"Научить любить учиться!" (Некоторые аспекты подготовки учащихся к написанию сочинения-рассуждения)

Разделы: Русский язык


Чтобы учебные и самостоятельные работы решались, а на вопросы учебника или учителя был лес рук желающих отвечать, любому ученику необходимы общегуманитарные, литературоведческие, информационно-аналитические, лексические и другие знания, умения, навыки.(т.е. владение способами, приёмами умственной и практической деятельности). Обладание знаниями - условие необходимое, но недостаточное для осуществления самостоятельной деятельности учащихся. Нужны умения и навыки, доведённые до автоматизма. Вот с ними – то в современной школе дело обстоит особенно плохо.

Выход один - надо учить ребят учиться: надо объяснять, показывать способы, приемы интеллектуальной и практической деятельности, учить их использовать эти способы и приемы в процессе учёбы и в жизненных ситуациях (компетентностный подход). Необходимо заинтересовать самим процессом учения любого ученика.

Учителя – филологи знают, что задание ЕГЭ С1 - написание сочинения-рассуждения по предложенному тексту является трудным для многих учащихся. Выпускники, выполняющие это задание, должны, во-первых, проанализировав предложенный текст, выявить авторскую позицию, во-вторых, корректно и доказательно выразить собственное отношение к прочитанному.

Как я готовлю ребят к ЕГЭ по русскому языку, в частности к заданию С? У меня накоплен небольшой опыт в этом плане. А начиналось всё так. Подбирала методическую литературу, искала материалы, интуитивно нащупывала пути подготовки детей к выполнению задания С. В итоге пришла к своей методике поэтапной подготовки учащихся к написанию сочинения- рассуждения с помощью клише.

Л.В. Щерба отмечал, что “...наш литературный язык часто заставляет нас отливать наши мысли в формы, им заранее заготовленные, ... он иногда шаблонизирует нашу мысль”

В словарях и в работах лингвистов находим, например, следующие определения клише:

  1. Клише — стереотипное выражение, механически воспроизводимое в типичных речевых контекстах и ситуациях; шаблонная речевая фраза, выражение (напр., Вопрос ждет своего решения) (БЭС).
  2. Клише — речевые стереотипы, готовые обороты, используемые в качестве легко воспроизводимых в определенных условиях и контекстах стандартов (Розенталь, Теленкова).
  3. Клише мы назовем всякую готовую речевую формулу, критерием для выделения которой служит регулярность ее появления в определенных, повторяющихся речевых ситуациях. Наличие таких речевых формул нормально, необходимо и позволяет поставлять относительно общезначимую и общепонятную информацию.

Ещё раз повторюсь, задание С вызывает естественную тревогу учителей-словесников, которые ответственно относятся к дальнейшей судьбе своих учеников (сильных, средних и слабых). Предлагаю 3 шага подготовки (в сжатые сроки) уч-ся к написанию сочинения – рассуждения. Схема, предлагаемая вам, используется на первом этапе подготовки уч-ся к написанию сочинения-рассуждения. Если для сильного и среднего ученика данная схема – точка отправления, то для слабого - спасательный круг.

ШАГ 1

Необходимо всем уч-ся запомнить (зрительно сфотографировать) основные позиции сочинения-рассуждения.

Основные позиции сочинения - рассуждения

  1. Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленную автором текста.
  2. Сформулируйте позицию автора.
  3. С чем вы согласны ? Почему ? (доказательство из художественной литературы или жизненный опыт)
  4. С чем не согласны ? Почему ?
  5. Какие художественные средства использует автор ? (Для чего ?)
  6. Вывод (+ вспомнить стихотворение, крылатое выражение или фразу)

ШАГ 2

Внимательно изучить примерную схему сочинения – рассуждения. Написать несколько пробных сочинений по текстам, взятых из сборников подготовки к ЕГЭ. (См. ниже – Примерная схема сочинения-рассуждения)

ШАГ 3

Объём сочинения – не менее 150 слов. Некоторых учащихся эта цифра пугает. Но не будем паниковать и призовём на помощь математику.

Сочинение состоит из 3 основных частей.

Предположим, количество слов в предложениях у нас будет около 10 ед. На вступительную и заключительную часть отводим по 3 предложения. Для основной части остаётся 90 слов (150-160). В среднем , это 9-10 предложений.

1часть- 3*10=30слов

2часть- 9* 10=90 слов

3 часть- 3*10 =30слов

Примерная схема сочинения-рассуждения

1.Вступление.

1.

2.

3.

__________________... (именительная часть)

Наверно, каждый из нас когда-то ____________

Прочитав текст (Ф.И.автора текста), я _______________о том, что____________________ ____________________________________________.

Милосердие…

Задумывался; размышлял;наблюдал...

Представил; подумал ; вспомнил…

2.Основная часть.

4.

 

5.

 

6.

7.

8.

9.

10

11

12

Содержание текста сразу ____________________

своей______________________________________

Тема _____________________________________,

поднятая в тексте (Ф.И. автора) , не может оставить равнодушным ни одного человека.

Автора ( тревожит, волнует, восхищает, ) ______

По мнению автора (Ф.И. писателя) ____________

С утверждением ( автора, писателя…) о том , что “_____________”, я полностью согласна .

_______________________________________.

А вот с мыслью о том, что ____________________

можно и не согласиться.

____________________________________________

Для ________________________________________

автор использует метафоры “_____”, “_____”,

____________________________________________

Привлекает; заинтересовывает ; захватывает…

Образностью, красотой, злободневностью, проблемностью, необычностью суждения…

Милосердия; любви к родному краю; нравственности…

Волнует меня и ,я думаю, всех людей…

По тексту.

По тексту-проблема.

По тексту- цитата

Доказательства (примеры из художественных произведений, жизненный опыт)

Доказательства

Образности; выразительности ; большей убедительности…

эпитеты- “___”, “____”, “___”

риторические вопросы – “__”,

“___”, “___” и др художествен

средства выразительности

3.Заключение

13

14

15

В заключение следует сказать о том, что_____...

Я (думаю),что ______________________________

____________________________________________.

Отметить; подчеркнуть

Надеюсь; верю; мечтаю…

Риторический вопрос, афоризм и т.д.