Программа элективного курса для учащихся 9-х классов (биология/медицина) по теме "Техника массажа"

Разделы: Биология, Спорт в школе и здоровье детей


I. Пояснительная записка

Есть средство, которое уже многие века приносят людям пользу, укрепляет их здоровье, поднимает жизненный тонус, делает мышцы сильными и упругими. Это массаж.

В последние годы интерес к массажу особенно вырос. Традиционно массаж применяется для оздоровления закаливания, во время утренней гимнастики, общепризнанным средством в борьбе с утомлением. Его используют как эффективное средство восстановления работоспособности после тренировочных нагрузок и соревнований, а также как средство восстановления нарушенных функций организма.

Под влиянием массажа значительно повышается эластичность мышц и связок, улучшается кровообращение и снимается утомление.

Поэтому целью курса можно считать: формирование у учащихся принципов здорового образа жизни посредством массажа.

Задачи:

  • изучить основные приёмы массажа: поглаживание, выжимание, разминание, растирание, движение, вибрация;
  • изучить основные формы массажа: частный, общий, парный;
  • создать у учащихся представление о следующих видах массажа: спортивный, гигиенический, косметический, лечебный, точечный и самомассаж.

Методы:

  • лекции;
  • практические занятия.

Учащиеся должны знать:

  • физиологические и гигиенические основы массажа;
  • основные требования к помещению, массажисту, массируемому;
  • правила поведения в массажном кабинете;
  • основные приёмы массажа;
  • общие представления о формах масса.

Учащиеся должны уметь:

  • применять основные приёмы массажа;
  • оформлять конспекты лекций и отчёты практических работ.

Курс состоит из 4 разделов:

  1. история возникновения и развития массажа в разных странах мира
  2. Физиологические и гигиенические основы массажа. Виды массажа
  3. основные приемы массажа и их физиологический эффект
  4. формы массажа

Продолжительность курса 16 часов. Курс предусматривает практические работы – 8 часов, лекции 8 часов. Для усвоения обучающимся предлагаются раздаточные материалы для проведения практических занятий.

Программа данного элективного курса создана на основе материалов Самоучитель. Как правильно сделать массаж. / Авт. – сост. Л.С. Конева. Она предназначена для учащихся 9 классов и рассчитана на 16 часов, может использоваться для оборонно – спортивного профиля.

Продуктом данного курса является зачёт, состоящий из двух этапов:

  1. Билеты с теоретическими вопросами;
  2. Демонстрация учащимися практических навыков основных приёмов массажа.

II. Содержание программы

1. История возникновения и развития массажа (1 час)

Массаж в Древнем Китае, Индии, Японии, Египте, Греции, Риме, в странах Востока, в странах западной Европы, в Древней Руси. Роль русских учёных в развитии массажа.

2. Физиологические и гигиенические основы массажа (3 часа)

Влияние массажа на функциональные системы организма: нервную, кожу, сосудистую, суставно-связочный аппарат, мышечную, обмен веществ. Требования к помещению и инвентарю, к массажисту, к массируемому. Показания и противопоказания к массажу.

Практическая работа: составление схемы «Правила поведения в массажном кабинете».

3. Основные приёмы массажа (6 часов)

Поглаживание, выжимание, разминание, растирание, движения, ударные приёмы, сотрясающие приемы, вибрация. Виды приёмов и методические указания.

Практическая работа: применение изученных приёмов по мере ознакомления с ними.

4. Формы массажа (4 часа)

Ознакомление с частным массажем: спины, шеи, плеча и др.; с общим, парным,; гигиеническим, косметическим, лечебным, точечным.

Практическая работа: применение изучаемых форм массажа.

5. Зачетное занятие (2ч)

Оформление конспектов лекций и практических работ.

Сдача зачета по билетам.

III. Учебно – тематический план.

Название темы Количество часов Образовательный продукт
всего лекции практика
1 История возникновения и развития массажа 1 1   План – конспект лекций
2 Физиологические и гигиенические основы массажа 3 2 1 Составление отчета
3 Основные приемы массажа 6 2 4 Художественное изображение и план – конспект занятий
4  Формы массажа 4 2 2 Оформление отчета
5 Зачетное занятие 2   2 Теор. и прак. зачет
  Всего часов 16 7 9  

Критерии эффективности программы:

  • активное участие учащихся в лекциях и практических занятиях;
  • результаты анкетирования;
  • итоговый зачёт по окончанию элективного курса.

Список литературы.

  1. Бирюков А. Учитесь делать массаж. – М.: Азбука, 1995г.
  2. Большая книга. Массаж. / авт.-сост. Л.С. Конева. – М.: АСТ; Мн.: Харверст, 2006 г.
  3. Буровых А. Н., Файт А.М. Восстановление работоспособности с помощью массажа и бани. – М.: Физкультура и спорт, 1985г.
  4. Гаррольд Фиона Полный курс лечебного массаж для всего тела. М.: ООО «ТД « Издательства Мир книги», 2006г.
  5. Дубровский В.И. Валеология. Здоровый образ жизни. – М.: Риторика – Флинта, 1999г., с 392-440
  6. Кунечев Л.А. Лечебный массаж. – Ленинград: Медицина, 1980г.
  7. Самоучитель. Как правильно сделать массаж. / Авт. – сост. Л.С. Конева. – М.: АСТ, Мн.: Харвест, 2005г, 256с
  8. Энциклопедия красоты и хорошего самочувствия. Переводс французского Нелюбиной М.А. – Краснодар: Книжное издательство, 1992, с 185-186

Буклет.

Приложение 1

Приложение 2

Приложения 3-11

9.04.2010