Сценарий праздника для учащихся 1-х классов "Прощание с Азбукой. Посвящение в гимназисты"

Разделы: Начальная школа, Внеклассная работа


Зрители: родители.

Действующие лица: первоклассники, Фея Знаний, Антон Неумейкин, Катя Знайкина, Королева Азбука.

Музыкальное сопровождение: фонограммы детских песен, фоновые заставки, фонограмма для танца, фонограмма песни К.Орбакайте “Губки бантиком” и песни “Чему учат в школе”.

Оформление зала: воздушные шары, на заднике: Королевство Азбуковедения, буквы.

Оборудование: музыкальные инструменты для номеров, листы формата А-4 с буквами для учащихся.

ХОД ПРАЗДНИКА

Под фонограмму детских песен родители занимают места в зале. Первоклассники рассаживаются на первые ряды.

(Фоновая музыка).

Голос:

За горами, за лесами,
За широкими морями,
Среди тундры в мерзлоте,
В одной маленькой стране
С названием Гимназия
Стояла школа Знания…

На сцене появляются Фея Знаний и Антон Неумейкин.

Неумейкин (плача): Ну, Феечка, ну, миленькая, я очень тебя прошу, возьми меня в школу! Вон посмотри, сколько у тебя учеников (смотрит в зрительный зал на первоклассников). А я что хуже других?
Фея Знаний: Да нет, не хуже. Просто эти дети пришли в школу, чтобы получить знания и научиться всему. А ты… Антон Неумейкин. И этим всё сказано.
Неумейкин: Но я уже хочу, хочу учиться! Скажи мне, Фея Знаний, что я должен сделать, чтобы ты приняла меня в свою школу?
Фея Знаний: Ты должен пройти нелегкий путь от “А” до “Я”.
Неумейкин (испуганно): Что же это за путь такой мудрёный?

Фея Знаний:

Кто захочет сам читать,
Станет буквы изучать,
А от этого порога –
К знаниям ведет дорога…

- Тебе нужно добраться до Королевства Азбуковедения. Правит этим Королевством моя сестра Королева Азбука. Ты должен получить от нее разрешение на твое обучение в моей школе. Но учти, по дороге тебя ждут сложные испытания. И если ты справишься с ними, то я с удовольствием приму тебя в свою школу Знаний. В помощь тебе я дам свою лучшую ученицу Катю Знайкину. Она во всём тебе будет помогать.

- Катюша, детка. Подойди, пожалуйста, сюда.

(Подходит Катя Знайкина).

Знайкина: Я уже догадалась, что мне нужно брать на буксир этого Неумейкина! Радует то, что у него хотя бы есть желание учиться. Без этого никак нельзя в школе Знаний. Ну что ж, я помогу тебе, Неумейкин. Итак, в путь по стране Гимназии до Королевства Азбуковедения!

Фея Знаний:

Вам чудесные края
Откроет путь от “А” до “Я”!

Счастливого пути! (машет рукой вслед уходящим детям).

(Под фоновую музыку Антон и Катя выходят из кулис за руку).

Знайкина: Антон, давай немного отдохнем. А пока будем отдыхать, я вместе с ребятами расскажу, что тебе еще пригодится в школе. Я буду загадывать загадки, ребята отгадывать их, а ты запоминать отгадки.

Новый дом несу в руке.
Дверцы дома на замке,
Обитают в доме том
Книжки, ручки и альбом.

(Портфель)

Пишет он, когда диктуют,
Он и чертит, и рисует.
А сегодня вечерком
Он раскрасил мне альбом.

(Карандаш)

То я в клетку, то в линейку,
Написать по ней сумей-ка,
Можешь и нарисовать.
Называюсь я ...

(Тетрадь)

Есть добрая вещица у меня.
Нельзя мне без нее прожить и дня.
Помогает мне во всем,
Но живет моим умом.
Я решу – она решит,
Я спешу – она спешит...
Занимательная штучка.
Как зовется она?

(Ручка)

Разноцветные сестрицы
Заскучали без водицы,
Дядя, длинный и худой,
Носит воду бородой.
И сестрицы вместе с ним
Нарисуют дом и дым...

(Краски и кисточка)

Я люблю прямоту,
Я сама прямая.
Сделать ровную черту
Всем я помогаю.
Что-нибудь без меня
Начертить сумей-ка.
Угадайте-ка, друзья,
Кто же я?

(Линейка)

Знаки, черточки и точки –
Если их составить в строчки,
На страницы поместить –
Начинают говорить.
Небольшой для текстов дом,
А как много мыслей в нем.

(Книга)

У каждой девчонки,
Любого мальчишки
В портфеле есть
Эта заветная книжка.
Читают и ныне,
Читали и встарь
Чудесную книжку
С названьем...

