Интегрированный урок (история + алгебра) по теме "Культовые каменные сооружения Кузнецка XVII в. Квадратные уравнения"

Разделы: Математика, История и обществознание


Цели урока:

  • Познакомить учащихся с особенностями архитектурных сооружений Кузнецка XVIII века.
  • Систематизировать знания по решению квадратных уравнений.
  • Совершенствовать навыки анализа, умение выстраивать причинно-следственные связи, а так же отрабатывать навыки самостоятельной работы с историческими документами и математическими формулами.
  • Воспитывать у учащихся интерес к истории родного города и решению практических задач.

Учебники:

  • Ш. А. Алимов Алгебра. Просвещение М; 2009 г.
  • Материалы по истории Кузнецка предоставлены музеем «Кузнецкая крепость».

Оборудование: доска, мел, раздаточный материал, карта Кемеровской области и города Новокузнецка, фотографии архитектурных сооружений, выставка книг о Кузнецке.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

II. Вступительное слово учителя

История Кузнецка насчитывает более 390 лет. Сначала как пограничный форпост, Кузнецкий острог, был основан казаками в 1618 году, задача которого была защита юго-восточных земель от нападения татар и других кочевников. Впоследствии разрастаясь, к XX веку Кузнецк стал крупным городом юга Кузбасса, превратившись в современный центр культуры и развитой промышленности. (работа с картой)
Первые землепроходцы, обживая земли, сразу закладывали и основания часовен, церквей и соборов. Так и происходило и в нашем городе. Первый деревянный Спасо-Преображенский собор был построен в 1621 году. Иконы, утварь, колокола были подарены самим Михаилом Федоровичем Романовым – первым русским царем династии Романовых. Деревянная Одигитриевская, Успенская церкви и многие часовни, которые не сохранились до наших дней, являлись святыми местами для кузнечан…
Сегодняшний урок мы посвятим каменным, культовым сооружениям Кузнецка XVIII века. Мы обратимся, не только к истории их создания, но и рассмотрим некоторые детали их возведения в математических расчетах. Я прошу вас в ходе урока  законспектировать основные даты и события. В конце урока прошу вас ответить на вопрос: Что общего и различного в строениях и судьбах культовых сооружений Кузнецка XVIII века?

1 задание: математически вычислить и по ответам записать название собора, о котором сейчас пойдет речь. (Обучающимся раздают карточки с заданиями – Приложение 1)

1-й ученик: (демонстрация фотографии)

14.05.1792г. по благословенной грамоте архиепископа Тобольского и Сибирского Варлаама  закладывается каменное здание Спасо-Преображенского собора взамен обветшалого постоянного после первого пожара в 1734 г. Архитектура собора – это типичный, классический шатровый стиль. Основной строительный материал – кирпич. 5 лет ушло только на отделочные внутренние работы. В 1833 году в городе Туринске были написаны в «греческом вкусе» новые иконы для собора. Храмовая икона Чудотворца Николая была написана в Москве в 1836 году. В 1837 году на колокольню храма был поднят колокол, отлитый в городе Слободском Вятской губернии на средства Кузнецкого купца Ивана Конюхова.

Задание 2. (Обучающимся раздают карточки с заданиями – Приложение 2)

Задание 3 (Обучающимся раздают карточки с заданиями – Приложение 3)

2-й ученик: В 1919 году во время антиколчаковских выступлений собор сгорел.
В 1926 году на первом этаже приведенного в порядок храма возобновилась служба, но уже в 1929 году Советская власть отдала помещение под геологический музей. Здание ветшало. В 30-е годы его отдали под хлебопекарню, а после войны вплоть до 80-х годов XX века памятник архитектуры был заброшен. И только в 90-х годах, по решению Совета народных депутатов города Новокузнецка его решили реконструировать. Сегодня это не только памятник архитектуры, но и действующий собор.

Учитель: Но вернемся в историю.

