Занятие для младших школьников по теме "Юные инспектора движения"

Разделы: Внеклассная работа


Введение

Для воспитания юных пешеходов, грамотных участников движения необходимы разнообразные формы и методы обучения детей правилам дорожного движения. С учетом возрастных особенностей младших школьников, которые любят много двигаться, играть, я, как педагог дополнительного образования, уже более 30 лет учу детей правилам дорожного движения, помогла сохранить жизнь и здоровье многим детям. Важно, чтобы у каждого обучающегося сформировалась жизненно важная потребность не только в изучении, но и в соблюдении правил дорожного движения. Для этого необходимо правильно построить работу по профилактике и предупреждению дорожно – транспортного травматизма в сфере учебной деятельности школьников. Поэтому я, как методист по безопасности дорожного движения, с удовольствием обучаю педагогов ОУ, охотно делюсь многолетним опытом работы. Главной движущей силой на моих занятиях является игра для младших школьников. Ребята занимаются с интересом, увлеченно и без пропусков. Я нахожусь в постоянном поиске эффективных форм пропаганды безопасного образа жизни в сфере дорожного движения для того, чтобы кружковцы не становились участниками  дорожно – транспортных происшествий, а также для решения сложной педагогической задачи – воспитание «сознательных» пешеходов, грамотных участников движения, готовых к самостоятельной творческой деятельности.

Цели и задачи. Есть проблемы по безопасности, которые нам – всем педагогам  надо решать в ближайшее будущее и как можно быстрее, так как гибнут на дорогах дети (Приложение 1).

Чтобы снизить аварийность с детьми на дорогах, надо решить проблемы:

  • Повышение качества знаний по ПДД.
  • Повышение уровня усвоения ПДД на уроках в ОУ и занятиях УДОД, а также сознательного соблюдения правил во внеурочное время.

Решение этих проблем я вижу в постановке важной цели и решении следующих задач.

Цель: воспитать грамотного пешехода и снизить аварийность на дорогах с детьми.

Задачи, обеспечивающие реализацию данной цели:

– формирование потребности в изучении  и соблюдении ПДД;
– развитие интереса к дорожной азбуке;
– расширение и углубление знаний по ПДД;
– воспитание навыков безопасного поведения на улицах и дорогах.

1. Роль педагога в проведении занятий по ПДД

Важнейшим условием заинтересованности школьника в изучении ПДД является личность педагога, его увлеченности своим делом. Я сама влюблена в то, чем занимаюсь много лет, всегда стараюсь поддерживать в каждом ребенке веру в свои силы и возможности, постоянно стараюсь создавать  на занятиях атмосферу сотрудничества с кружковцами при выполнении заданий, игровых моментов. При организации игровых занятий нужно исходить из следующих принципов (руководствоваться идеей, определяющей деятельность):

– использовать на занятиях хорошо знакомый, привычный материал;
– необходимость коллективной формы работы (игровые занятия при работе «один на один» не эффективны).

Главной функцией педагога является планирование  и организация предметно – игровой среды.

Роль педагога состоит в том, чтобы в игре продолжить обучение:

  • Развивать лексический запас и коммуникативные навыки учащихся.
  • Анализировать и оценивать игровую деятельность, а также способствовать ее дальнейшему развитию.

Для наиболее успешной реализации игры, ее необходимо тщательно планировать и структурировать (упорядочение и руководство игровой деятельностью со стороны педагога).

Значительная роль отводится педагогике игры: способы организации педагогами игры и базирующихся на ней видов деятельности, создания учебно – игрового пространства, а также все педагогические методы и стратегии, используемые для усиления возможностей учения и обучения через игру.

Педагогу нельзя настаивать на своем и навязывать свои идеи, но на правах партнерства можно напрямую участвовать, взяв на себя одну из ролей. Главное – раскрыть детям ценности и важности их игровой деятельности. Для этого педагог регулярно должен анализировать игры, хвалить интересные находки, выдумку и фантазию, комментировать  поведение ребят, обобщать сюжеты игр. Это все необходимо, чтобы не пропал интерес у детей к игре.

2. О месте игры в учебном воспитательном процессе и  ее значимости

Мир детства тесным образом связан с игрой. Большинство педагогов и психологов разных стран сходятся во мнении, что игра занимает важное место в развитии, воспитании и обучении младших школьников. Игра, традиционно являющаяся основой учебно – воспитательного процесса, считается одним из ключевых факторов эффективной практики образовательных учреждений дополнительного образования.

С древности игра использовалась как средство обучения детей. Передовые  русские педагоги XIX века не раз высказывали мысль о том, что в процессе преподавания необходимо опираться на интересы детей, на их понимание  полезности приобретаемых ими знаний. В педагогических сочинениях можно  встретить и такое требование: преподавание призвано не только будить разум воспитанника, но и  обращаться к его сердцу, к его воображению. Н.А. Добролюбов писал: « Как бы ни хорошо убедилась ученица в пользе предмета, она все – таки не будет им заниматься с любовью и охотой, пока не почувствует сердечного влечения к занятиям. А известно, что  когда занимаются с охотой, то дело идет несравненно легче и успешнее, чем при занятиях по необходимости из – под палки»1.  Из этого следует, что  очень важно вызвать интерес к игровому материалу через игровую деятельность. Игрою можно диагностировать, познать ребенка. Игрою можно ободрить и ободрить ребенка. С помощью игры можно корректировать, улучшать, развивать в детях важные психологические свойства человеческой личности.

