Правописание слов с проверяемыми безударными гласными в корне

Разделы: Начальная школа


Цели урока

Закреплять умения:

  • правильно писать слова с проверяемой безударной гласной в корне
  • подбирать проверочные слова

Работать над развитием:

  • речи, фонематического слуха;
  • орфографической зоркости;
  • памяти, внимания;
  • навыков самоконтроля и взаимоконтроля;
  • умения устанавливать смысловую связь;
  • проводить мыслительные операции, сравнения, анализ, обобщения.

Задачи:

  • повышать и углублять знания по русскому языку;
  • развивать лексический запас учащихся;
  • прививать интерес и любовь к родному языку и литературе.

Ход урока

На доске: число, тема урока, рисунки с изображением Незнайки и Пишичитая, конверт с загадками.

1. Организационный момент

Здравствуйте, садитесь. Ребята, у нас сегодня необычный урок. К нам в гости пришли старые знакомые: Незнайка и Пишичитай. Давайте покажем, как мы умеем красиво писать и что мы знаем. А начнем мы с чистописания.

2. Минутка чистописания

- Сегодня мы пишем буквы: а   о   и   е   я (написаны на доске)

- Какие виды соединений вы знаете? (нижнее, среднее, верхнее)

- Какие буквы можно приписать с нижним, средним и верхним соединением? (я, м ; в, г; к, н.) (пишутся учителем на доске)

- Сядьте ровно, правильно возьмите ручку, напишите а и о с нижним соединением, и и е – со средним соединением, я – с верхним соединением. Соблюдайте наклон письма (ая, ом, ив, ег, як, ян).

- Как вы думаете, почему мы сегодня прописываем эти буквы? (Эти буквы обозначают безударные гласные, которые нужно проверять).

3. Объявление темы урока

- Сегодня на уроке мы будем закреплять знания по теме: «Правописание слов с проверяемыми безударными гласными в коне слова». Начнем мы со словарной работы.

4. Словарно-орфографическая работа

На доске написаны слова : к_рова, цв_тной, з_ма, б_леть, в_селый, д_журить.

- Разделите слова на группы. Как можно это сделать? (На три группы: существительные, прилагательные, глаголы). Назовите, какие группы у вас получились? А кто может сказать, что такое имя существительное, имя прилагательное, глагол?

- Ребята, Пишичитай говорит, что эти слова можно разделить на две группы. Кто догадался, на какие группы можно разделить эти слова? (Слова с непроверяемыми безударными гласными в корне и слова с проверяемыми безударными гласным в корне).

- Вставьте пропущенные буквы и запишите эти две группы в тетрадь. (два ученика выполняют это задание на доске).

- В какой части слова находится гласная буква, написание которой нужно проверять? (В корне).

- В каждом слове поставьте ударение и выделите корень. Подчеркните безударные гласные.

- Проверьте работу, выполненную на доске. Все ли правильно?

Вопрос к 1 ученику:

- Что значит непроверяемая безударная гласная в корне? (Ее нельзя проверить). А как нам быть? Как узнать, как пишутся такие слова? (Посмотреть в орфографическом словаре и запомнить написание слова).

- Ребята, сегодня мы познакомимся в новым словарным словом. В какой столбик запишем это слово? (В первый, потому что это слово с непроверяемой гласной в корне.).

- Откройте орфографический словарь и найдите в словаре слово «картофель» (записывают слово с тетрадь, подчеркивают непроверяемые гласные).

М вы знаете, как произошло это слово? О происхождении некоторых слов мы можем узнать из этимологического словаря. Слово «картофель» произошло от немецкого «трюфель» (название гриба). Этот гриб растет под землей. Клубни картофеля очень похожи на этот земляной гриб.

- Теперь мы будем работать со словами из второй группы.

Вопрос ко 2 ученику:

- Какая здесь орфограмма? Какое нужно знать правило, чтобы правильно написать эти слова? (Работа с правилом проверки безударных гласных в корне).

Физминутка

- А давайте расскажем нашим гостям веселое стихотворение на это правило:

(Рассказывают стоя, хором, выполняют ряд движений)

Безударный хитрый гласный
Слышим мы его прекрасно,
А в письме какая буква?
Здесь поможет нам наука:
Гласный ставь под ударенье
Чтоб развеять все сомненья!

- Составьте предложение с одним из этих слов. Запишем самое удачное предложение в тетрадь. Почему вы считаете, что это предложение? (Выражает законченную мысль).

(записывают предложение в тетрадь, один ученик на доске)

- Какие члены предложения вы знаете? (Подлежащее и сказуемое). Чем они являются в предложении? (Грамматической основой). Подчеркните грамматическую основу этого предложения.

5. Закрепление пройденного

- Ребята, Незнайка заскучал. Давайте развеселим его и отгадаем его загадки. (У Незнайки в руках конверт с загадками).

5.1. Игра «Отгадай-ка»

Я оставляю тонкий след
Но жить он может много лет.
(Перо)

- Запишите отгадку в тетрадь. Если есть в этом слове безударная гласная, то устно проверьте ее.

Лежит веревка
Шипит плутовка.
Брать ее опасно –
Укусит. Ясно?
(Змея)

(Устно подбирают проверочное слово).

Зрительная гимнастика

5.2 Списывание с доски

Пишичитай тоже приготовил свое задание, только оно написано на доске.

Под _кном Гвидон с_дит, молча на море гл_дит.

- Из какой сказки это предложение? (Сказка о царе Салтане). Кто автор этой сказки? (А.С. Пушкин).

- Спишите это предложение, перед словом с пропущенной безударной гласной в корне пишите проверочное слово. Объясните графически правильность вставленной буквы.

(один ученик вызывается к доске и вставляет пропущенный буквы, устно подбирает проверочные слова).

6. Итог урока

- Наш урок закончен. Скажите, над чем сегодня работали? Какую орфограмму повторяли?

7. Объяснение домашнего задания

Дополнительное задание: найди ошибку

(на крыле доски)

- Ребята, пока мы с вами работали, Незнайка тоже написал на доске предложения. Проверьте его, все ли правильно написано:

Гребная пора наступила в лису
Гребы я в корзинке из леса нису.

(Находят и объясняют ошибки)