Деятельность воспитателя в образовательном учреждении системы профессионального образования

Разделы: Внеклассная работа, Общепедагогические технологии


Воспитатель – это педагог, занимающийся организацией, координацией, и проведением внеурочной воспитательной работы.

Цель деятельности: создание благоприятных психолого-педагогических условий для саморазвития и самореализации личности, обучающегося, его успешной социализации в обществе.

Задачи:

  • организация воспитывающей и развивающей деятельности;
  • организация и развитие коллектива;
  • помощь в становлении личности ученика;
  • создание условий для проявления его склонностей, интересов и способностей;

Главные функции воспитателя:

  • диагностирующая;
  • коммуникативная;
  • воспитательная;
  • проектирующая;
  • организационно-деятельностная;
  • развивающая;
  • охранно-защитная;
  • корректирующая.

Основные приоритетные направления воспитания и развития:

  • формирование умения учиться;
  • развитие психических функций и познавательных способностей;
  • формирование основ гражданственности и патриотизма;
  • формирование толерантности;
  • формирование нравственных смыслов и духовных ориентиров;
  • формирование оптимальной информационно-культурной среды;
  • воспитание здорового образа жизни;
  • формирование безопасной среды в общежитии;
  • профилактика вредных привычек и зависимостей.

Методическое обеспечение деятельности воспитателя.

Целевые программы воспитательной работы:

“Учение”.
“Образ жизни”.
“Культура”.
“Общение”.
“Природа”.
“Здоровье”.
“Досуг”.
“Профилактика зависимостей”.

Средства воспитания:

– труд;
– учение;
– общение;
– слово;
– искусство;
– спорт;
– игра;
– элементы социальной среды.

Методы воспитания:

– общественное мнение;
– требование;
– перспектива;
– поощрение и наказание;
– рефлексия.

Приемы воспитания:

– стимулирующие: доверие, одобрение, авансирование, награда, просьба, побуждение;
– тормозящие: намек, возмущение, мнимое безразличие, предупреждение, взрыв, приказ, ирония и др.

Активные формы воспитания:

– ролевые, деловые, познавательные игры;
– игры-путешествия;
– “круглый стол”;
– панорама идей;
– “мозговой штурм”;
– презентация;
– защита проекта;
– брейн-ринг;
– суд идет;
– шоу-программа;
– литературно-музыкальная композиция;
– информационно-познавательный час;
– интеллектуальный ринг;
– агитбригада;
– театр-экспромт;
– свободный разговор;
– доверительный разговор;
– конверт дружеских вопросов;
– интеллектуальное казино;
– литературная гостиная;
– калейдоскоп;
– приглашение к чаю;
– 5 минут с искусством.

Результаты воспитания:

– уровень воспитанности учащихся;
– сформированность основных качеств личности;
– успешная адаптация и социализация в обществе.

Программы

  1. Программа образования и социально-педагогической поддержки детейсирот, проживающих в общежитии: “Альтернатива”.
  2. “Традиции и обычаи русского народа”.
  3. “По законам добра”.
  4. “Стань гражданином”.
  5. Программа Дискуссионного клуба “Взгляд”.
  6. “Город, в котором я живу”
  7. Программа информационно-познавательных классных часов “Время. События. Люди.”.
  8. “Этика и психология семейной жизни”
  9. “Взросление и пол”.
  10. “Конфликтология. Культура общения”
  11. “Основы медицины”.
  12. “Лекарства и человек”.
  13. “Введение в экономику”.
  14. “Еда по науке и наука о еде”.
  15. “Искусство чайного стола”.
  16. “Мода и здоровье”.
  17. “Женская привлекательность”.
  18. “Ведение домашнего хозяйства”.
  19. “Художественное вязание”
  20. “История олимпийского движения”.
  21. “Развитие позновательных способностей” “Р. П. С.”
  22. Программа интеллектуального клуба “Что? Где? Когда?”
  23. Социально-психологическая комплексная программа “Твой выбор”.
  24. “Юный журналист”.
  25. “Владей языком рекламы”.
  26. “Культура делового общения”.

Профилактические программы:

  1. “Поведение в трудной ситуации”.
  2. “Свой среди чужих”.
  3. “Закон и мы”.
  4. “Безопасное поведение”.
  5. Программа по профилактике наркомании, алкоголизма, курения.
  6. Программа по профилактике правонарушений несовершеннолетних.

Игровые технологии.

Деловые игры:

  1. “Без бумажки – мы букашки” (знакомство с делопроизводством).
  2. “Книжная фабрика”.
  3. “Как сделать свой выбор”.
  4. “Игры партии”.
  5. “Дебаты”.

Игры-путешествия:

  1. “По странам и континентам”.
  2. “Космический рейс”.
  3. “Краеведческая мозаика”.
  4. “Путешествие в мир Химии”.
  5. “25000 шагов к здоровью”.

Познавательные игры:

  1. “Здоровая планета в наших руках”.
  2. “Жизнь на Земле”.
  3. “Лесные обитатели”.
  4. “Биологическое ассорти”.
  5. “Знатоки природы”.
  6. “Зоопарк”.
  7. “Колесо фортуны”.
  8. “Мир вокруг нас”.
  9. “Властелин горы”.
  10. “Счастливый случай”.
  11. “Колесо истории”.
  12. “Алфавит”.

Интеллектуальные игры:

  1. “Самый умный”.
  2. “Что? Где? Когда?”.
  3. “КВН”.
  4. “Интеллектуальный ринг”.
  5. “Слабое звено”.
  6. “Брейн-ринг”.
  7. “Блеф-клуб”.
  8. “Хочу все знать”.
  9. “Звездный час”.
  10. “Поле чудес”.
  11. “Интеллектуальное казино”.

Ролевые игры:

  1. “Суд над алкоголем”.
  2. “Суд над мобильной связью”.
  3. “Имею право”.
  4. “Голосование”.
  5. “Беженцы”.
  6. “Хочу спросить”.
  7. “Не зарывай свои таланты”.
  8. “Имидж делового человека”.
  9. “Человек, продли свой век”.
  10. “Имитация задержания”.

Экономические игры:

  1. “Путешествие в страну Экономика”.
  2. “Копейка”.
  3. “Качество по японски”.
  4. “Восток – дело тонкое”.
  5. “Как стать богатым”.
  6. “Деньги, деньги, деньги…”.
  7. “Играем на бирже”.

Викторины:

  1. “Спортивная”.
  2. “Литературная”.
  3. “Туристическая”.
  4. “Пушкинская”.
  5. “Наша Родина – Россия”.
  6. “Шуточная биологическая”.
  7. “Забавная анатомия”.
  8. “Веселая география”.
  9. “Зоологическая”.
  10. “Времена года”.
  11. “Народные праздники”.
  12. “Путешествия в мир цветов”.