(Букварь)

Знайкина: Вот, Неумейкин, если ты внимательно слушал отгадки ребят, ты теперь сможешь без труда собрать свой школьный портфель. Ведь всё это были школьные принадлежности.

Неумейкин: Ну, про портфель понятно. А чему я еще могу научиться в вашей школе?

Знайкина: В школе Знаний много интересных уроков. И некоторые из них нам покажут нынешние первоклассники, которые уже почти год учатся здесь. Давай посмотрим на одного из них. Это Саша Козлов из 1 “Б” класса, который учится играть на флейте. Думаю, он не откажется продемонстрировать всем нам, как он овладел инструментом.

Выступление ученика.

Неумейкин: Ну, тоже мне трудность большая уметь играть на дудке! Знай себе дуй и дуй!
Саша Козлов: А ты попробуй сам! (отдает Неумейкину свою флейту)

(Неумейкин пытается играть на флейте. У него ничего не получается)

Неумейкин: Да, плохи мои дела. (отдает флейту Саше. Саша уходит со сцены на свое место в зале) Не так уж и легко, оказывается, научиться играть на инструменте! Может, какие-нибудь другие инструменты имеются здесь, на которых играть полегче?

Знайкина: Есть еще другой инструмент. Называется он – фортепиано. По весу оно гораздо тяжелее флейты, а насчет легкости игры на нем нужно спросить у Даниэлы Ручкиной из 1 “А” класса. Пусть она покажет, как легко справляется с таким большим инструментом.

Выступление ученицы.

Неумейкин: Ой, этот инструмент я тоже, наверно, не осилю без помощи учителя и стараний. А чему еще учат в вашей школе?
Знайкина: В нашей школе еще учат петь.
Неумейкин: Фу, да петь – это проще простого! Вот смотрите, как я умею петь (поет песню, не попадая в мелодию). Здорово, правда?
Знайкина: Да нет, конечно же! Ты поешь так, как будто тебе медведь на ухо наступил! Ведь пение – это тоже большой труд. Вот наши ребята поют сольно, хором, а могут и ансамблем.

Сейчас такой небольшой ансамбль из 1 “Б” класса продемонстрирует всем, как они за этот год овладели искусством пения.

Выступление ансамбля с песней.

Знайкина: А петь сольно, то есть одному еще сложнее. Вот послушай, как Таня Мутова из 1 “А” класса споет песенку про избушку на курьих ножках.

Выступление ученицы.

Неумейкин: Да, здорово поют! Придется и мне всему этому учиться, раз я хочу поступить в вашу школу Знаний. А что еще умеют эти чудо-первоклашки?
Знайкина: Наши чудо-первоклассники умеют еще танцевать. Хочешь посмотреть, как они это делают?
Неумейкин: Конечно, хочу! Я же должен знать, какие еще муки творчества меня ждут впереди!
Знайкина: Ну, это не муки творчества, потому что ребята учатся танцевать с большим желанием и удовольствием. Давай убедимся в этом.

Танцевальный номер.

Знайкина: Ну, как? Понравился тебе танец? А еще ребята в нашей школе помимо знаний учатся играть. Ведь научиться дружно играть тоже не так-то просто. Давай попросим ребят из 1 “А” класса поиграть вместе с нами.

Игра “Весенние заклички”.

Неумейкин: Да, хорошо уметь дружно играть. А вот смотри, Катя, раз ты помогаешь мне пройти этот путь от “А” до “Я”, чтобы дойти до Королевства Азбуковедения, значит ты мне друг? И вообще, что такое дружба? И как нужно дружить?

Знайкина: Ух, ты, сколько сразу вопросов у тебя появилось. А давай спросим у Насти Тимченко из 1 “Б” класса, что такое дружба. Уж она-то наверняка знает. Настя прочитает стихотворение ученицы из Московской области Оли Егоровой.

Настя Тимченко читает стихотворение про дружбу:

Что такое дружба? –
Спросила я у птицы.
Это когда коршун
Летает вместе с синицей.
Спросила я у зверя:
- Что такое дружба?
Это, когда зайцу
Лисицу бояться не нужно.
А после спросила я у девочки:
Дружба – что такое?
Это что-то огромное,
Радостное, большое.
Это когда ребята все сразу,
Все вместе играют,
Это когда мальчишки
Девчонок не задирают.
Дружить должны все на свете:
И звери, и птицы, и дети!

Неумейкин:

- Я понял, дружба – это хорошо! А иметь много настоящих друзей – это просто здорово! Теперь я точно знаю, что ты, Катя, мой лучший друг.
- Скажи, ну неужели эти дети всегда были такими умными и талантливыми? Неужели они никогда не были просто маленькими детьми?

Знайкина: Конечно же, были. Сейчас Стелла Симайченкова из 1 “Б” класса в веселом танце покажет нам, какими они были детьми еще год назад.

