Открытый урок русского языка в 4-м классе по теме "Проверка орфограмм в падежных окончаниях множественного числа"

Разделы: Начальная школа


Цель: Создание условий для установления особенностей поверки орфограмм в окончаниях родительного падежа множественного числа у слов, называющих предметы; организовать поиск нового способа действий.

Задачи:

  1. Установление несоответствия ранее открытого способа при проверке некоторых слов (способ не работает)
  2. Поиск недостающего способа действий:
    • Наблюдение и анализ окончаний родительного падежа множественного числа у слов, называющих предметы
    • Установление особенностей окончаний
  1. Формулировка способа проверки окончаний родительного падежа множественного числа (показ на модели)
  2. Проверка и оценка соответствия способа.

Необходимые теоретические знания:

  • Знания грамматических значений слов, называющих предметы и признаки предметов
  • Знание наборов окончаний
  • Алгоритм проверки орфограмм слабых позиций в падежных окончаниях
  • Соответствие закона письма к орфограммам в падежных окончаниях у слов, называющих предметы и признаки предметов

Тип урока: урок решения учебно-практической задачи

Ход урока

I этап. Рефлексивный контроль и оценка знаний.

Формы работы: фронтальная и индивидуальная

На доске запись (с ошибками)

За синими туманами

слонами

В дальних странах

слонах

К глубоким озёром

слонам

У синих кеглий

слонов

Дети исправляют ошибки в окончаниях, проверяя их по сильной позиции в словах слоны.

II этап. Постановка учебно-практической задачи.

Формы работы: индивидуальная, фронтальная.

Почему не работает способ?

Давайте разберёмся. Какой падеж у слова кеглий?

У синих кеглий (у стены) – родительный падеж.

Какой вопрос возник?

Как проверить орфограмму в окончаниях родительного падежа множественного числа у слов, называющих предметы?

Как записать? род.п., мн.ч.

III этап. Планирование действий по решению учебно-практической задачи.

Формы работы: фронтальная, индивидуальная

Что будем делать?

  1. Найти причину “неработы” прежнего способа?
  2. Рассмотреть изменения слов с разным набором окончаний в родительном падеже
  3. Понаблюдать за окончанием
  4. Найти способ

IV этап. Поиск недостающего способа действий

Формы работы: групповая, фронтальная, индивидуальная

Запишите слова стена, слон, окно, степь в родительном падеже множественного числа.

Сколько разных окончаний? В каких окончаниях могут быть орфограммы?

слонов     степей

Какие окончания в этом падеже во множественном числе у слов ель, завод, дерево?

Нет елей     заводов      деревьев

  • Есть ли в них орфограммы? Можем ли проверить? Как? Больше нет орфограмм в окончании? – есть, орфограмма – парный согласный в конце слова. Эту орфограмму нельзя проверить, нужно договориться, что в окончаниях –ов (-ев) последний согласный звук обозначается буквой В: садов, деревьев
  • Какое окончание в родительном падеже множественного числа у слов окно, ножка? А что произошло с основами этих слов?

Окно - окон
Ножка - ножек

Какой вывод сделаем?

Род.п., мн.ч.

Как запишем договор?

род.п., мн.ч. –ов (-ев) садов, крыльев

род.п., мн.ч. окон, ножек

V этап. Контроль и оценка найденного способа действия.

Формы работы: фронтальная, индивидуальная

Ребята, а как нам убедиться в том, что открытым способом проверки можно пользоваться?

Хорошо, проверим по схеме слова:

Нет спор_в,

листь_в,

вет_к,

кроват_й

слонов

слонов

веток

степей

Посмотрим в орфографическом словаре.

Как запишем слово у синих кегл_й?

Проверяем у синих степей, значит пишем у синих кеглей

Вывод: способ работает.

VI этап. Контроль и оценка овладения открытым способом действия

Формы работы: парная, индивидуальная, фронтальная

Откройте книгу на странице 205. Упражнение 156

Прочитайте словосочетания, поставив слова, записанные в скобках, в родительном падеже множественного числа, выделяя окончания (цепочкой)

Запишите их в три группы так, чтобы в каждой группе были слова с одним и тем же окончанием родительного падежа.

Юных туристов

полярных тюленей

стёкла окон

Из столичных магазинов

следы оленей

чистых тарелок

От птичьих крыльев

скрип качелей

мелодии песен

Старых зайцев

список жителей

хороших игрушек

У отважных героев

соловьиных трелей

из свежих вишен

VII этап. Определение следующего шага в движении.

Как вы думаете, чем мы будем заниматься на уроке русского языка на следующем уроке?

  • Будем проверять орфограммы в окончаниях
  • Можно проверочную работу написать
  • Будем новые секреты открывать

Домашнее задание. Стр. 206 упражнение 167 Урок окончен, всем спасибо.