Задание 4: Вычислите площадь земель Кузнецка на начало XIX века в современных единицах измерения, если известно по данным 1812-23 года по городскому плану земель годной и неудобной и прилежащих к городу селений было 892 десятины и 900 кв. сажень. (Обучающимся раздают карточки с заданиями – Приложение 4)

Учитель: Послушайте легенду. Пленные калмыки и киргизы сказывали, что с гор, лежащих близ города, видели большое войско, предводительствуемое седым стариком,
ездящим на белом коне и от него столб огненный до неба и  поражал татар. Этот святой пророк был покровителем Кузнеца, а его икона считается Чудотворной. Ежегодно этой иконой обносили город, для защиты от нападения.
Разгадав ребус, вы поймете, о каком пророке идет речь.

На доске вывешивается ребус 

А церковь так и называлась Пророко-Ильинская.
Вы можете догадаться, в каком месте была заложена эта церковь и находится до сих   пор. (с. Ильинка) работа с картой.

4-й ученик (демонстрация фотографии)

Деревянная Пророко-Ильинская церковь была возведена в  XVII веке. История каменной церкви началась с начала XVIII века. По благословенной грамоте архиепископа Тобольского Антония Преображенснко-Ильинская церковь была заложена 16 июля 1803 года. Храм строился 15 лет. Постоянные просьбы и обращения к пастве о пожертвованиях говорили о нехватке средств. Церковь была построена в классическом шатровом стиле. Кладка стен кирпичная, оштукатурена и побелена. Общая длина церкви 28 метров, высота 20 метров, ширина 11 метров, толщина стен 110 см.
К 1830 году Ильинский приход входили 9 деревень. Пророко-Ильинская церковь была не только религиозным, но и социально-экономическим и духовным центром. На всю округу славилась Ильинская ярмарка, длившаяся до 10 дней в году.

Задание 5. Найти площадь  церкви и площадь земель Ильинского прихода. (Обучающимся раздают карточки с заданиями – Приложение 5)

5-й ученик. В 30-е годы XX века церковь начала разрушаться. В декабре 1932 года – сняли колокола, и в 50-е годы при Советской власти церковь была обустроена под зерновой склад.
После двух пожаров церковь была практически разрушена. И только с начала 9-х годов начинается восстановление храма. Реконструкция заняла около 5 лет. Сейчас храм восстановлен и функционирует.

Учитель: Сегодня познакомились с 2 памятниками истории архитектуры Кузнецка. Историческая информация в сочетании с математическими расчетами реальных цифр и размеров, позволили окунуться в атмосферу того времени, взглянуть на историю своего города другими глазами.
И теперь, находясь в старой части нашего города, вы можете с гордостью рассказать своим близким и друзьям о том, что сегодня узнали. В начале урока я просила вас ответить на вопрос: Что общего и различного в строениях и судьбах культовых сооружений Кузнецка XVIII века?

Обобщая ответы обучающихся приходим к выводу:

Вывод: Что общего и различного в строениях и судьбах этих сооружений?

Общего:

а) архитектурный стиль
б) культурные центры
в) одинаковая судьба разрушения и реконструкции.

Различного:

а) строили 43года и 15 лет
б) размеры
в) городской, деревенский.

Домашнее  задание:

1. Составить краткий конспект по материалам урока, используя решение задач и примеров.
2. Творческое задание по выбору. Составить:

а) кроссворды, сканворды
б) ребусы, головоломки
в) мини-сочинение на тему: Ваши впечатления об уроке.

– Что хотелось узнать еще о своем городе?)

Оценки: (выставляем устно с комментарием активности участия учащегося в ходе урока.).

Итог урока: (в устном счете зашифровано слово *МОЛОДЦЫ*)

1) (– 51) . (– 0,1) = 5
2) 1,25 . (– 4) = – 5
3) – 2,75 + 3,25 = 0,5
4) – 3,2 – 1,8 = – 5
5) – 5 – 35 : 7 = – 10
6) 1,5 – 7,5 = – 6
7) – 2,3 + 9,3 = 7

7 – 5 – 10 – 6 – 5 0,5 5
ы о д ц о л м