Педагогическая концепция деятельности учителя начальных классов в использовании здоровьесберегающих технологий

Разделы: Начальная школа


Условия воспитания и обучения являются той средой, в которой вынужден постоянно находиться ребёнок в возрасте от 3 до 18 лет. Именно в эти годы отмечается интенсивный рост и развитие организма молодого человека, происходит его биологическое и социальное созревание, формируется мировоззрение, готовность к разнообразной трудовой и творческой деятельности.

Организм младшего школьника отличается незавершенностью развития важных для школьного обучения органов и функциональных систем (центральной нервной системы, зрительного и слухового анализаторов, опорно – двигательного аппаратов). Проанализировав данные нашей школьной статистики по заболеваемости первоклассников (на начало учебного года), я отметила, что дети приходят в первый класс уже с набором хронических заболеваний, а, значит, имеют слабое здоровье. Возникает проблема: как организовать учебно – воспитательный процесс, который способствовал бы не только качественному овладению общеучебными умениями и навыками, но и благоприятному росту, развитию ученика и укреплению его здоровья. Это ставит перед нами – учителями начальных классов задачи здоровьесбережения и формирования у учащихся правильного отношения к своему здоровью. Среди проблем, связанных с современным воспитанием и обучением подрастающего поколения, пристальное внимание исследователей в последние годы привлекает вопрос сохранения здоровья ребенка, особенно на первой ступени обучения.

В период обучения в начальной школе организм младшего школьника способен чутко реагировать как на неблагоприятные, ухудшающие здоровье факторы, так и на благоприятные, оздоровляющие. И это время нельзя упустить, поскольку здоровьесберегающий интерес – это самая сложная функция, которую не удаётся сформировать быстро у всех учащихся. Развитие этого интереса должно начинаться с раннего детства. Поэтому этот процесс без сомнений необходимо осуществлять в младших классах. Особенно это важно в современных условиях формирования новой личности, способной в разных экологических ситуациях не только сохранять и преумножать познавательный интерес к здоровьесбережению, но и адаптироваться к учебному процессу на весь период обучения в школе.

Работа очень сложная, но и очень важная, так как разработка адекватной оценки здоровьесбережения школьника, как в области знаний, так и в личностном понимании является своевременной и необходимой.

Здоровье и отношение к здоровью педагогов, обучающихся, воспитанников имеют большое значение всвязи с тем, что образовательные учреждения (как общие так и специальные) являются важнейшим звеном социализации детей, где среди прочих ценностей усваивается ценность здоровья, формируется мотивация на сохранение своего здоровья и здоровья окружающих.

Следовательно, проблема здоровья младшего школьника сегодня как никогда актуальна. В настоящее время можно с уверенностью утверждать, что именно учитель в состоянии сделать для здоровья современного ученика больше, чем врач. Нет, это не значит, что педагог должен выполнять обязанности медицинского работника. Просто мы – учителя должны работать так, чтобы обучение детей не наносило ущерба здоровью.

Проблеме обеспечения и укрепления здоровья младших школьников посвящено значительное количество разработок, монографий, статей, пособий. Так, книга известного педагога Валентины Ковалько содержит теоретическую и практическую информацию о современном состоянии педагогики здоровьесбережения в начальной школе. В учебно – методическом пособии Л.В. Баль «Формирование здорового образа жизни российских учащихся» даны методические рекомендации по формированию здорового образа жизни. В информационно – методическом пособии Н.К. Перевощиковой изложен базисный материал. В санитарно – гигиенических нормативных документах изложены требования к учебной мебели, ее расположению в классе, освещению и микроклимату кабинета и т.д. Несмотря на обилие материалов по организации здоровьесберегающего пространства школьников, не существует таких рекомендаций для учителя, работающего в начальных классах, которые давали бы ему необходимую информацию, какие качества формировать у учащихся, на какие стороны учебной работы в области здоровьесбережения обратить внимание.

Надеюсь, что материалы окажут помощь коллегам и при умелом сочетании обеспечат системный здоровьесберегающий подход, осуществление которого будет способствовать воспитанию здоровых, социально активных людей, способных к творческому преобразованию окружающей среды. Осуществление системного здоровьесберегающего подхода возможно лишь в случае понимания, из каких элементов состоит система здоровьесберегающего образования. При этом образовательная среда понимается как система влияний и условий формирования здоровой личности, а также возможностей для её развития, содержащихся в социальном (отношение учителей к детям, подход к образовательному процессу, стиль взаимоотношений в педагогическом коллективе, в ученических коллективах и т.д.), пространтсвенно-предметном окружении (уровень экологической и криминальной безопасности района, качество школьного здания, пришкольного участка, внутришкольных помещений, школьной мебели, технических средств обучения, дизайна интерьера, наличие актового и спортивного залов, столовой, библиотеки и т.п.), а также в качестве связей между социальным и пространственно-предметным компонентами. Именно качество данных связей обеспечивает результат образовательного процесса: удовлетворение всего комплекса потребностей ребёнка, развитие его личностного потенциала при оптимальном физическом развитии, формирование у него системы социальных ценностей, обеспечивающих успешную адаптацию к жизненной среде. Очевидно, что неотъемлемым компонентом этих социальных ценностей является индивидуальное здоровье школьника и его окружение.

Рис. 1. Модель здоровьесберегающей среды

Общее представление о здоровьесбережении. Понятие «Здоровьесберегающая» относится к качественной характеристике любой образовательной системы, показывающей на сколько в данной образовательной среде решается задача сохранения здоровья основных субъектов образовательного процесса – обучающихся и педагогов. В то же время построение «здоровьесберегающей» среды определяет направленность действий, совокупность задач, решаемых в процессе достижения главной цели образовательнйо системы, и тем самым фиксирует соответствующий приоритет в идеологии и принципах педагогической деятельности – сохранение здоровья. Это прежде всего системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов, их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования. Основными направлениями здоровьесбережения в школе являются: обеспечение возможности сохранения здоровья за период обучения в школе, формирование необходимых знаний, умений и навыков, по здоровому образу жизни и применению их в различных жизненных ситуациях.

