Внеклассное мероприятие по праву – игра "Путешествие по семейному законодательству"

Разделы: История и обществознание


Цель мероприятия:

  • развитие интереса учащихся к праву, в частности к семейному законодательству;
  • приобретение навыков работы в группе посредством совместного обсуждения поставленных в ходе игры вопросов;
  • азвитие толерантности у детей и их родителей по отношению друг к другу.

Оборудование: ПК, мультимедийный проектор, интерактивная доска, раздаточный материал: распечатанный набор слов для восстановления из них нормы закона, 2 экземпляра “Волшебного квадрата”

Участники:

  1. Команда учащихся в количестве 5 человек.
  2. Команда родителей или других родственников в количестве 5 человек.
  3. Жюри (это могут быть представители общественных организаций правоохранительных органов, учителя обществоведческих дисциплин)

Участники игры должны дома подготовить презентацию своей команды, которая включает в себя девиз и речевку, а также другие атрибуты команды.

Также создаются группы поддержки команд.

Ведущий мероприятия называет тему игры, его цель, знакомит с членами жюри.

Ход игры

Первый тур. Презентация команд.

(Максимальная оценка – 5 баллов)

Второй тур. “ Дальше, дальше”

В течение минуты команда должна ответить на вопросы ведущего, в случае незнания ответа, она говорит “дальше”.

(За каждый правильный ответ 1 балл)

Вопросы команде учащихся

  1. Каким документом регулировались семейные отношения в допетровской России?
  2. Место регистрации брака
  3. Является ли обязательным медицинское обследование лиц, вступающих в брак.
  4. Какая разница в возрасте должна быть между усыновителем и усыновляемым?
  5. В каком случае супруг не может развестись с женой?
  6. Обязана ли жена брать фамилию мужа?
  7. Брачный возраст, по общему правилу, в Российской Федерации.
  8. Какая мировая религия допускает многоженство?
  9. Лицо, имеющее право и обязанность воспитывать ребенка, заботиться о его здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном воспитании, если ребенок по каким – либо причинам лишен родителей
  10. Соглашение лиц, вступающих в брак, или соглашение супругов, определяющее имущественные права и обязанности супругов в браке и (или) в случае его расторжения.

Вопросы команде родителей.

  1. Назовите основной нормативно правовой акт, регулирующий семейные отношения в современной России?
  2. Что чаще всего ученые называют ячейкой общества?
  3. Допускается брак между усыновителями и усыновляемыми?
  4. До какого возраста ребенок считается несовершеннолетним
  5. Средства на содержание несовершеннолетних детей, супругов, других членов семьи, взыскиваемые с лиц, предусмотренных законом, на основании решения суда или соглашения
  6. Может ли служить причиной лишения родительских прав то, что они являются больными хроническим алкоголизмом и наркоманией
  7. Как называются браки, заключенные между представителями королевских фамилий?
  8. Мнимый, вымышленный брак.
  9. Через какой орган осуществляется усыновление?
  10. Как называются органы, осуществляющие защиту прав и интересов детей в случае смерти их родителей, ограничения или лишения их родительских прав.

Третий тур. “Собери норму закона”

Для игроков обоих команд на интерактивную доску выводится (и раздается бумажная распечатка) набор слов, из которых необходимо собрать норму закона и прокомментировать ее. ( За правильный ответ 3 балла)

Набор слов команде учащихся

родителей, трудоспособные, обязаны, своих, дети, нетрудоспособных, содержать, совершеннолетние.

Набор слов команде родителей

родственниками, вправе, ребенку, с близкими, не, запретить, родители, общаться.

Четвертый тур. “Ты мне я – тебе”

Командам было предложено заранее подготовить пять вопросов по теме “Семья” для команды соперника.

Игроки команд по очереди задают друг другу заготовленные вопросы

( За каждый заданный вопрос и правильный ответ по 1 баллу)

Пятый тур. Квадрат “Родственники”

На интерактивную доску выводится квадрат “Родственники”, а команды получают распечатку.

В этом квадрате много разных букв. На первый взгляд кажется, что все они расположены без всякого смысла. Но если приглядеться внимательно, то можно найти названия 18 родственников, которые запрятаны в квадрате.

Читать можно по вертикали, по горизонтали и диагонали.

