Коррекционно-развивающее занятие "Разноцветный мир"

Разделы: Внеклассная работа, Школьная психологическая служба


Цель: Создать условия, необходимые ребёнку для обеспечения развития, формирования основных психических новообразований, адаптации и интеграции в социуме.

Задачи:

  1. Повышение уровня групповой сплоченности, чувства принадлежности к группе.

  2. Развитие умения использовать невербальные способы взаимодействия при установлении контактов друг с другом, развитие социальной перцепции.

  3. Развитие моторики руки, концентрации внимания, координации движений, логики мышления.

  4. Развитие умения выражать свое эмоциональное состояние и доброжелательное отношение к сверстнику в игровой ситуации, развитие умения находить способы самовыражения.

  5. Освоение основных эталонов цветов.

Возраст: 8 -10 лет

Категория детей: дети с нарушениями интеллекта (нарушение познавательной деятельности); дети, с задержкой психического развития.

Материалы к занятию

  • Демонстрационный:

    • разноцветные объемные цветы (красного, желтого, синего и зелёного цветов);
    • пальчиковая кукла «Машенька»;
    • пустая рамка для портрета;
    • картинки к использованию стихотворения о маме;
    • изображение Майданской розы;
    • экран;
    • мультимедийная презентация «Разноцветный мир»
    • мультимедийная презентация «Подводный мир»;
    • мультимедийная презентация «Котята»;
    • мультимедийная презентация «Паучок»;
    • разноцветный парашют.
  • Раздаточный (по числу детей):

    • материалы для разучивания стихотворения (разноцветные картинки);
    • витражи – краски по стеклу;
    • тарелочки с трафаретами Майданской розы;
    • пазлы подводного мира;
  • Музыкальный:

    • звукозапись пальчиковых игр из серии «Музыкальные обучалочки»;
    • звукозапись фрагмента «Утро» Э. Грига;
    • «Вальс цветов» из балета «Щелкунчик» П. Чайковского.

Ход занятия

I. Вводная часть

Психолог предлагает детям совершить путешествие в разноцветный мир цветов и красок.

Весь мир наш создан из цветов
Есть синий, желтый цвет, есть красный
В нем красок множество тонов
Посмотрим мы! Как он прекрасен!

Демонстрируется презентация с элементами цветотерапии «Разноцветный мир».

II. Основная часть

Психолог включает тихую музыку для фонового прослушивания и говорит: «Сегодня, мы с вами вместе побываем в волшебном мире красок и цветов, и наше путешествие начнется с прекрасного цвета…»

Психолог берет объемные цветы красного цвета и высаживает своеобразную поляну на полу из этих цветов.

Красный цвет запомнят все!
Этот цвет, он очень яркий
Красный – помидоры, флаги
Красный – ягоды, морковь
Красный – мамина любовь!

1. Упражнение «Приветствие».

Психолог демонстрирует пальчиковую куклу, которую он взял сегодня на занятие и рассказывает детям сказку: «Жила-была девочка, она была совсем одинока и у неё никого не было в этом мире, ни мамы, ни папы, ни братьев, ни сестер…Ребята, вы знаете, у этой девочки даже не было имени…»

Психолог обращается к ребятам с вопросами:

- «Как вы думаете грустно или весело жить этой девочки?»

- «А бывает ли так, что у человека совсем никого нет?»

Ребятам предлагается всем вместе познакомиться с этой девочкой и придумать для неё имя.

Выслушиваются все мнения ребят, кукле дается имя.

Затем психолог предлагает познакомиться с куклой по очереди, передавая куклу их рук в руки. Ребята совместно с родителями передают куклу по кругу, надевая её на руку, и произносят своё имя.

2. Упражнение «Учим стих по картинке».

Ведущий обращает внимание ребят на то, что занятие проводится совместно с родителями и на занятии вместе с детьми присутствуют их мамы. Психолог дарит всем присутствующим стихотворение.

Ребятам и родителям рассказывается стих про маму и показываются соответствующие картинки:

Слова стихотворения

Показываемая картинка

Вам мама приносит игрушки, конфеты,

Но любите маму вы не за это.

Весёлые песни она напевает

Вам скучно вдвоем никогда не бывает.

Вы маме доверите все секреты,

Но любите маму вы не за это

А любите маму, скажу я вам прямо,

Ну просто за то, что она ваша мама!

«Игрушки», «Конфеты»

 

«Скрипичный ключ и ноты»

«Мама и ребёнок вдвоем»

«Ребёнок шепчет на ушко маме секрет»

 

 

«Мама ребёнком»

Всем ребятам раздаются комплекты картинок, после нескольких повторений, ребятам предлагается вместе с мамами проговорить стихотворение о маме.

3. Упражнение «Портрет».

Психолог демонстрирует ребятам и родителям пустую рамку для портрета, рассказывая о том, что в данном комплекте не хватает портрета человека.

Родителям и детям предлагается побывать в галерее портретов. Психолог предлагает участникам представить, что несколько лет назад каждый из родителей был отличным скульптором и художником, и они смогли нарисовать прекрасные портреты своих детей, которые сейчас присутствуют на занятии. Родителям предлагается вспомнить свои художественные способности и заново нарисовать своего ребёнка. Каждый ребёнок по кругу держит пустую рамку для портрета у своего лица, а родители своими руками, нежными и ласковыми движениями рисуют лицо своего ребёнка, проговаривая вслух ту часть лица, которую рисует родитель (глаза, нос, брови, губы, щеки и т.д.). Руки родителей – это кисть художника, как только портрет готов, мама или папа говорят, как же они назвали свой портрет.

