Урок окружающего мира на тему "Грибы — особое царство природы" (2-й класс)

Разделы: Начальная школа

Класс: 2


Цель:

  • Сформировать у школьников представление о грибах как особом царстве живой природы. Познакомить с видами грибов.
  • Развивать познавательную активность детей, умение работать с дополнительной литературой, умение выразительно и эмоционально передавать содержание поэтического текста.
  • Воспитывать бережное отношение к природе, формировать умение видеть красоту природы.

Тип урока: Комбинированный.

Оборудование:

  • Учебник “Окружающий мир” 2 класс(1 – 4).
  • Картины, фотографии грибов
  • Тесты.
  • Слайды.
  • Таблицы для групповой работы.

План урока:

  1. Организационный момент.
  2. Повторение пройденного материала.
  3. Определение темы урока. Постановка цели.
  4. Изучение нового материала.
  5. Физкультурно-литературная пауза.
  6. Закрепление знаний
  7. Подведение итогов
  8. Домашнее задание.

Приложение 1, Приложение 2,
Приложение 3, Приложение 4

Ход урока

1. Организационный момент

(Слайд 1. См. Приложение 5)

Учитель:

Лес. Точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Весёлой, пёстрою стеной
Стоит над светлою поляной.
                                (И. Бунин)

2. Повторение пройденного материала

– Куда мы с вами ребята отправимся? На природу, в лес и на поляну. Что такое природа? Природа – это то, что нас окружает, но не создано руками человека. Какая бывает природа? (Живая и неживая.) (Схема)

Природа
Живая Неживая

– Какие признаки живого известны вам? Живое рождается, питается, растёт, имеет потомство и умирает.

Игра “Кто внимательный?”

(Слайд 2)

Цель: проверить качество знания живой и неживой природы.

Правила игры: учащиеся хлопают в ладоши, если речь идёт о живой (неживой) природе.

– Кто был внимателен, ответьте – о каком мире живой природы мы не вспомнили? О растениях.

И так, вы доказали, что… (Схема)

 

Природа
Живая
Растения
Неживая
Животные

– Что такое лес? Что вы о нём знаете? (Слайд 3)

Лес – это природное сообщество. Растения в нём располагаются ярусами. Их может быть несколько:

1 ярус – высокие деревья,
2 ярус – деревья пониже,
3 ярус – кустарники,
4 ярус – травы,
5 ярус – мхи, грибы.

3. Определение темы урока. Постановка цели

– Сегодня, во время нашей лесной прогулки мы обратим особое внимание на нижние ярусы леса. Что там находится?

Землю пробуравил, корешок оставил.
Сам на свет явился, шапочкой прикрылся.

Это гриб. Речь пойдёт о грибах.

– Что вам хотелось узнать о грибах нового?

1. Виды грибов.
2. Их мир жизни.

4. Изучение нового материала

– Итак, сегодня мы вспомним всё, что нам известно о грибах, и узнаете много нового. Кто из вас когда-нибудь собирал грибы?

Раз вы такие опытные грибники, скажите, какие грибы вам известны? Опята, сыроежки, подберёзовики.

– Как вы думаете, грибы – это живая или неживая природа? Живая.

– Почему? Грибы появляются, растут, умирают…

– А к какому миру живой природы можно отнести грибы? К миру растений.

– Почему? Они растут на земле.

– Какие части растений вам известны? Корень, ветки листья, плоды.

– Всё это есть у грибов? У грибов нет всего этого. А ещё мы знаем, что растения сами создают нужные для своего роста вещества. Это органические вещества. А грибы так не “умеют”.

– В таком случае, можно ли с уверенностью отнести грибы к миру растений? Нет.

– А к миру животных? Нет.

– Так что же это такое – грибы? Наверное, это особенный мир природы: ни растения, ни животные.

– Совершенно верно. Грибы – это особое царство живой природы, которое не относится ни к миру растений, ни к миру животных. (Схема дополняется.)

(Слайды грибов 4).

– Какая часть гриба упоминалась в стихотворении? Шляпка.

Поэтому все грибы которые вы знаете, называются – ….? Шляпочными.

(Схема дополняется).

Рассмотрите внимательно рисунок, что вы можете сказать о внешнем строении гриба? Состоит из ножки и шляпки.

Сообщение учащегося: В шляпке созревают грибные споры, которые разносятся ветром, попадают на землю и прорастают, образуют новые грибы. По ножке к шапке продвигаются питательные вещества, которые гриб берёт из почвы. А вместе ножка и шапка имеют название плодовое тело.

– А теперь давайте посмотрим на подземную часть гриба. Из чего она состоит? На что похожа? Похожа на паутину, как – будто состоит из запутанных нитей.

– Это грибница.

– Итак, из каких частей состоит гриб? Надземная часть – ножка и шляпка, подземная часть – грибница.

– Как нужно правильно собирать грибы? (Групповая работа – соотнеси.)