м д з о л о в к а п
п а о м а ч е х а л
л н т ч ш у р и н е
е е п ь ь о т ч и м
м в а п с д т е т я
я е с р в е е б о н
н с ы а е в с р т н
н т н д к е т а е и
и к о е о р ь т ц ц
к а к д р ь т е щ а

Время на решение 5 минут.

Для облегчения работы жюри предлагаем выписать на этом же листе всех найденных вами родственников.

Пока команды выполняют задание, предлагаем вопросы для зрителей.

Все вопросы связаны с темой семьи, семейного законодательства.

От вас потребуется знание права, истории, литературных произведений, загадок и пословиц.

Вопросы залу

  1. Могли ли в наши дни вступить в брак Кощей Бессмертный и Василиса Прекрасная? Почему?
  2. Какую обязанность, предусмотренную Конституцией РФ, нарушает Митрофанушка из известной комедии Фонвизина “Недоросль”, говоря, “Не хочу учиться, а хочу жениться!”
  3. Субъект права с ограниченной дееспособностью в течение ближайших 13-15 лет, нанес визит своему родственнику по мужской линии, законным наследником первой очереди которого он является.
  4. Кем приходятся друг другу Снегурочка и дед со старухой из оперы Римского– Корсакова “Снегурочка”
  5. Корыто, подаренное рыбкой старухе, относится к совместной собственности супругов или к личной собственности жены?
  6. Чьей невестой была девушка, отказавшая в брачном предложении семи братьям?
  7. За кого вышла замуж девица, обещавшая родить мужу сына – богатыря?
  8. Был ли Иван Грозный согласно современному законодательству, совершеннолетним, когда его венчали на царство?
  9. Что должен был сделать молодой дворянин, чтобы жениться в период царствования Петра I ?
  10. Муромские святые, которые являются покровителями брака и семьи?
  11. В эту женщину был влюблен молодой, только что вернувшийся с войны из Севастополя граф Лев Николаевич Толстой. Он обессмертил ее своим гениальным пером в облике Кити Щербацкой в “Анна Каренина”. О какой женщине идет речь?
  12. Потомком каких двух династий является князь Владимир Мономах?
  13. Назовите древнегреческого бога, покровителя брака.
  14. Как звали дедушку, на деревню которому писал Ванька Жуков?
  15. Назовите имя и фамилию няни А.С. Пушкина?
  16. За кого вышла замуж Наташа Ростова?
  17. Какой город в России получил название “город невест” и почему?
  18. Что и клад, когда в семье …
  19. Вся семья вместе, так и душа на …
  20. Две матери, две дочери, да бабушка со внучкой. Сколько всего человек?
  21. Сын моего отца, а мне не брат.
  22. В лесу медведь, а в дому…

Шестой тур. Юридическая консультация.

Сегодня нашим командам придется побывать в роли юристов, им необходимо будет разрешить возникшие у граждан проблемы с юридической точки зрения.

Учащиеся разыгрывают следующие ситуации:

С. В.Петров – 45 лет, предприниматель.

“Обращаюсь в суд с иском о разделе имущества: пианино, мебельного гарнитура, видеоаппаратуры, библиотеки. Прошу выделить мне большую часть из состава названого имущества, так как мой заработок в течение последних трех лет составлял 25 тысяч рублей, а заработок жены – 9 тысяч рублей, притом на протяжении двадцатилетнего совместного проживания она работала всего 5 лет, а остальное время вела хозяйство и воспитывала детей. Прошу суд удовлетворить мою просьбу”!

Вопрос командам: Удовлетворит ли суд просьбу Петрова?

К.В.Семенов – 30 лет, водитель.

“Мы с женой разошлись 2 года назад, в настоящее время мой сын – Семенов Вова и его мать проживают отдельно от меня. Я решил увидеться с сыном в школе и расспросить учителей о том, как у него обстоят дела. В школе мне ответили, что не сообщат никакой информации о мальчике, так как я не проживаю совместно с ребенком. Может ли родитель, проживающий не совместно с ребенком, получить о нем какую либо информацию из учебного заведения?”

Подведение итогов:

Победитель выявляется по количеству баллов, набранных в процессе игры.

Команды награждаются дипломами.

Приложение (Ответы на вопросы игры)