Танцевальный номер “Губки бантиком”.

Знайкина: Ну вот, Антон, смотря на выступления ребят, мы и не заметили, как пришли с тобой к Королевству Азбуковедения. А вот и сама Королева Азбука.

(Выходит Королева Азбука).

Королева Азбука: Здравствуйте, здравствуйте, мои дорогие друзья.

Учились все по мне всегда.
Я книга ваша – азбука.
С вами очень подружиться
Мне хотелось с первых дней,
Чтоб могли вы научиться
Книжки все читать скорей.
Я – учитель и помощник,
Первая ступень в пути.
Много книг прочтёте в жизни,
Так смелей теперь иди!
Для учебника награда –
Чтобы помнили тебя,
Внукам с гордостью сказали:
“Это Азбука моя”.

- Если вы добрались до моего Королевства, значит почти все трудности вы преодолели. Но чтобы получить мое разрешение, тебе, Антон Неумейкин, нужно запомнить по именам всех моих подданных. А их немало. Целых 33 буквы!

- Ну-ка, буквы-значки, как бойцы на парад,

В четком порядке постройтесь-ка в ряд,

(Друг за другом дети, держа в руках букву, выходят на сцену, выстраиваются в ряд и читают каждый свое стихотворение).

А – начало алфавита,
Тем она и знаменита.
А узнать её легко:
Ноги ставит широко.

Познакомься с буквой Б,
Видно, на уме себе.
Стоит боком, горделива,
Смотрит хитро, но красива!

Это, друг мой, буква В,
Есть она в цветах, траве.
Буква эта много знает,
Всё-то видит, замечает.

Эта буква в слове гром,
В слове град и в слове гном.
Город, гусь, гроза, гудок.
Это буква Г, дружок.

Доблесть, дружба, доброта,
Дятел, дерево, дыра.
Ты заметил без труда
Букву Д? Иль не всегда?

В букве этой – нежность, нега,
Ветер, солнце, много снега.
Вон стоит седая ель.
Это, братец, буква Е.

Вот, к примеру, с буквой Ё:
Видишь, в небе – вороньё,
Ёж – в лесу, а в речке – ёрш.
Ах, с ершами суп хорош!

Эта буква всем важна,
Всем мила и всем нужна, –
Есть она и в слове Жизнь.
За неё, дружок, держись!

Что за звон со всех сторон?
Это буквы З трезвон.
Летний луг, июльский зной,
И желтеет зверобой.

Раскричались воробьи:
Нас не трогать, ни-ни-ни,
Мы хозяева земли,
Мы купаемся в пыли.
Как ты думаешь, друг мой,
Здесь о букве о какой
Речь идёт? Скорей взгляни.
Да, ты прав, о букве И.

И надела поясок
Только чуть наискосок.
Ты ей шляпку подари –
Станет краткой буква И.

Как конфетка, буква К,
И вкусна-то, и сладка!
Карамельная страна.
И в клубнике есть она.

Леденец, лукум, лимон –
Лакомства со всех со сторон.
Лимонад и карамель –
Здесь везде есть буква Л.

Буква М родная очень –
Рядом матушка хлопочет,
Сеет манку, варит кашу,
Нас зовёт, рукою машет.

Незабудок цвет чудесный,
В самом деле – поднебесный.
Полдень, зноя душный плен,
Здесь повсюду буква Н.

Она круглая, как солнце,
Что глядит в твоё оконце.
С ней уютно и светло,
Это, братец, буква О.

Что за буква, словно мостик?
Это П пришла к нам в гости.
П поможет написать:
Пушка, папа, Петя, пять.

Буква эта так тверда
И речиста, и горда,
И всегда другим – пример.
Это, друг мой, буква Р.

С нею очень много слов,
Ты назвать их нам готов?
Буква С сильна и славна,
Симпатична, своенравна.

Сколько с буквой этой знаем
Слов – мы их не сосчитаем:
Терем, тайна, фуэте,
Торт. Да это буква Т.

“Уй!” - сказала буква У,
“Уй, держите! Упаду!”
Кто-то сделал на беду
Кривобокой букву У.

Буква Ф – очки на палке,
Прибежала из считалки:
Фокус, финик, Фантомас,
Фантик, фунтик и фугас.

Хороша и хлопотлива,
И хозяйка нестроптива,
И в работе неплоха.
Все мы знаем букву Х.

Мы пополним наш словарь.
Вот слова: цена и царь,
Цвет, цепочка и цеце.
Все они на букву Ц.

Чувство, чадо, чистота,
Череда, четверг, черта,
Черепица, черенок –
В букве Ч немалый прок.

Шляпка, шпильки, шёлк, шатёр,
Шпора, шествие, шахтёр.
Эта буква хороша,
Это, братец, буква Ш.

На рыбалке, мой дружок,
Побывал ты хоть разок?
Вот недавно мы леща
Вытащили … с буквой Щ.