Педагогические технологии как «система поэтапной организации учебного процесса, которая обеспечивает достижение результата, соответствующего цели, с помощью совокупности операций, средств и способов их применения, реализующих определённую модель обучения и воспитания». Моделирование результата целостного развития школьника по ступеням зрелости среди основных его компонентов выделяет физическое здоровье и готовность к сохранению собственного здоровья. Отсюда вытекает необходимость использования тех форм, методов и средств обучения и воспитания, которые способствуют сохранности психического и физического здоровья школьников, а также формируют представление о её необходимости. Позитивный настрой, обучение согласно психолого-физиологическим особенностям, использование инновационных технологий при оптимальном отборе из их многообразия создают базу для достижения указанной цели.

Образовательные и учебные программы возможно считать здоровьесберегающими при условии, что:

  • они предполагают достижение целей и решение образовательных задач в сфере здоровьесбережения в той же мере, что и в познавательной, социальной, эмоциональной;
  • они в равной степени направлены на физическое, социальное, эмоциональное развитие ребёнка;
  • они предполагают постоянство (на протяжении всего периода обучения ребёнка в школе), отсутствие фрагментарности и динамичность в аспекте здоровьесбережения;
  • обязательным компонентом является постоянное развитие компетентности учителей в сфере здоровьесбережения, методических и материально-технических ресурсов.

Духовная среда, где духовность рассматривается как «высший уровень развития и саморегуляции зрелой личности, когда основными ориентирами её жизнедеятельности становятся непреходящие человеческие ценности». Неотъемлемым при этом становится создание в школе энергетического пространства с установкой в деятельности учеников и учащихся на успех, высокие результаты, творческий поиск.

Физическое окружение – создание необходимых условий, способствующих не только сохранению здоровья, но и, возможно, его некоторому улучшению. Сюда же относятся и санитарно - гигиенические факторы, которые могут представлять собой неблагоприятные условия для здоровья (шум, освещённость, воздушная среда, размер помещений, дизайн и цвет, состояние сантехнического оборудования, условия и качество питания, экологические состояние прилегающей территории и т.д.).

Таким образом, указанные структурные компоненты модели здоровьесберегающей среды мы рассматриваем как блок подцелей её формирования. Первоочередными задачами при этом становятся следующие:

  • Создание политики школы с ориентацией на здоровьесбережение.
  • Анализ положения, определение потенциальных возможностей школы и перспективы её развития, принятие решения о разработке программы по здоровьесбережению.
  • Создание инициативной группы (учителя, классного руководителя, психолога, медицинского работника, педагога - организатора).
  • Разработка программы, конкретного плана действий по здоровьесбережению и их реализация.

Анализ положения выявил ряд организационных трудностей, которые способны существенно повлиять на эффективность осуществления методики здоровьесбережения. Наиболее типичными являются:

  • отсутствие медицинского и технического оборудования;
  • недостаточный уровень готовности персонала (как педагогов, так и медицинских работников) к перестройке работы школы в данном направлении;
  • отсутствие в штатном расписании ставок специалиста по культуре здоровья;
  • отсутствие нормативной базы, регламентирующей деятельность школы в данном направлении.

Нельзя не отметить и тех объективных препятствий, которые по сути своей являются базовыми и причиной которых является отсутствие чёткой и последовательной методики здоровьесбережения в образовательном учреждении, нарушение духовной и физической защиты обучающихся, отсутствие условий и мотивации к сохранению здоровья своего и окружающих.

Тем не менее видение перспективы развития данной сферы позволяет сделать следующий прогноз результатов при условии успешной разработки и реализации программы действий:

  • Повышение авторитета, престижности и популярности образовательного учреждения.
  • Активная жизненная позиция всех участников образовательного процесса.
  • Положительная динамика показателей здоровья и психологического статуса участников образовательного процесса.
  • Высокие показатели успеваемости школьников и высокие результаты образовательной деятельности.
  • Снижение поведенческих рисков, опасных для здоровья.
  • Увеличение «прозрачности» образовательной деятельности обучающихся в образовательном учреждении.

Информационное окружение – система условий для обеспечения широкой информированности школьников о здоровье как жизненном приоритете. Очень важным при этом выступает информирование о формах и последствиях рискованного поведения и формирование навыков здоровьесберегающего поведения.

Социальное окружение и взаимоотношения являются одним из главных компонентов образовательной среды и условий формирования здоровьесберегающей среды. От учителя в большей степени зависят психологический климат на уроке, наличие эмоциональных разрядок, стиль педагогического общения, характер и процедура оценивания, особенности работы с детьми группы риска, соответствие используемых методик обучения возрастным и функциональным возможностям школьников, степень ограничения в свободе учащихся. Немалую важность имеют личностные особенности учителя, его способность к психоэмоциональному переключению, состояние его здоровья и отношение к своему здоровью, готовность учителя к внедрению здоровьесберегающих технологий.

Но, какие бы методы сохранения и укрепления здоровья учащихся ни использовались в школе, ожидаемого эффекта не будет, если у самих учащихся не сформированы потребности в осознанном и разумном отношении к собственному здоровью, не выработаны умения и навыки совершенствования своего физического и психического состояния. Предполагаемый образ модели ученика, который должен быть сформирован в условиях реализации здоровьесберегающих технологий.

Рис. 2. Модель ученика, сформированного в условиях реализации здоровьесберегающих технологий