Конспект занятия по совершенствованию лексико-грамматического строя речи "Прогулка в лес"

Разделы: Логопедия


Задачи речевого развития детей:

  • Продолжать учить детей осваивать формы речи-рассуждения: объяснительную речь, речь-доказательство.
  • Закреплять умения детей составлять разные формы предложений.
  • Совершенствовать навыки образования относительных и притяжательных прилагательных, согласования числительных с существительными.
  • Совершенствовать умение составлять описательный рассказ.
  • Упражнять в правильном звукопроизношении в процессе речевых высказываний.

Оборудование: Искусственная елка, деревья. Конверты с заданиями. Картинки. Музыка.

Ход занятия

Организационный момент.

Логопед: Ребят, сегодня мы с вами отправимся на прогулку, а куда вы попробуете догадаться сами. (Дети заходят в зал или группу, в которой стоят деревья.)

Логопед:

Мы с вами живём на прекрасной планете
Кого только нет на ней.
И любят планету все дети на свете
С множеством птиц и зверей!
Превращения как чудо ждут сегодня вас
А палочка волшебная поможет нам сейчас.

Посмотрите, здесь уже есть елочка и березка. Поэтому, во что легче всего превратить группу? (В лес)

А если у нас есть волшебная палочка, значит мы кто? (волшебники, колдуны)

Логопед: Что ж давайте будем колдовать. Вон там, вдалеке, не скамейки, а что? (Бревна, поваленные деревья)

Логопед: А там не стулья, а что? (Пеньки)

Логопед: Это не ковер, а что? (Поляна)

Логопед: Давайте присядем на пеньки и посмотрим, какие задания для нас приготовлены.

Подойдя к елочке, дети находят под ней конверт с цифрой «1», протоптанную заячьими следами.


Рисунок 1

Логопед: Чьи это следы?

Дети: Заячьи.

Логопед: Какая цифра написана на конверте?

Дети: Один.

Логопед: Значит, какое это по счету задание?

Дети: Первое.

Логопед читает слова: нарядная, красивая, щедрая, запасливая. О ком можно сказать такие слова? (Мама, бабушка…)

  • О каком времени года можно сказать такие слова
  • Что значит нарядная осень? (щедрая, запасливая)
  • А про лес можно сказать (нарядный, щедрый, красивый).

Логопед: следующий конверт с заданием вы найдёте под кустом рябины.

  • Какие листья засыпали конверт? (Рябиновые)

Логопед: Какая цифра написана на конверте?

Дети: Два.

Логопед: Значит, какое это по счету задание?

Дети: второе.

Конверт с заданием №2

От кого это задание вы узнаете, когда отгадаете загадку.

Хитрая плутовка, рыжая головка.

Хвост пушистый – краса, кто же это? (лиса)

Игра «Мы в лес пойдём» (с прищепками)

Логопед показывает детям ежика и ёлку.

Скажите, пожалуйста, чего не хватает у елочки и у ёжика.

Дети: Иголок

Логопед: сейчас мы их сделаем с помощью прищепок, кто правильно ответит на мой вопрос, тот и прицепит прищепку.

Дети по кругу передают ёжика (ёлку).

Я пойду в лес за …

В лесу много …

Логопед: Молодцы. Быстро справились с этим заданием, но здесь в конверте ещё что – то есть. (достаёт картинки).

Давайте к каждой картинке попробуем ставить маленькое стихотворение, а если будет трудно, то я вам помогу.

Придумывание чистоговорок. (картинки)

  • Са – Са – Са – (картинка лисы)

Пр. (Са – Са – Са – идёт рыжая лиса )

  • Су – су – су
  • Ось – ось – ось (картинка лося)
  • Жи – жи- жи – (картинка ежа)
  • Жу – жу – жу

Следующее задание вы найдёте за бёрёзой

Задание №3

Логопед: Посмотрите внимательно здесь тоже чьи-то следы, может быть кто-то узнал?


Рисунок 2

Следует обратить внимание на цифру «3». Над ней работают аналогично двум первым цифрам (лось – лосиные следы, «3» – третье задание).

Где лежит конверт?

Дети. За берёзой.

Логопед: Откуда его нужно взять?

Дети. Из-за берёзы.

Логопед: Какими листочками засыпало конверт?

Дети: Берёзовыми.

Физкультминутка

Логопед:

Буду мама я – лиса (одевает ушки)
А вы – мои лисятки (дотрагивается до каждого)
Ну-ка, стройтесь поскорей для утренней зарядки!

Упражнения для развития мышечного тонуса.

Протерли глазки, потянулись,
Улыбнулись, и проснулись.
Начинаем умываться
Чистить лапки, наклоняться.
Быстро хвостиком вилять,
Свои лапки разминать.
Вокруг норки пробежимся. (круглый или овальный коврик)
Стоп! (остановка) Сейчас насторожимся (присели)
Слух должны мы развивать (ладошка над правым ухом)
Чтобы зайчика поймать! (ладошка над левым ухом)

Включить звуки леса

(кто что услышал)

Дети находят четвертый опознавательный знак.

Работают над ним аналогично предыдущим («4» – медвежьи, задание четвёртое)

Составление сказки с помощью картинок.

Логопед на магнитную доску вывешивает картинки и начинает предложение, а дети продолжают


Рисунок 3

Логопед: На поляне рос …

Дети: На поляне рос высокий, старый дуб.

Логопед: под этим дубом любили собираться животные. Приходил туда…

Дети.

Приходил туда серый, трусливый… заяц.
Бурый, неуклюжий … медведь.
Хитрая, рыжая … лиса.
Серый, злой… волк.

Логопед: Они были разные, но очень дружные. Как-то раз собрались они все вместе и решили собрать оставшиеся … (на дереве жёлуди)

И как они не старались ни чего у них не получалось.

Тогда медведь предложил…

Дети высказывают свои предположения.

Логопед: давайте сосчитаем, сколько жёлудей достали звери.


Рисунок 4

Рисунок 5

Рисунок 6

Логопед: Молодцы, вы справились со всеми заданиями .

(один из детей обращает внимание на то, что у него под стулом лежит ещё один конверт)

Логопед показывает им картинку и спрашивает на что это похоже


Рисунок 7

  • Дети высказывают свои варианты.
  • А если это была чья-то ножка.
  • Если это ножка гриба, то чего не хватает. (шляпки)


Рисунок 8

Составление загадки про гриб.


Рисунок 9

Рисунок 10

Пример:

Он похож на домик, но только нет дверей и окон.
Он похож на старичка, но без бороды.
Он похож на зонтик, но на толстой ножке.

Релаксация (играет тихая, спокойная музыка)

Буду снова я лис, а вы мои лисята.
Вы садитесь поскорей, возле мамочки своей.
Вот и вечер наступил, лисят в нору он пригласил.
Наигрались, напились, вокруг мамы улеглись.
Тихо всем, тепло, уютно, рты зевают поминутно.
Ах, как глазки спать хотят
Рядом хвостики лежат
Ровно и спокойно дышим,
Звуки мягкие мы слышим.
Это тихо сны идут.
Сказки добрые ведут!

Логопед: Поднимите правую руку вверх, и я затрону того, кто сегодня на занятии занимался очень хорошо. (прикасается к каждому ребёнку)

Итог занятия и оценка работы детей.