После окончания упражнения психолог переходит к изучению следующего цвета – жёлтого.

Желтый – солнца луч искрится
Листья, осенью в саду
И лимон, тот, что кислится
Ярче цвета не найду
Желтый цвет –
Цвет доброты
Мы с вами сейчас
Нарисуем цветы.

4. Упражнение «Майданская роза».

Ребятам предлагается нарисовать красками по стеклу Майданскую розу.

Психолог рассказывает о Майданской розе, как о необычном цветке. Который похож на сказочный цветок и был придуман мастерами на юге Нижегородской области.

Этот цветок соединяет в себе четыре цвета (красный, желтый, синий и зеленый). Все цвета подобраны таким образом, что дополняют друг друга и усиливают цвета.

Ребятам демонстрируется нарисованный цветок Майданская роза и предлагается самим нарисовать его.

Всем раздается раздаточный материал (тарелочки, витражи).

После того как ребята закончат рисовать, всем присутствующим демонструются получившиеся росписи по тарелке и психолог переходит к демонстрации следующего цвета - зелёного.

Есть у нас зелёный цвет
Крокодил, лягушка, пальма
С зелёным мы не знаем бед
И он был выбран не случайно
Зелёный цвет – он цвет весёлый
Он настроенье повышает
И наши пальчики все хором
С зеленым вместе поиграют

5. Упражнение «Паучок».

Ребятам предлагается поиграть в пальчиковую игру совместно с родителями.

Слова игры

Выполняемые движения

Паучок ходил по ветке,

А за ним ходили детки.

 

Дождик с неба вдруг полил

 

 

Паучков на землю смыл.

 

Солнце стало пригревать

 

 

Паучок ползет опять.

А за ним ползут все детки,

Чтобы погулять на ветке.

«Паучок» бегает по предплечью, а затем по плечу другой руки.

 

Кисти свободно опущены, выполняются стряхивающие движения (дождик).

 

Хлопаем ладонями по коленям.

 

Ладони боковыми сторонами прижаты друг к другу, пальцы растопырены, поднимаем руки вверх.

Действия как в первом куплете.

 

 

«Паучки» ползают по голове.

6. Упражнение «Котята и щенок».

Слова игры

Выполняемые движения

 

 

Два котёночка сидят,

Три котеночка лежат.

 

К ним щеночек подбежал

 

«Гав» казал и всех прогнал.

 

Три котёночка сидят,

 

Два котёночка лежат.

К ним щеночек подбежал

 

«Гав» сказал и всех прогнал.

Правая рука котята (ладонь открыта, повернута вверх)

Большой и указательный палец сгибаем в фалангах

Прижимаем к ладони мизинец, безымянный и средний пальцы.

Левая рука – щеночек (повернута ребром к полу, пальцы сжаты, большой палец поднят вверх).

Прячем правую руку за спину.

 

Мизинец, безымянный и средний пальцы сгибаем в фалангах

Большой и указательный прижимаем к ладони.

Левая рука – щеночек (повернута ребром к полу, пальцы сжаты, большой палец поднят вверх).

Прячем правую руку за спину.

Данная игра проводится под музыку, вместе с ребятами пропеваются слова. Во время пропевки и выполнения движений руками на экране воспроизводится презентация с соответствующими слайдами, на которых появляются слова песенки и изображения котят и щенка. Игра способствует развитию моторики руки, внимания, памяти и мышления.

Ведущий переходит к следующему цвету – синему.

Синий цвет – морские волны
Синий мяч и василек (синий цветок)
Синий – водные просторы.
В подводный мир пойдем дружок!

Ребятам демонстрируется презентация «Подводный мир».

7. Упражнение «Собери подводный мир».

Ребятам раздаются пазлы с подводным миром, каждому из них достается по одной рыбки, для которой необходимо найти место на морском дне.

Ребятам дается время для собирания пазла.

III. Заключительная часть

Ведущий переходит к заключительной части занятия.

Перед ребятами демонстрируется разноцветная поляна их объемных цветов, которая собиралась на протяжении всего занятия.

Педагог предлагает вспомнить все цвета и краски, которые использовались на занятии, и закрепить основные четыре цвета в итоговой игре «Парашют».

Сегодня разноцветный мир
Цветов и красок нам открылся
Ну а сейчас, все вместе мы
Попробуем повеселиться

8. Упражнение «Парашют».

Психолог демонстрирует сшитый их разноцветных лоскутков парашют и объясняет правила игры. Все участники занятия и родители, и дети, и педагоги встают в общий круг и берутся за краешки парашюта. Разучиваются слова.

Раскрываем разноцветный
Парашют со всех сторон
Приготовились ребята (все мамы)
Всех сейчас укроет он.

На протяжении всей речёвки парашют раскачивается, после последней строчки все ребята или все мамы по очереди прячутся под парашютом и он накрывает их. Игра повторяется несколько раз. По окончанию игры для всех присутствующих на занятии показывается презентация «Милым мамам».