Урок математики в 4-м классе по теме "Путешествие вместе с М.В. Ломоносовым"

Разделы: Начальная школа


Способ получения знаний: деятельностный подход, решение проблемных творческих задач.

Оборудование: мобильный компьютер, мультимедийный проектор, слайды с программными материалами, средства обратной связи (карточки для выполнения заданий).

Литература для учащихся:

  1. Учебник Т.Е. Демидовой, С.А.Козловой, А.П. Тонких “ Моя математика” 4 класс, часть 3.

Цели учителя:

  1. Ознакомить с жизнедеятельностью великого русского ученого М.В. Ломоносова. Расширить кругозор учащихся;
  2. Развить логические структуры мышления, творческих способностей учащихся. Способность к учебному общению, сопереживанию;
  3. “Скрыто” дифференцировать учащихся по учебным возможностям;
  4. Воспитать наблюдательность, любознательность, вызвать интерес к открытию новых знаний;
  5. Повысить мотивацию учащихся к обучению.

Цели учащихся:

  1. Ознакомиться с такими понятиями;
  2. Научиться исследовать и наблюдать;
  3. Уметь объяснять;
  4. Научиться пользоваться другими источниками приобретения знаний: справочниками, книгами, фильмами, ИКТ.

Ход урока

Деятельность учителя Деятельность учащихся
1. Оргмомент.

Ребята сегодня мы с вами отправляемся в путешествие вместе с М.В. Ломоносовым.

 
2. Постановка проблемы.

А) Постановка проблемы учителем.

- Кто такой Михаил Васильевич Ломоносов? Кто-нибудь о нем слышал?

- Сегодня вы должны постараться узнать как можно больше о жизни и деятельности М.В. Ломоносова.

Б) Постановка цели и задачи работы.

Для этого я поделила вас на 3 команды. Цели и задачи у вас разные, но в течение урока мы все ваши исследования будем обобщать и узнаем много нового и интересного о М.В. Ломоносове.

- Капитаны, ознакомьте нас с алгоритмом работы своих команд.

1 команда собирает материал о молодом поморе Михайло Ломоносове.:

 

2 команда познакомит нас с годами учебы Михаила Ломоносова

 

3 команда познакомит нас с Ломоносовым – ученым и инженером.

 

 

- Ответы учащихся, после которых выясняется, что о М.В. Ломоносове знаний мало.

 

 

Капитаны:

- Работа с деформированным текстом.
- На карте найти и показать родину Ломоносова.
- Расшифровка названия острова, где жила семья Ломоносовых.
- Решение разноуровневых задач о жизни поморских крестьян.

- Работа с текстом.
- Расшифровка названия высшего учебного заведения в Москве, где учился М.Ломоносов.

- Решение разноуровневых задач о жизни студентов того времени.
- Работа с текстом
- Расшифровка наук, какими занимался М.В. Ломоносов

- Решение разноуровневых задач о деятельности Ломоносова –ученого

3. Актуализация опорных знаний

Прежде чем начать работу нам нужно актуализировать знания. Т.е. что мы делаем?

Я думаю, вам пригодится формула пути.
Стоимости.
Работы.
Нахождение числа от целого.


Также вспомним алгоритмы умножения и деления многозначных чисел: 4 примера.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Словарная работа

- Мы видим, годы жизни Ломоносова.
- Какой это век?

На прошлом путешествии мы с вами познакомились с такими старинными мерами длины и массы, как

Аршин, сажень, пуд.

Мы вспомнили и повторили все нужные вам знания. Вам предстоит продемонстрировать, прежде всего, умение работать вместе при решении общей задачи путешествия. Для ее решения вам потребуются знания не только математики, но и других школьных предметов.

Я надеюсь, что командиры команд правильно распределят работу в группах, т.к. объем работы большой и требуется вклад всех участников команды.

В добрый путь!

 

- Вспоминаем алгоритмы решений и формулы решения задач.

S = v*t Расстояние = скорость * время.
P=n*p Стоимость= количество товаров* цена.
A=n*v Работа= время выработки* производительность труда.
Чтобы найти часть из целого, нужно число разделить на знаменатель, потом умножить на числительное.

3240: 8

Определяю первое неполное делимое…
Намечаю количество цифр в частном..
Делю…
Умножаю…
Вычитаю..
Сравниваю остаток с делителем…
Записываю первую цифру частного...
Выбираю второе неполное делимое...

Это число 4.

4 на 8 не делится, поэтому пишу 0 – это вторая цифра частного.

Выбираю третье число неполное делимое. Это 40. ; 0 делю на 8. Это 5.записываю.

Умножаю…
Вычитаю …

4320:60

Убираю нули, и делю число на однозначное число.

403* 205
624*124

1711 –

18 век

Старинные российские меры массы:

1 пуд = 40 фунтов = 16 кг 380 г
1 фунт 410 г

Старинные российские меры длины:

1 миля = 7 верст = 1 км 469 м
1 верста = 500 саженей= 1 км 67 см
1 сажень = 3 аршина = 2м 14 см
1 аршин = 71 см

Старинные денежные единицы:

1 рубль = 100 коп.
1 гривенник = 10 коп.
1 алтын = 3 коп.

4. Решение проблемы.

1) Работа с деформированными текстами:

1 команда.

Михаил, как и все крестьянские дети, во всем помогал отцу: ходил с ним в море, умел управлять кораблем, ловить рыбу, бить морского зверя.

Отец Михаила построил и оснастил корабль, на котором вместе с командой моряков ходил по рек Северной Двине, Белому морю и Северному океану, промышляя рыбу, перевозя людей.

