Информационно-коммуникационные технологии на уроках математики

Разделы: Математика


По данным исследований, в памяти человека остается часть услышанного материала, часть увиденного, часть увиденного и услышанного, части материала, если ученик привлечен в активные действия в процессе обучения.

Технология применения средств ИКТ в предметном обучении основывается на:

  • использовании участниками образовательного процесса некоторых формализованных моделей содержания;
  • деятельности учителя, управляющего этими средствами;
  • повышении мотивации и активности обучающихся, вызываемой интерактивными свойствами компьютера.

Возможности компьютера могут быть использованы в предметном обучении в следующих вариантах:

  • использование диагностических и контролирующих материалов;
  • выполнение домашних самостоятельных и творческих заданий;
  • использование компьютера для вычислений, построения графиков;
  • создание уроков с помощью программы “Notebook”, “PowerPoint”

Поскольку наглядно-образные компоненты мышления играют исключительно важную роль в жизни человека, то использование их в изучении материала с использованием ИКТ повышают эффективность обучения:

  • графика и мультипликация помогают ученикам понимать сложные логические математические построения;
  • возможности, предоставляемые ученикам, манипулировать (исследовать) различными объектами на экране дисплея, позволяют детям усваивать учебный материал с наиболее полным использованием органом чувств и коммуникативных связей головного мозга.

Компьютер может использоваться на всех этапах процесса обучения: при объяснении нового материала, закреплении, повторении, контроле, при этом для ученика он выполняет различные функции: учителя, рабочего инструмента, объекта обучения, сотрудничающего коллектива.

Компьютер позволяет усилить мотивацию учения путем активного диалога ученика с компьютером, разнообразием и красочностью информации . На практике реализуется принцип успешности ( компьютер позволяет довести решение любой задачи, опираясь на необходимую помощь).

Урок по теме “Измерительные работы на местности”, 8 класс, геометрия

(Приложение 1)

Цель: показать практическое применение подобия треугольников в измерительных работах на местности.

Оборудование: интерактивный комплекс; минимальные системные требования: ОЗУ-512 Мбайт, процессор-1800 МН; программное обеспечение: программа “PowerPoint”.

Структура урока

I. Актуализация знаний

Учитель: Сформулируйте признаки подобия треугольников.

II. Формирование знаний

(Слайд 2.)
Признаки подобия треугольников могут быть использованы для проведения различных измерительных работ на местности. Сегодня на уроке мы рассмотрим две задачи: определение высоты предмета и определения расстояния до недоступной точки. Можно ли по данной фотографии определить высоту водопада Корбу? Представим, что мы находимся около этого места, что мы можем измерить?

– Ширину водопада.

(Слайд 3)
Математики придумали такой прием. Для этого на некотором расстоянии от водопада поставим шест длиной 2 метра с вращающейся планкой. И направим планку на верхнюю точку водопада.

(Слайд 4)
Следующую задачу решите самостоятельно.

img6.gif (59 bytes) ABC img5.gif (56 bytes) img6.gif (59 bytes) ARK (< A – общий, <BCA = < RKA = 900)

BC = 2 • 8: 3 img5.gif (56 bytes) 5(м)

Ответ: 5 метров

(Слайд 5)
По данной фотографии попробуем определить расстояние до недоступной точки.

На тетрадном листке чертят треугольник, подобный треугольнику, который получается на местности.

img1.gif (564 bytes) Дано: img6.gif (59 bytes) АBC, img6.gif (59 bytes) A1B1C1,

АC = 4 м, А1С1 = 4 см, А1В1 = 3 см

Найти: АВ – ?

Решение:

img6.gif (59 bytes) АBC ~ img6.gif (59 bytes)A1B1C1(<А = <А1, <С = <С1 = по построению, 1 признак подобия треугольников)

,

АВ = 300 см = 3 м

(Слайд 4)
Определите ширину реки самостоятельно, используя данные.

III. Итог урока. Домашнее задание

Составить задачи на определение высоты предмета и расстояния до недоступной точки с применением картин и фотографий.

Урок по теме “Методы решения тригонометрических уравнений”, 10 класс, алгебра

(Приложение 2)

Цель: создать условия для систематизации и обобщения знаний по теме “Методы решения тригонометрических уравнений”

Задачи:

  • организовать актуализацию знаний обучающихся по теме;
  • проанализировать самостоятельную работу по теме;
  • рассмотреть примеры из экзаменационных работ;
  • провести контрольный тест по теме;
  • способствовать развитию познавательного интереса;

Тип: урок обобщения знаний.

