Урок-презентация по курсу "Окружающий мир" по теме "Путешествие по природным зонам нашей страны"

Разделы: Начальная школа


Цель: обобщить знания учащихся по разделу “Природа России”, выявить знатока природы.

Оборудование: географическая карта “Природные зоны России”, компьютер, проектор, загадки для команд, карточки-задания для команд, рисунки с изображениями растений и животных, изучаемых природных зон.

Ход урока

I. Организационный момент.

Класс разбивается на три группы. Выбирается капитан маленькой команды. Придумывается название команды, связанное с темой урока.

П. Разминка. (Приложение)(Слайд 3)

Ответить на вопросы: (вопросы задаются по очереди каждой команде)

  1. Сколько природных зон на карте нашей страны?
  2. По какой природной зоне проходит Северный морской путь?
  3. Каким цветом на карте изображена лесная зона?
  4. О каких природных зонах идет речь?
    а) Царство деревьев – ... (зона лесов)
    б) царство льда и снега – ... (Арктика)
    в) море трав – ... (степь)
    г) земля солнечного огня – ... (пустыня)
    д) царство мхов и лишайников – ... (тундра)
    е) зона, протянувшаяся вдоль Черноморского побережья Кавказа.

III. Конкурс первый. Какая это природная зона? (Слайды 4 – 6) (раздаются карточки-задания).

1) Поверхность этой зоны во многих местах покрыта песчаными барханами. Здесь редко бывают дожди. Лето продолжительное, жаркое и сухое. Зима короткая, но холодная. Бывает до 30 и более градусов мороза. (Пустыня)

2) Это безлесная заболоченная равнина на севере нашей страны. Природа здесь суровая. Зима ветреная, холодная с морозами выше 50 градусов. Длится 8–9 месяцев в году. Снега немного. Поэтому земля промерзает на большую глубину. (Тундра)

3) Эта зона – бескрайние равнины, безлесные просторы. Зима здесь короткая, довольно холодная, особенно на востоке. Лето продолжительное, жаркое. Дождей выпадает немного, особенно летом. (Степь)

IV. Конкурс второй. Растительный мир природных зон.

(рисунки с изображением растений, карточки– задания)

1) назвать растения и зону, в которой они растут (по два для каждой команды) (Слайды 7 – 9)

2) Какое растение лишнее? Что здесь не растет? (3 карточки с изображением растений, выбрать лишнее) (Слайды 10 – 12)

V. Конкурс третий. Животный мир природных зон.

(3 карточки с животными, 3 конверта с картинками)

  1. 1) отгадать загадки, определить из какой природной зоны эти животные. (Слайд 13)
    а) Мною питаются рыбы и большие морские звери. (Рачки)
    б) Я – птица, откладываю яйца прямо на скалы. (Кайра)
    в) В гору бегом, с горы кувырком. (Заяц)
    г) Я – хозяин Арктики. (Белый медведь)
    д) Нос долог, голос тонок, кто его убьет, тот свою кровь прольет. (Комар)
    е) Зверь я горбатый, а нравлюсь ребятам. (Верблюд)
  2. Кто лишний? Кто здесь не живет? (Слайд 14 – 16)
  3. Из картинок составить цепь питания. Какой природной зоны ваша цепь питания?

VI. Конкурс четвертый. Жалобы обитателей природных зон. (Слайд 17)

(3 карточки-задания с таблицей)

Впишите в таблицу следствия указанных причин:

причины следствия
Вырубка лесных полос
Браконьерство
Неумеренный выпас животных на пастбищах тундры и степи

VII. Итог игры.

Подсчитывается общее количество баллов для каждой группы – так находится группа победитель. По результатам игры каждый ученик получает оценку зависимости от количества набранных баллов.