Открытый урок по русскому языку в 7-м классе "Степени сравнения наречий"

Разделы: Русский язык


Тип урока: усвоение новых знаний и первичное закрепление с  применением технологии разноуровневого обучения.

Цели:

  • Познавательный аспект:
    • Формирование специальных знаний, умений, навыков:
      • обеспечить усвоение способов образования степеней сравнения наречий;
      • сформировать умение образовывать возможны формы степеней сравнения наречий;
      • обеспечить усвоение способов отличия омонимичных форм прилагательных и наречий;
      • сформировать умение находить в тексте омонимичные формы прилагательных и наречий, определять их синтаксическую роль.
    • Развитие умений, которые были сформированы ранее:
      • развивать умение работать с предложением:
        • определять структуру предложения, расставлять знаки препинания, строить схемы;
      • развивать умение работать со словом:
        • находить орфограммы в словах, графически объяснять выбор написания;
        • определять состав слова
        • соотносить состав слова с его принадлежность к одной из частей речи
        • образовывать разные формы слова;
      • формирование общих умений, которые формируются на межпредметной основе:
        • умение контролировать ход своей деятельности при выполнении самостоятельных заданий;
        • умение работать во времени на всех этапах урока;
        • умение планировать работу и контролировать ход своей деятельности;
        • умение составлять конспект.
  • Развивающий аспект цели:
    • Развитие речи:
      • продолжать развивать устную и письменную речь ребёнка, добиваясь полных развёрнутых ответов;
      • использовать в ответах тип речи рассуждение, стиль речи научный.
    • Развитие мышления:
      • развивать умение наблюдать, сравнивать, анализировать, делать вывод на основе собственных наблюдений при выполнении заданий на уроке;
      • развивать умение высказывать и доказывать суждения.
    • Развитие сенсорной сферы:
      • развивать глазомер и мелкую моторику кисти руки при выполнении письменных заданий.
  • Воспитательный аспект цели:
    • Формирование нравственных отношений в процессе совместной деятельности учитель – ученик, ученик – ученик.
    • Формирование сознательной дисциплины
    • Формирование научного мировоззрения.
    • Формирование целеустремлённости, трудолюбия, аккуратности
    • Воспитание любви конспект родному языку, его красоте, образности.

ХОД УРОКА

Этап урока.

Содержание урока.

Время

Организация начала урока. Оргмомент.

Учитель объявляет тему и  цели урока.

2

Актуализация опорных знаний.

Подготовка к усвоению новых знаний.

Работа с предложением.

Сквозь волнистые туманы
пробирается луна,
На печальные поляны
льёт печально свет она.

Задание №1

– определить тип предложения,
– расставить знаки препинания,
– построить схему предложения,
– графически объяснить выбор написания на месте пропущенных букв.

Задание №2

– выписать из предложения однокоренные слова, определить их часть речи (доказать),
– разобрать их по составу,
– определить разряд прилагательного и наречия.

Беседа  

– Как мы определили разряд прилагательного?
– Какие признаки имеет качественное прилагательное?
– Какие степени сравнения прилагательных вы знаете?
– Как они образуются?

Учитель объявляет тему урока, записывает её на доске. Сообщает, что наречия образа действия, так же как и прилагательные, имеют степени сравнения.  Учащимся сегодня предстоит самостоятельно выяснить, какие степени сравнения есть у наречий и как они образуются. 

8

Самостоятельное изучение нового материала   по трём уровням сложности

Ученики получают комплект заданий по 3 уровням сложности, выбирают уровень, в котором будут работать (комплект заданий в Приложении)
Учитель по заранее спланированному маршруту движения обходит класс и оказывает дозированную помощь тем, кто в ней нуждается, контролирует деятельность учащихся.

10

Проверка первичного усвоения знаний

После самосточтельного изучения материала у каждого ученика в рабочей тетради или в  тетради с опорными конспектами появляется таблица с краткими сведениями по теме.
Учитель проводит опрос:
– Какие степени сравнения имеют наречия?
– Сколько форм имеет сравнительная степень? Какие?
– Как они образуются?
– Сколько форм имеет превосходная степеь? Как она образуется?

3

Первичное закрепление знаний

  1. Упражнение 189 (письменно на доске и в тетради по образцу  в учебнике).
  2. Работа с материалом для наблюдений (см. Приложение), составление способа действий, с целью научиться отличать похожие формы прилагательных и наречий.
  3. Ученики доказывают, какой частью речи являются похожие слова. Для этого определяют, от какого слова зависит данное, на какой вопрос отвечает, каким членом предложения является. После выполнения задания все ученики получают карточку – информатор (см. Приложение), в которой дано обобщение наблюдений и способ действия.
  4. Проверка правильности выполнения.

10

Закрепление новых знаний

Самостоятельная работа по трём уровням сложности с самопроверкой для 1 и 2 уровней, проверкой учителем для 3 уровня.  (Текст самостоятельной работы см. Приложение)

5

Контроль и самопроверка

Ученики проверяют правильность выполнения своей работы, учитель выясняет, кто  как справился с поставленной задачей.

2

Подведение итогов урока

Учитель сообщает достигнуты ли  цели, поставленные в начале урока. Сообщает кол-во оценок, поставленных  на уроке.

3

Домашнее задание

  1. Подготовить устный ответ по теме.
  2. Упражнение 194.

2