы на квалификационные категории:

Рис. 3. Характеристика педагогических кадров по категориям

ДОУ реализует программы дошкольного образования:

Приложение.

В педагогической работе ДОУ используются как образовательно – коррекционные программа, так и нетрадиционные технологии, а именно: дологопедическая работа с детьми младшего возраста. Данная работа осуществляется на основе авторского пособия «Развитие речи и различных движений руки у детей младшего дошкольного возраста», Т.А.Королёвой, рецензированное старшим преподавателем кабинета коррекционной педагогики КРИПК и ПРО Заглядой Л.И. (рисунок 5)

Модель методического сопровождения по подготовке руки к письму у детей через развитие общемоторных навыков

Приложение.

В последние годы детский сад ведёт педагогическую деятельность по организации дологопедической работы.

Реальностью сегодняшнего дня является все увеличивающееся количество детей, имеющих отклонения в речевом развитии. Ежегодно при обследовании детей на ПМПК из 25 человек - 15-17 направляются в коррекционную логопедическую группу. А это для одного дошкольного учреждения достаточно много. Поэтому в ДОУ возникла необходимость объединить усилия сотрудников для эффективной организации дологопедической работы с детьми младшего дошкольного возраста.

В практику ДОУ активно внедрено методическое пособие Королёвой Т.А. «Развитие речи и различных движений руки у детей младшего дошкольного возраста», рецензированное старшим преподавателем кабинета коррекционной педагогики КРИПК и ПРО Заглядой Л.И., которое включает в себя следующие разделы:

  1. Развитие движений руки.

  2. Развитие речи.

  3. Развитие общеречевых навыков.

  4. Развитие слухового восприятия, внимания и памяти.

  5. Развитие зрительного восприятия, внимания и памяти.

Особенностью дологопедической работы является то, что её выполняет воспитатель.

Диагностика в 2004 – 2008 году показала хороший результат освоение детьми данных разделов.

Но были получены низкие результаты общемоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста:

  • высокий уровень – 21,6%

  • средний уровень – 34,11%

  • низкий уровень – 42,83%.

Во время обследования у детей наблюдалось напряжение всей руки при выполнении упражнений, отсутствовала широкая амплитуда движений, работала только запястная часть руки, были нарушены координация движений и пространственные представления.

Глубокий и всесторонний анализ учебно – воспитательного процесса, профессиональных возможностей коллектива по данному направлению выявил ряд проблем:

  1. Недостаточность научных, методических и технологических материалов по развитию общей моторики у детей.
  2. Недостаточность методического и дидактического обеспечения по подготовке руки к письму через развитие у дошкольников общемоторных навыков.
  3.  3. Недостаточная квалификация педагогических кадров.

Неспособность родителей оказать поддержку ребенку по данному вопросу, так как социальный состав родителей ДОУ преимущественно составляют рабочие.

Рис.6.Социальный состав родителей ДОУ.

Модель методического сопровождения воспитательно – образовательной работы в ДОУ по развитию общемоторных навыков у детей.

Модель методического сопровождений включает в себя планирующую функцию.

План работы с педагогами

Таблица 1

Форма

Тема

Ответственные

Ожидаемый результат

Проблемный семинар

Роль физических упражнений в подготовке дошкольников к овладению графикой письма

Старший воспитатель, учитель – логопед

Создать условия для двигательной активности через организацию игр и упражнений общемоторного характера

 

Консультации

- Особенности диагностики развития общей моторики у детей дошкольного возраста

 

- Включение общемоторных упражнений в планы воспитательно – образовательной работы педагогов

Старший воспитатель

Разработать систему диагностирования и планирования общемоторных упражнений в режиме дня.

 

Семинар – практикум

Упражнения, игры и эстафеты, способствующие подготовке дошкольников к овладению графикой письма

Старший воспитатель, музыкальный руководитель

Овладение методикой проведения упражнений, игр и эстафет

Открытые мероприятия

- физкультурное развлечение для детей младшего дошкольного возраста с элементами общемоторных упражнений

- прогулка с включением игр – упражнений на развитие общемоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста

Старший воспитатель, воспитатели

Практическое использование общемоторных упражнений в различных формах работы

Педсовет – деловая игра

- Развитие движений руки у детей.

- Новые подходы к организации физического воспитания детей

Задача: совершенствовать работу по физическому развитию и воспитанию дошкольников.

Заведующая ДОУ, старший воспитатель

Обобщение итогов работы по данному направлению.

Управление инновационным процессом методического сопровождения в дошкольном учреждении осуществляет творческая группа. (Рисунок 8)

Методическое сопровождение включает в себя контролирующую функцию инновационной деятельности по развитию общемоторных навыков у детей.

Виды контроля

Таблица 2

Вид контроля

Формы

Отчётная документация

1. Оценка качества работы педагогов

-Наблюдение за проведение утренней гимнастики, физкультурных занятий и прогулок;

-Анализ планов воспитательно – образовательной работы;

-Анализ работы с родителями (оформление наглядной информации, проведение педагогических бесед, консультаций)

Карты наблюдений

 

Карта анализа планов

Карты анализа

2. Оценка качества практической деятельности педагогов

-Диагностика освоения детьми общемоторных упражнений;

-Результаты диагностики по освоению

«Программы воспитания и обучения

детском саду» раздела «Физическое

воспитание»

-Диагностика детей 1 младшей группы в

процессе адаптации к ДОУ

Диагностические карты

Диагностический пакет

 

 

Диагностические карты

Результатом разработки и внедрения инновационной модели методического сопровождения является:

  1. Перевод методической работы дошкольного учреждения в режим инновационной деятельности.
  2. Повышение качества воспитательно-образовательного процесса посредством внедрения новой технологии.
  3. Повышение профессионального и теоретического уровня педагогов.

Педагоги используют данную технологию в своей деятельности:

- опыт работы активно представляют на всероссийских, областных и городских конкурсах, на заседания ГМО учителей – логопедов, инструкторов по физическому воспитанию, на городских научно – практических конференциях. (рисунок 9)

Увеличилось количество педагогов первой и второй квалификационной категории. (рисунок 10)

  1. Повышение уровня развития общей моторики у воспитанников ДОУ. (рисунок 11)

  2. Повышение педагогической компетентности родителей. Анкетирование показало, что большинство из них готово сотрудничать с детским садом по реализации данной технологии, включаться в различные организационные формы совместной работы.

Таким образом, можно сказать, что построенная нами система методического сопровождения эффективно позволяет:

  • решать проблемы подготовки руки к письму у дошкольников через развитие у них общемоторных навыков;
  • избегать необоснованной переадресации проблемы ребёнка внешним службам;
  • сокращать число детей, испытывающих дезадаптацию при поступлении в школу.