Образовательная программа по профилактике злоупотребления психоактивных веществ (ПАВ) "Линия жизни"

Разделы: Внеклассная работа, Социальная педагогика


Пояснительная записка

Современная ситуация в стране в целом и в нашем регионе, в частности, характеризуется крайней степенью социальной нестабильности. В таких условиях возникает почва для социально-негативных явлений. Алкоголизация населения, стремительный рост наркомании, ухудшение общего состояния здоровья людей свидетельствуют не только о социальном неблагополучии, но и о том, что общество оказалось неспособным противостоять этим явлениям. Ситуация в стране с потреблением наркотических и других психоактивных веществ детьми и подростками продолжает ухудшаться.

По официальным данным, 16% учащихся хотя бы раз в жизни пробовали наркотики, около 2% употребляют их регулярно. Реальные же цифры выше в два раза. Средний возраст приобщения к наркотикам 13–16 лет, средний возраст приобщения к алкоголю еще ниже, ну а курить некоторые дети начинают еще в дошкольном возрасте.

Следовательно, основная задача состоит в том, чтобы научить детей говорить “нет” пагубным соблазнам и назойливым приставаниям уже попробовавших сверстников или более старших товарищей. Нужно говорить с детьми о том, что несет с собой для их здоровья и разума даже “один-единственный разок” общения с ПАВ.

При разработке данной программы учитывались возрастные психологические особенности младшего школьного возраста. В этот период происходит формирование произвольности, и таких познавательных процессов как память, внимание, мышление, дети учатся управлять своим поведением. При этом идет переход от игровой деятельности к деятельности учебной, целенаправленной.

Профилактика употребления ПАВ будет эффективной, если:

  • детям будет предоставлена объективная информация о ПАВ, их воздействии на человека и последствиях применения;
  • методы и приемы передачи информации будут строиться с учетом возрастных и индивидуальных особенностей ребенка;
  • осознание вреда ПАВ будет идти параллельно с формированием устойчиво-негативного личностного отношения к наркотическим веществам и умения общаться с другими, правильно организовать свое время и жизнь, справляться с конфликтами, управлять эмоциями и чувствами;

Школа обладает рядом возможностей для успешной профилактики ПАВ, а именно:

  • возможностью привития навыков здорового образа жизни в процессе обучения и контроля за их усвоением;
  • влиянием на уровень притязаний и самооценку;
  • свободным доступом к семье ребенка для анализа и контроля ситуации;
  • возможностью привлечения специалистов по профилактике.

Цели программы:

  • Формирование здорового образа жизни в среде младших школьников.
  • Профилактика табакокурения, алкогольной и наркозависимости.
  • Развитие навыков безопасного поведения в ситуациях, связанных с риском вовлечения несовершеннолетнего в наркотизацию (пробы ПАВ).

Задачи программы:

  • Формирование у детей представления об употреблении ПАВ как угрозе внутренней стабильности;
  • Развитие у детей навыков самоконтроля и саморегуляции.
  • Формирование негативного отношения к табакокурению, алкоголю, токсическим веществам.

Программа предназначена для учащихся 10-12 лет коррекционных классов, посещающих группу продленного дня. Курс клубных занятий «Линия жизни» рассчитан на 18 часов.

Тематика клубных занятий

Тема занятия Форма проведениязанятия Количество часов
1 Здравствуйте, или что значит ЗОЖ Устный журнал 1
2 Вредные привычки и наше здоровье Занятие-мастерская 1
3 Строение органов дыхания, влияние табакокурения на деятельность легких Тренинг 1
4 Воздействие ПАВ на сердечнососудистую систему Проблемная беседа 1
5 Влияние ПАВ и сильнодействующих лекарственных препаратов на работу головного мозга Круглый стол 1
6 Свобода выбора – уход от зависимости Занятие-мастерская 1
7 Последствия употребления ПАВ Ролевая игра 1
8 Формирование навыков, по отказу от приема ПАВ Тренинг 4
9 Курение: дань моде, привычка, болезнь Ток-шоу 1
10 Суд над курильщиком Ролевая игра 1
11 Ступени, ведущие вниз Устный журнал 1
12 Мы за здоровый образ жизни! Акция 1
13 Здоровье и безопасность Ролевая игра 1
14 Роль силы воли, при отказе от употребления ПАВ Тренинг 1
15 Человек, продли свой век Ролевая игра-представление 1

Ожидаемые результаты (ученик должен):

  • Иметь четкое представление о том, что восприимчивость к ПАФ индивидуальна и зависимость может возникнуть очень быстро.
  • Уметь избегать ситуаций пассивного курения.
  • Понимать, что алкоголизм, токсикомания, наркомания - трудноизлечимые заболевания.
  • Выработать форму поведения, когда рядом находится человек в состоянии алкогольного или наркотического опьянения.
  • Осознавать коммерческий характер рекламы алкоголя и табака и уметь критически к этому относится.