Педагогические игровые миниатюры:

– игры-минутки;
– тренинги (игры-тренировки);
– игры-упражнения;
– минутки безопасности;
– игры-шутки.

Главное назначение педагогических игровых миниатюр – это развитие ребенка, коррекция того, что в нем заложено и проявлено, вывод ребенка на творческое экспериментальное поведение.

Каковы же положительные качества игры? (Приложение 2).

Игра является потребностью  и основным видом деятельности младших школьников, она продолжает оставаться одним из главных средств и условий развития интеллекта и творческого  воображения школьников.  Игра давно используется в педагогике как могучее средство воздействия на детский коллектив.

3. Классификация игровой деятельности

Предлагаю вашему вниманию классификацию  игровой деятельности, направленную на закрепление полученных знаний в творческом объединении ЮИД «Юный пешеход» младшими школьниками (Приложение 3).

1. Интеллектуально-творческие игры

Интеллектуально-творческая игра в руках хорошего педагога превращается  в действенное орудие обучения и воспитания, требует значительного умственного напряжения от ее участников, принося им в то же время большое удовлетворение. Интеллектуально – творческая игра рассчитана на ребят любого уровня развития. Развиваемые в ходе такой игры интеллектуальные качества универсальны, они необходимы всем: неуспевающим, тугодумам и талантливым ученикам.
К таким играм относятся: «Крестики – нолики», «Поле Чудес на планете ЮИД», «Умники и  умницы по ПДД».

2. Учебные игры

Во время проведения учебных игр происходит многократное повторение материала по предмету в его разных сочетаниях и формах.
Настольные игры  «Дорога в школу», «Путешествие на авторалли», «Дорожное лото».

3. Конкурсные игры

В данном случае игра создает атмосферу здорового соревнования, заставляющего школьника не просто механически припоминать известное, а мобилизировать все свои знания, думать и сопоставлять, оценивать. Конкурсы: «Что? Где? Когда?», «Пойми меня», «Верите ли вы?», «Веселый поезд».

4. Познавательные игры

Трудно переоценить роль игровых моментов в процессе повторения пройденного на занятиях. Эти занятия становятся более результативными и дают возможность успешно решать задачи обобщения, систематизировать материал и ликвидировать проблемы в знаниях кружковцев. Игровой характер занятий позволяет проявить себя и слабым учащимся.
Викторина «Знаешь ли ты?», кроссворды, тесты, ребусы по ПДД.
Следует отметить большую роль в развитии познавательного интереса, развивает пытливость ума, увлекает ребят.

5. Деловые игры

Кружковцы делятся по группам, выполняя задания. Стараются мобилизировать свои знания, умения, деловитость. Работа в группах приносит чувство удовлетворения, поддержки.

6. Сюжетно-ролевые игры

Планируя сюжетно-ролевую игру, педагог старается сочетать ответ и интересы детей с программным содержанием и требованиями.
В процессе игры ребята пробуют себя в разных ролях. Игра похожа на резервуар, наполненный водой. Чем глубже резервуар, тем больше воды может в нем поместиться и тем больше ее может быть использовано в период засухи.
Игры по ПДД «Поездка в транспорте», «Путешествие по станциям», «Гараж».

Заключение

Игра – это жизненно важная потребность ребенка, познающего мир. Игры помогают, по утверждению К.Д. Ушинского, не только проявлять способности и наклонности, но и совершенствовать. Ф. Шиллер писал: «В игре человек испытывает такое же наслаждение от свободного обнаружения своих способностей, какое художник испытывает во время творчества».
«Образование без воспитания – меч в руках сумасшедшего».
Д.И. Менделеев
Воспитать грамотного пешехода и снизить аварийность на дорогах с детьми – главная цель всех занятий проведения с младшими школьниками по правилам дорожного движения, и основное место занимает игра.
Игра  порождает радость и бодрость, воодушевляет ребят, обогащает их впечатлениями, помогает педагогам избегать назидательности, создает в детских коллективах ДОУ атмосферу дружелюбия. Интересная игра обладает колоссальной силой влияния:
– создает сильнейшее эмоциональное поле;
взаимодействие в коллективе между собой участников, их товарищество;
– общение и дружеские связи.
А.С. Макаренко считал, что усилия, которые дети делают в игре, плодотворны и незаметно для себя кружковцы вырабатывают ряд навыков и умений, которые впоследствии пригодятся им в жизни.

Список литературы

1. Библиотека для учителя: Белинский В.Г., Добролюбов Н.А., Островский А.Н. – М.: Художественная литература, 1989. – 241 с.
2. Дошкольное воспитание, 2007 № 11 «Сюжетно-ролевые игры для детей» стр. 98.
3. Дошкольное воспитание, 2007 № 10 «Играем воспитаем»
4. Былеева Л. В. Табфко  «Игра? Игра!» – М.: Молодая гвардия, 1938. c. 3-30.
5. Штолина Т.П.  «Игры на уроках и во внеклассной работе» М., c. 3-7
6. Шмаков С.А.  «Игры-шутки, игры-минутки» – М., c. 4-8.
7. Шмаков С.А.  «Игры-потехи, игры-утехи» – Липецк: «Ориус», c. 3-6.