Оборудование: интерактивный комплекс; минимальные системные требования: ОЗУ-512 Мбайт, процессор-1800 МН; программное обеспечение: программа “Notebook”, “PowerPoint”.

Структура урока

I. Организационный момент

Рассадить учеников по группам. Раздать контрольные карты (Приложение 1), тест (Приложение 2).

II. Актуализация знаний

Учитель. Сегодня у нас последний урок по теме “Тригонометрические уравнения”. И мне хотелось бы начать его словами из письма Гаусса Яношу Бойяи “Не знание, а изучение, не обладание, а приобретение, не существующее, а грядущее доставляет величайшее наслаждение”.

Итак, какое грядущее ожидает вас? Контрольная работа. Т.о. какова же цель сегодняшнего урока.

Формулировка цели урока. Систематизировать и обобщить знания по теме Тригонометрические уравнения.

Вчера на уроке вы писали самостоятельную работу, которую вам подготовила 3 группа, они ее проверили и подготовили анализ данной работы. Слово предоставляется 3 группе. (Приложение 3)

Для успешного выполнения контрольной работы необходимо вспомнить основные методы решения тригонометрических уравнений. 1 группа подготовила презентацию по этому вопросу. Слово предоставляется 1 группе. (Выписать основные формулы на доску.) (Приложение 4)

2 группа работала с экзаменационным материалом. Что у них получилось, мы сейчас посмотрим.

Итак, основными методами решения тригонометрических уравнений являются введение новой переменной, использование основного тригонометрического тождества, разложение на множители, деление однородного уравнения на или соs2х, и использовании формул для решения простейших тригонометрических уравнений, которые вы видите на доске.

III. Выполнение теста

– Мы все любим решать различные головоломки. Я вам предлагаю открыть шкатулку Знаний. Давайте попытаемся найти ключ и начать копить Знания, так именно Знания являются важной составляющей в жизни человека. Желаю удачи, будьте очень внимательны при выполнении теста! Не забудьте ответы отмечать в контрольную карту. Обратите внимание, что сегодня за урок вы сами себе выставите оценки и оценки за урок.

Проверим выполнение теста. (Учитель открывает окошко согласно названной букве.) Если тест выполнен верно, то откроется следующее:

Ключ:

1) а 5) б
2) а 6) г
3) в 7) а
4) г 8) в 9) в

С помощью ключа попробуем открыть нашу шкатулку Знаний. ( ссылка)

Шкатулка открылась. Как вы думаете, чье имя является ключом к шкатулке?

Софья Васильевна Ковалевская самая известная женщина-математик, гордость России на все времена. 3 января ( по- старому стилю), 15 января по-новому в 2010 году ей исполняется 160 лет со дня рождения. И в этом году неделя математики будет посвящена этой талантливой ученой, которая уже в 24 года стала доктором философии и магистром изящных искусств. Я приглашаю вас принять активное участие в неделе математики, пополнить нашу шкатулку знаниями об этом удивительном человеке, узнать много нового и интересного о Софье Ковалевской. ( назад к уроку) А что же обозначают цифры 1, 8, 8, 8. Попробуйте узнать, что же произошло в жизни Софьи в этом году.

Сегодня на уроке мы с вами повторили и обобщили наши знания по теме Тригонометрические уравнения, надеюсь, что теперь контрольную работу все напишут на отлично.

IV. Домашнее задание

354(г), 375(в), 361(г), 376(а), 379(б)

V. Рефлексия

– Как вы считаете, готовы ли вы к решению контрольной работы? Сейчас я предлагаю вам с помощью смайликов заполнить нашу шкатулку Знаний.

  • Красный – все классно, я готов к выполнению контрольной работы;
  • Синий – сегодня я наконец-то понял как решать тригонометрические уравнения;
  • Желтый – странно, но у меня появилось желание глубже изучить тему.

Закончить сегодняшний урок мне бы хотелось девизом Софьи Ковалевской: “Говори, что знаешь, делай, что должен, пусть будет, чему быть!”

Итак, посмотрим какие вы поставили себе оценки за урок.
Всем большое спасибо за работу!