Занятие №3

Тема: Строение органов дыхания, влияние табакокурения на деятельность легких

Цели:

  • дать понятия об органах дыхания,
  • показать какое вредное воздействие оказывает курение на здоровье,
  • обучить детей навыкам отказа от предложения закурить.

Занятие проводят воспитатель в группе учащихся 4–5-х классов численностью не более 10–12 человек. Продолжительность занятия 40 минут.

  1. Приветствие.
  2. Информационный блок.
  3. Тренинговые упражнения по развитию навыков отказа от курения.
  4. Обсуждение итогов занятия.
  5. Прощание.

Ход занятия

1. В качестве приветствия используется игра по кругу “Мое имя. Мое настроение”. Дети встают в круг. Каждый по очереди называет свое имя и рассказывает о своем настроении сегодня.

После приветствия дети садятся на стулья по кругу.

2. Беседа со школьниками о том, знают ли они, что называют вредными привычками, почему они вредные и как они влияют на здоровье.

Вы знаете, как человек дышит? Воздух поступает через нос и по воздухоносным путям, похожим на трубочки, попадает в легкие. Это такие органы, напоминающие воздушные шарики, наполненные воздухом. Они расположены в грудной клетке, их два : по одному слева и справа. Когда мы вдыхаем воздух, легкие наполняются им и расширяются, затем они слегка сужаются, и воздух поступает в кровь, с которой разносится по всему организму.

Когда человек курит, вместе с воздухом он вдыхает табачный дым. Ученые установили, что в табачном дыме содержится много вредных ядовитых веществ, в частности, вещество под названием “никотин”, которое является сильным ядом. Они попадают в легкие, а затем разносятся с кровью по всему организму. Посмотрите, как различаются легкие курильщика и здорового человека (демонстрируются рисунки легких курильщика и некурящего). Легкие при курении становятся серыми, сморщиваются и не могут выполнять свою работу, поэтому не хватает кислорода другим органам. Поэтому курящих человек часто болеет, у него сильный кашель, ему не хватает воздуха. Когда он быстро идет, он задыхается.

Даже люди, которые не курят, а просто находятся рядом с курящим человеком, вдыхая дым сигарет, могут плохо себя чувствовать, и у них может начаться кашель. Поэтому курящий человек наносит вред не только своему здоровью, но здоровью окружающих его людей.

3. Тренинговое упражнение “Давай покурим”.

Цель: групповой поиск различных доводов против курения.

Описание упражнения:

Школьники делятся на пары. Каждая пара проигрывает ситуацию. Первый участник предлагает партнеру закурить, а тот в свою очередь должен отказаться. Затем участники меняются ролями.

После окончания игры участники делятся впечатлениями, обсуждают кому в какой роли было легче.

4. Подведение итогов занятия, обсуждение полученной информации, навыков, приобретенных в ходе работы.

  1. Как человек дышит, какие органы ему в этом помогают?
  2. А что происходит, когда человек курит?
  3. Как может измениться состояние здоровья курящего человека?
  4. Как вы станете действовать, если вам предложат закурить?

5. Ритуал прощания. Игра в кругу “Телеграмма”.

Дети встают в круг, берутся за руки и ведущий пожимает руку рядом стоящему ребенку, тот передает пожатие руки (“телеграмму”) по кругу, пока она не вернется к ведущему.

Список литературы

  1. Брагинский В. Пагубное пристрастие. Здоровье детей, № 43–44, 1999.
  2. Григорьева Т.Г., Линская Л.В., Усольцева Т.П. Основы конструктивного общения. М., 2007.
  3. Казакова Г.П. Программа профилактики употребления психоактивных веществ среди учащихся первой ступени. Кемерово, 2004.
  4. Колпакова О.С. Программа коррекционно-воспитательной работы. Кемерово, 2006.
  5. Максимова В. След “белой смерти”. Здоровье детей, № 37–38, 2003.
  6. Овчарова Р.В. Практическая психология в школе. М., 2004.
  7. Руководство практического психолога. Психологические программы развития личности в подростковом и старшем школьном возрасте. Под ред. И.В. Дубровиной. М., 2005
  8. Рудестам Кьелл. Групповая психотерапия. Психокоррекционные группы. Теория и практика. М., 2003.
  9. Слободняк Н.П. Коррекционно-развивающая программа по формированию у детей начальной школы эмоциональной стабильности и положительной самооценки.Вестник психосоциальной и коррекционно-реалибитациооной работы, № 1, С. 41–49, 2006.