Способ сбора грибов Что произойдёт
1. Мы будем рвать, тянуть гриб из земли. Мы повредим грибницу, и на этом месте гриб не вырастет. Это очень плохо, так собирать нельзя.
2. Грибы надо не рвать, а аккуратно срезать ножом. Грибница остаётся неповреждённой, но может высохнуть и загнить.
3. Гриб не срезается, а выкручивается из земли. Грибница не повреждается, плодовое тело не остаётся в земле.

– А сейчас я вам покажу грибы, которые вы видели много раз. Но никто не догадался, что это грибы. (Слайд 5)

– Что это? Плесень.

– А я называю плесень грибами. Если рассмотреть плесень под микроскопом, то видно, что она имеет такое же строение, как шляпочные грибы.

– Из каких частей состоит плесень? Из плодового тела и грибницы.

– Можно её назвать грибом? Да.

– А чего нет у плесени? Шляпки.

– Можно в таком случае её назвать шляпочным грибом? Нет.

– А как бы вы назвали этот шляпочный гриб? Этот вид грибов называется “плесневые”.

(Схема добавляется.)

– Какое значение имеют грибы в природе? Они питают деревья (грибница), служат кормам для животных и людей.

– А все ли грибы можно использовать в пищу? Нет, среди грибов бывают съедобные и несъедобные – ядовитые, которыми человек может отравиться.

– Но некоторые грибы для животных являются лекарством, например, лоси могут лечиться мухоморами.

(Схема приобретает вид.):

– А плесневые грибы приносят какую-нибудь пользу человеку?

Из плесневых грибов изготавливают лекарства, которыми мы лечимся.

Слышали такое слово “антибиотик”? А “пенициллин”? Это лекарство как раз изготавливают из плесневых грибов.

Оказывается как много можно узнать о самых обыкновенных грибах, а наука, посвящённая их изучению называется “МИКОЛОГИЯ”.

(Слайд 6)

МИКОЛОГИЯ
Микос – гриб Логос – наука
Наука о грибах.

5. Физкультурная минутка

(Инсценировка стихотворения В Приходько “Грибы”).

Ведущий:

Шел король Боровик,
Через лес – напрямик.
Он грозил кулаком
И стучал каблуком.
Был король Боровик
Не в духе: короля покусали Мухи.
На краю зелёной поляны
Приказал он бить в барабаны,
И грибную страну
Собираться на войну!

Король Боровик:

Бом! Бом! Бом
Всем, всем грибам!
Я – объявляю Мухам
Ужасную войну.
Они жужжат над ухом
Как только я усну.
Вперёд шагайте смело,
Намните им бока –
Хорошенькое дело
Кусать Боровика!
Сломите их ребята,
Согните их в дугу!
А я, вам если надо
И орден дать могу.

Ведущая:

На войну идти – не пустяк,
И грибы отвечали так…

Маслёнок:

Я маслёнок маленький,
Маслёнок – немыслёнок.
Дитя не виновато,
Что в битву рановато.

Сморчок:

Сморчки весною в силе:
– Что же раньше не просили?
Допел я боевую,
Пора на боковую.

Чернушка:

На что годна чернушка?
Ведь я уже старушка.
Пошла бы на засолку,
Да тоже мало толку.

Лисички:

Лисички – не волки,
Мы не выносим драки
И в бой идти не станем.

Грузди:

Медлительные грузди
Для битвы слишком грузны.
В атаку по врагу
Не сделаем ни шагу.

Рыжик:

А я весёлый Рыжик
Я Мухи не обижу
Уволь меня, уволь
Покусанный король.

Шампиньоны:

Надеть себе погоны
Не смогут Шампиньоны,
Оставьте нас в покое –
Вот если бы в жаркое!

Ведущая:

Вдруг из пущи,
Из гущи бора
Слышен марш –
Идут Мухоморы!

Мухоморы:

Мы с оружием нашим дружим
Всё видали на веку
Мы послужим, мы послужим
Королю Боровику.
В бой пойдём, все пойдём
Победим или падём.

Ведущая:

Когда верхушки бора
Позолотил восход,
Волки – Мухоморы
Отправились в поход.
Лишь луки взяли в руки,
Лишь залпы раздались
И Мух 4 штуки
Немедленно сдались
А 5 уныло
Жужжала над ветлой:

Муха:

Меня уже убило
Отравленной стрелой.

Ведущая:

И весть пошла по бору,
Во все его концы:
Король им выдал орден,
Он их любил с тех пор.
Но знайте, что не годен,
Что всё равно не годен –
Не годен, нет не годен
В корзинке Мухомор!

6. Закрепление знаний

Заполнение тестовой таблицы.

7. Подведение итогов

– Итак, наше путешествие по лесу и полянам подошло к концу. Какой это был ярус природы? Ярус мхов и грибов.

– О каких видах грибов вы узнали? Шляпочные и плесневые.

– Перечисли их особенности. Шляпочные бывают – съедобные, несъедобные, ядовитые. Они необходимы как людям, так и животным. Плесневые грибы человек использует в медицине.

8. Домашнее задание

– Наша прогулка не прошла для вас даром. Во время неё вы узнали много нового, но чтобы стать почти настоящими микологами, прочитайте дома материал по учебнику и нарисуйте гриб (Плодовое тело и грибницу.)