Буква Р перевернулась,
Мягким знаком обернулась.

Хвост вверху нарисовала,
Тотчас твёрдым знаком стала.

А потом и букву Ы
Назовём с тобою мы.
Обязательно должны
Знать такую букву Ы.

Этикет, эскиз, этаж,
Эскалатор, экипаж,
Эскимо, эмаль, эссе.
Все слова на букву Э.

Чтобы О не укатилось,
Крепко к столбику прибью.
Ой, смотри, что получилось:
Получилась буква Ю.

Эту букву, как тебя,
Называют буква Я.
Я кончает алфавит,
Тихо после всех стоит.

Королева Азбука (обращаясь к Неймейкину):

Каждый в условленном месте стоит
И называется он – алфавит.
Ты эти буквы заучи.
Их три десятка с лишком.
Но для тебя они ключи
Ко всем чудесным книжкам!
Прочтешь ты книги о морях,
О снеговых вершинах,
О звездах, птицах и зверях,
Растеньях и машинах.
В дорогу взять не позабудь
Ключей надежных связку,
В любой рассказ найдешь ты путь,
Войдешь в любую сказку!

Неумейкин: Обязательно выучу! Вот сейчас соберу все эти буквы и буду учить!

(Собирает у детей буквы).

Знайкина:

Вот и азбуку прочли,
Полный курс наук прошли.
И теперь без передышки
Мы прочтём любые книжки!

Королева Азбука: Вот и молодцы! А тебе, Антон, я даю вот такое письменное разрешение, которое ты передашь моей сестре Фее Знаний, чтобы она приняла тебя в школу.

Неумейкин: Ура! Наконец-то я смогу всему научиться! Катя, пойдем скорее обратно. Спасибо большое вам, ребята. Я очень много интересного узнал от вас. До свидания. Успехов вам в дальнейшей учебе!

(Неумейкин и Знайкина уходят за кулисы. Появляется Фея Знаний).

Фея Знаний:

- Что ж, ребята, поблагодарим за науку уважаемую Азбуку и попрощаемся с ней. По ней будут учиться другие дети, которые придут в школу на следующий год. А для вас теперь открыто много интересных книг, которые вы прочитаете сами.

- Спасибо, Азбука, и до свиданья! (Дети, обращаясь к Азбуке, говорят те же слова).

Королева Азбука: - Удачи вам, ребята! (Уходит за кулисы).

Фея Знаний:

- Ребята, сегодня вы доказали, что многому научились за учебный год в Стране Гимназии в моей школе Знаний. Я прошу подняться на сцену всех первоклассников. (Первоклассники выстраиваются на сцене в два ряда).
- Давайте подведем итог нашему путешествию и все вместе споем песенку про то, чему же учат в школе.

Дети хором поют песню “Чему учат в школе”.

Фея Знаний: Молодцы, ребята. И сейчас пришло время стать вам настоящими гимназистами. Для произнесения клятвы гимназистов прошу положить правую руку на левую сторону груди. Клятва должна исходить от вашего сердца.

(Фея Знаний читает клятву гимназиста. Дети хором повторяют слово “Клянусь!”).

КЛЯТВА ГИМНАЗИСТА:

С сегодняшнего дня и навсегда
Где я ни окажусь,
Гимназию и званье Гимназиста
Не запятнать – КЛЯНУСЬ!
В труде, работе, повсеместно,
За то, что я берусь,
Всё будет выполнено честно
И грамотно, – КЛЯНУСЬ!
Всем бескорыстно помогать
В беде не откажусь,
Всё знать, а не предполагать,
Во всех делах – КЛЯНУСЬ!
Чтоб не терять в пути исток
Порою оглянусь.
И, будь то Запад иль Восток.
Любить людей – КЛЯНУСЬ!
Бороться с завистью и злом,
За честь свою, за Русь,
Добра и радости послом
Повсюду быть – КЛЯНУСЬ!
И верить: знаний высота,
До коей доберусь,
Любовь, надежда, красота
Спасут наш мир – КЛЯНУСЬ!

Фея Знаний:

- Теперь, ребята, вы настоящие гимназисты. Надеюсь, что вы не будете нарушать данную вами клятву и пронесете эти обещания до конца учебы в гимназии.

-А сейчас мне пора прощаться с вами. Меня ждут другие дети. А для поздравления на сцену я приглашаю ваших учителей Марию Васильевну и Ольгу Викторовну. До свидания. До новых встреч (уходит за кулисы).

(Фанфары) На сцену поднимаются учителя 1-х классов. Поздравляют детей и вручают им дипломы об окончании курса азбуки и присвоении звания гимназиста, родителям вручают благодарственные письма за активное участие в жизни класса.

Под фоновую музыку все расходятся по своим классам для чаепития.