Морфология

Разделы: Русский язык


Цели урока:

  • Знакомство учащихся с морфологией.
  • Закрепление и углубление лингвистических знаний учащихся.
  • Формирование орфографических и пунктуационных навыков.
  • Развитие связной речи учащихся.
  • Патриотическое воспитание учащихся.

Оборудование:

  • Компьютер.
  • Мультимедийный проектор.
  • Экран.
  • Презентация Mikrosoft Office Power Pojnt.

Ход урока

Учитель: Здравствуйте, ребята. Откройте тетради, запишите сегодняшнее число и приготовьтесь к беседе. Скажите, пожалуйста, изучением какой лингвистической науки мы занимались на протяжении многих уроков? (Лексики.) Что изучает эта наука? (Словарный состав языка, все слова в языке.)

Сегодня у нас на уроке новая тема, она тоже лингвистическая, называет раздел науки о языке. О ней поговорим немного позже, а пока предлагаю повторить науки о языке, которые вы знаете, и вспомнить, что они изучают. (Фонетика, орфография, орфоэпия, графика, морфология, синтаксис, пунктуация).

Учитель: Ребята, как называются слова, используемые в определённой области знаний, например, те, которые вы сейчас называли? (Термины). Давайте напишем небольшой терминологический диктант.

(Приложение. Слайд №1) Проверьте, как вы справились с работой. Возьмите ручку с цветным стержнем, исправьте допущенные ошибки, вынося их на поля тетради. Подсчитайте количество ошибок и поставьте себе оценку. (На доске запись: без ошибок – «5»; 1-2 ошибки – «4»; 3-4 ошибки – «3»; больше 4-х ошибок – «2»).

Будьте внимательны, чтобы ваши оценки подтвердились при моей проверке.

Учитель: А теперь, ребята, посмотрите на схему и назовите тему сегодняшнего урока. ( Приложение. Слайд №2, «Морфология»).

Что вы ещё увидели на слайде и можете озвучить?

Да, морфология и синтаксис – два раздела большой науки – грамматики, в которой изучаются изменения слов, соединения слов в словосочетания и предложения.

Запишите тему урока и посмотрите на следующий слайд. (Приложение. Слайд №3). Как можно его прокомментировать? Запишите в словарь.

Учитель: Продолжаем словарно-орфографическую работу. (Приложение. Слайд № 4). Сегодня мы добавляем в свой лексикон слово «патриотизм». Это слово греческого происхождения, состоит из двух корней. Сформулируйте лексическое значение слова. Что включает в себя понятие «патриотизм? (Любовь к Родине, преданность своему Отечеству, своему народу). Как называют человека, любящего свою Родину, живущего для её блага? (Патриот). Если человек совершает поступок, приносящий пользу Родине, каким мы назовём такой поступок? (Патриотическим). Запишите в словарь.

Учитель: Запишем предложение. (1ученик – на доске).

Историческое значение каждого русского великого человека измеряется его заслугами Родине, а его человеческое достоинство измеряется силою его патриотизма.

Ребята, на первый взгляд предложение кажется сложным для понимания. Но мы попробуем разобраться. Давайте я поясню первую часть предложения, а вы – вторую.

(Читается первая часть предложения). Я понимаю это так: значение великого человека в Истории (а Россия богата великими людьми), его место в Истории зависит от его заслуг перед Родиной. Согласны? (Читается вторая часть предложения). Как вы понимаете эту фразу?

(Человеческое достоинство каждого великого русского человека измеряется его любовью к своей стране, преданностью своему народу).

В этом предложении речь идёт о русском человеке. Но, думаю, чтобы любить свою Родину, землю, на которой ты живёшь, необязательно быть русским по национальности. Например, императрица Екатерина Вторая, которую называли Екатериной Великой, была немкой. Она называла Россию Вселенной и говорила, что она сама, если и великая, то только благодаря русскому народу.

Учитель: Вернемся к предложению. Эти замечательные слова сказал известный русский писатель, патриот, Н.Г.Чернышевский (фамилия писателя заранее записана на доске). Измените запись, чтобы получилось предложение с прямой речью. Составьте схему.

Пунктуационный разбор этого предложения. Схема, характеристика. Найдите в предложение слово, с которым мы познакомились сегодня. Разберите его по морфемам.

Учитель: Все слова в языке (в зависимости от признаков, которые мы будем изучать в дальнейшем) распределяются по классам. Эти классы слов называются частями речи. Давайте обозначим части речи в предложении.

Посмотрите на схему (Приложение. Слайд № 5) и прокомментируйте её. Какие части речи входят в группу служебных? Есть ли в предложении служебные части речи? (Есть, союз а). Какое различие существует между самостоятельными и служебными частями речи? (1.Самостоятельные части речи имеют лексическое значение, служебные не имеют его. 2.Самостоятельные части речи являются членами предложения, а служебные – нет).

Учитель: (Приложение. Слайд №6). Каждая часть речи имеет признаки, которые можно объединить в 3 группы:

  1. Общее грамматическое значение;
  2. Морфологические признаки;
  3. Синтаксические признаки.

Общее грамматическое значение части речи – это значение, одинаковое для всех слов одной и той же части речи.

Обратимся к учебнику – страница 276, № 863. (Обсуждение упражнения). Запишите это упражнение в качестве домашнего задания. По учебнику «Теория» - страницы 92-95. Дополнительное задание: выписать из произведений устного народного творчества 5 пословиц на патриотическую тему.

Учитель: Ребята, давайте подведём итог. С какой наукой мы сегодня познакомились поближе? В какую большую науку о языке входит морфология? Что изучает морфология? На какие группы делятся все части речи? Какие 3 признака имеет каждая часть речи? Хорошо, спасибо за работу. Оценки.