Использование опорных сигналов на старшей ступени при изучении биологии на базовом уровне

Разделы: Биология


Технология использования опорных сигналов или конспектов (ОС или ОК) относится к числу классических. Впервые официально она была «выведена на образовательную арену» около 25 лет назад. В основе этой методики лежит принцип свёртывания информации в виде схем, таблиц, рисунков и т.п., что является одним из эффективнейших способов запоминания и, естественно, усвоения учащимися материала. Этот приём всегда был популярен и активно использовался учителями на уроках.

Тема «Использование опорных сигналов на старшей ступени при изучении биологии на базовом уровне» является моей методической самообразовательной темой. На уроках в 10-11 классах активно используются опорные сигналы в виде планов, планов-конспектов, развёрнутых конспектов, а также рисунков, выполненных самими учащимися. Актуальность данной темы заключается в том, что в связи с преподаванием биологии на базовом уровне (1 час в неделю) возникает необходимость выдать большой объём учебного материала за маленький промежуток времени, а также использование опорных конспектов частично решает проблему накопления оценок. В данных материалах представлены образцы некоторых форм опорных сигналов, которые используются на уроках биологии в 10 классе (базовый уровень).

Этапы (технология) конструирования ОС или ОК

  1. Изучение требований стандарта и программы.
  2. Формулировка цели урока.
  3. Изучение содержания параграфа.
  4. Выделение учебных блоков и составление плана конспекта.
  5. Конструирование опорного конспекта – свёртывание информации в виде схемы, таблицы и др.
  6. Использование ОК на уроке.
  7. Внесение коррективов.

Приёмы работы с ОС или ОК на уроках

  1. Тексты ОК выдаются на каждую парту как раздаточный материал.
  2. Лекция-беседа учителя с опорой на текст конспекта с одновременным переносом учащимися его содержания в тетрадь.
  3. Если класс небольшой, то каждый учащийся получает экземпляр ОК и по ходу изложения темы учителем карандашом заносит в него свои коррективы (делает дополнительные записи, замечания, дополнения), которые учитывает при подготовке домашнего задания.
  4. Совместная работа учителя и учеников по заполнению таблиц.
  5. Закрепление нового материала с опорой на конспект.
  6. Самостоятельная работа учащихся по конструированию ОК.
  7. Самостоятельное изучение новой темы по выданному материалу с разбором наиболее сложных и спорных вопросов.

Отрицательные стороны использования ОС или ОК

Работа с планами-конспектами направлена в основном на запоминание фактического материала. Некоторые учащиеся переносят содержание конспекта в тетрадь механически. Кроме того, много времени тратится на переписывание содержания ОК.
Данную технологию нежелательно использовать на каждом уроке, т.к. однообразный стиль деятельности становится утомительным и приводит к снижению познавательного интереса учащихся. Так, 10 классе считаю нецелесообразным использование ОК при изучении тем главы 1 «Биология как наука. Методы научного познания», а также к § 2.1, 2.6, 2.10, 3.1, 3.7. – 3.9, 3.11. – 3.15. (Сивоглазов, В. И. Общая биология. Базовый уровень: учеб. для 10-11 кл. общеобразовательных учреждений / В. И. Сивоглазов, И. Б. Агафонова, Е. Т. Захарова; под ред. акад. РАЕН, проф. В. Б. Захарова. – М. : Дрофа, 2007. – 368с. : ил.)

Положительные стороны работы с ОС или ОК

Опорные конспекты являются алгоритмом для подготовки домашнего задания, при этом существенно снижаются временные и энергетические затраты учащихся на запоминание материала. Они позволяют учащимся логично и биологически грамотно построить развёрнутый устный ответ. По планам-конспектам можно повторять материал при подготовке к ЕГЭ.

В ходе изложения нового материала создаётся возможность использования информационных технологий, в том числе анимационных эффектов с целью поочередного высвечивания элементов текста, выделения цветом ключевых моментов, рисунков, элементов схем, таблиц и т.д. Современный дизайн оформления, использование разнообразных приёмов форматирования, пространственного расположения информационных блоков, зрительных символов улучшают визуальное восприятие текста. Благодаря этому учащиеся воспринимают материал более осмысленно, что способствует повышению их мотивации к изучению биологии.
Работа с перфокартами (задания к которым составлены на основе ОК и ОС) позволяет экономно расходовать время на уроке при проверке срезовых работ, а также решает проблему накопления оценок.

Практикумы по конструированию опорных конспектов способствуют развитию креативных способностей и учебных навыков и способствуют повышению положительного эмоционального настроя учащихся к использованию данной формы урочной деятельности.
Опорные конспекты можно использовать многократно.

Формы контроля при использовании ОС или ОК

  • Письменное воспроизведение содержание материала планов-конспектов.
  • Устный развёрнутый опрос по плану или плану-конспекту.
  • Письменное выполнение домашнего задания по предложенному плану с последующей сдачей тетради на проверку (например, по теме «Ядро. Хромосомы»).
  • Экспресс-опрос по перфокартам.
  • Взаимоконтроль (работа в парах).

Результаты

Таким образом, для проведения уроков в 10 классе разработано 20 планов, планов-конспектов и развёрнутых планов к 16 темам (см. Приложения: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20).
Разработан блок контрольно-измерительных заданий для работы с перфокартами (по 12 темам).

Все опорные конспекты, задания к перфокартам апробированы на уроках биологии в течение 2007-2008 и 2008-2009 учебных годов.
В 2009 году опыт работы по данной теме был представлен на заседании городского методического объединения учителей биологии г. Кирово-Чепецка Кировской области в форме мастер-класса.