Михаил Васильевич Ломоносов родился в 1711 году недалеко от города Холмогоры, в семье крестьянина –помора.

Жизнь часто ставила перед отважными моряками самые разные задачи.

Поморы были отважными моряками и охотниками.

- Покажите на карте, где малая Родина Ломоносова

 

 

Михаил Васильевич Ломоносов родился в 1711 году недалеко от города Холмогоры, в семье крестьянина –помора.

Поморы были отважными моряками и охотниками.

Отец Михаила построил и оснастил корабль, на котором вместе с командой моряков ходил по рек Северной Двине, Белому морю и Северному океану, промышляя рыбу, перевозя людей.

Михаил, как и все крестьянские дети, во всем помогал отцу: ходил с ним в море, умел управлять кораблем, ловить рыбу, бить морского зверя.

Жизнь часто ставила перед отважными моряками самые разные задачи.

 

Дети показывают на карте.

2 команда.

Юный Михаил с детства пристрастился к чтению книг сначала он учился у местного дьячка, потом самостоятельно прочитал и выучил “Грамматику” М.Смотрицкого и “Арифметику” Л.Магницкого эти две книги потрясли юношу Ломоносов захотел учиться самым разным наукам но это можно было сделать только в Москве из Холмогор в Москву отправлялся караван с рыбой догнав купцов, будущий ученый последовал с ними в Москву

- Приблизительно просчитайте расстояние от Холмогор до Москвы

 

Юный Михаил с детства пристрастился к чтению книг. Сначала он учился у местного дьячка, потом самостоятельно прочитал и выучил “Грамматику” М.Смотрицкого и “Арифметику” Л.Магницкого. Эти две книги потрясли юношу. Ломоносов захотел учиться самым разным наукам, но это можно было сделать только в Москве. Из Холмогор в Москву отправлялся караван с рыбой. Догнав купцов, будущий ученый последовал с ними в Москву.

 

(При помощи линейки и масштаба учащиеся находят расстояние)

3 команда.

Михаил Васильевич Ломоносов понял и принял ж_лание Петра 1 сделать Р_ссию великой страной.

Множество дел было осуществлено им для этого и одно из них – работа Ломоносова – химика. В те времена цветные стекла умели делать только в Италии. Итальянцы хранили в тайне свои секреты и дорого продавали свои изделия из стекла. Р_ссии необходимы были собственные ст_кольные заводы. Михаил Васильевич в своей химической лаборатории поставил огромное количество опытов и не только открыл секрет производства цветного ст_кла, но и построил в Усть-Рудицах современный для того времени ст_кольный завод. Ломоносов был не только ученым, но и инженером художником. В его художественной мастерской были созданы великолепные мозаики.

- На карте.

 

Михаил Васильевич Ломоносов понял и принял желание Петра 1 сделать Россию великой страной.

Множество дел было осуществлено им для этого и одно из них – работа Ломоносова – химика. В те времена цветные стекла умели делать только в Италии. Итальянцы хранили в тайне свои секреты и дорого продавали свои изделия из стекла. России необходимы были собственные стекольные заводы. Михаил Васильевич в своей химической лаборатории поставил огромное количество опытов и не только открыл секрет производства цветного стекла, но и построил в Усть-Рудицах современный для того времени стекольный завод. Ломоносов был не только ученым, но и инженером художником. В его художественной мастерской были созданы великолепные мозаики.

2) Расшифровка слов.

1 команда.

Название острова, где жила семья поморов Ломоносовых.

2 команда.

Название ВУЗа в Москве, где учился Ломоносов.

3 команда.

Какими науками занимался М.В. Ломоносов?

 

Учащиеся решают выражения в учебнике с. 26, вставляют буквы и получают ответ КУРОСТРОВ.

 

После решения выражений получают ответ: АКАДЕМИЯ.

 

ХИМИЯ, ФИЗИКА, ГЕОЛОГИЯ, ГЕОГРАФИЯ, АСТОРНОМИЯ, ИСТОРИЯ.

3) Решение задач.

Я подобрала вам задачи трех уровней сложности. Вы сами выбираете, какие задачи вам решать. Каждая задача имеет свой балл. По этим баллам будет рейтинг.

№4 с.26

Читают текст задачи. Рассказывают:

Скорость Время Расстояние
2500
2500
3
Одинаковое
?
?
    450 саж

1) 2500 * 3= 7500 саженей.
2) 7500 + 7500 + 450 = 15450 саженей

Ответ: они находятся в расстоянии 15450 саженей друг от друга.

№4 с.27

В день – 1 алтын=3 коп.
На бумагу – 2/5
На еду – 1/3

Осталось – ?

3 * 365= 1095 коп. в год.

  1. 1095:5 *2=438 коп.на бумагу;
  2. 1095:3 =365 коп. на еду;
  3. 1095-(438+365)=292 коп.;
  4. 300-292= 8 коп. не хватит.

Ответ: не хватит.

№5

Цена Количество Стоимость
? 80 пудов
Одинаковое
720 руб
7 на 6 меньше ?
  1. 720:80=9 руб
  2. 9-6= 3 руб
  3. 3* 80 = 240 руб
  4. 720 -240 =480 руб

Ответ: на 480 руб меньше.

4) Решение комплексной задачи

Случайное блуждание частицы

На листе бумаги проводят эксперимент, позволяющий возможное движение такой частицы.
5. Подведение итогов работы.

Посмотрите на шкалу и оцените работу своей команды:

  1. Работа с текстом.
  2. Работа с картой.
  3. Расшифрование спрятанного слова.
  4. Решение разноуровневых ззадач.
  5. Решение комплексной задачи.
Самооценка.