Активизация познавательных интересов младших школьников

Разделы: Начальная школа


Все другое в школе становится реальным и достижимым лишь тогда, когда человеку хочется учиться,
когда в учении – в том, что он ходит в школу, читает, пишет, познает, - он чувствует радость и обретает человеческую гордость.

В.А. Сухомлинский

Село – одно из главных звеньев выживания человечества в современных условиях. Сельский житель с раннего утра до поздней ночи трудится, не покладая рук, чтобы выжить. Практически у него не остается свободного времени, чтобы уделить должное внимание своему ребенку. Поэтому сама жизнь от нас требует, чтобы мы помогли ребенку в полной мере проявить свои способности, развить инициативу, самостоятельность, творческий потенциал.

Мой долг – убедить учащихся в важности предмета для изучения, его полезности, в изяществе и красоте того вопроса, который будет рассматриваться на занятии.

Младший школьный возраст – это благоприятный период для умственного развития учащихся, усвоения ими научных знаний, способов учебной деятельности. Я стремлюсь создать благоприятные условия для развития детей этого возраста, опираясь на природу ребенка, его стремления и потребности.

Только стимулируя познавательную деятельность самих ребят и повышая их собственные усилия в овладении знаниями на всех этапах обучения, можно добиться развития познавательного интереса.

В обучении надо активно работать над развитием всех учащихся, как сильных по успеваемости, так и слабых.

Использование рассмотренных приемов в учебном процессе способствует развитию познавательного интереса, углублению знаний учащихся.

Педагогическая теория приобретает действенную силу только тогда, когда она воплощается в педагогическое мастерство учителя и стимулирует это мастерство. Поэтому система методических средств и приемов активизации познавательной активности школьников нуждается в практическом освоении.

Современное состояние общественного развития характеризуется постоянным увеличением информации, что предъявляет повышенные требования в динамике образования. Проблема активизации процесса обучения была и остается важной. Он предполагает совершенствование методов и организационных форм учебной работы, обеспечивающих активную и самостоятельную теоретическую и практическую деятельность школьников. Необходимость активизации познавательной деятельности диктуется возросшими требованиями к воспитанию и образованию, которые предъявляются современным этапом развития демократической России. В настоящее время проблема активизации познавательной деятельности находит свое решение в практике лучших учителей. Создание средств обучения находится в тесной связи с развитием техники, науки, уровнем педагогической и психологической мысли, передовым педагогическим опытом. Данный аспект является главным в развитии личности ученика, так как достаточная подготовленность к познавательной деятельности снимает психологические нагрузки в учении, предупреждает неуспеваемость, сохраняет здоровье.

Важнейшим фактором в развитии познавательной деятельности является создание действенных и эффективных условий для развития познавательных способностей детей, их интеллекта и творческого начала, расширения кругозора. Познавательная активность в современном понимании определяется как деятельное состояние ученика, которая характеризуется стремлением к учению, умственному напряжению и проявлению волевых усилий в процессе овладения знаниями. В педагогике выделяется три уровня активизации – воспроизводящая, интерпретирующая и творческая, а также используется два понятия активности: активность, как состояние, связанное с реализацией какого – то действия или момента общения и активность как свойство личности, связанное с социальными задачами.

Д. Н. Богоявленский и Н. Я. Менчинская отмечают, что цель воспитания активности личности – это формирование способности к саморегуляции (ученик приобретает самостоятельность в добывании новых знаний, осуществляя внутренний контроль над выученным). Это положение приобретает особую значимость в современных условиях и осознается на государственном уровне.

Однажды известного физика Альберта Эйнштейна спросили: “Как делаются открытия?” Эйнштейн ответил: “А так: все знают, что этого нельзя. И вдруг появляется такой человек, который не знает, что этого нельзя. Он и делает открытие. Конечно, это была лишь шутка. Но все же, вероятно, Эйнштейн вкладывал в нее глубокий смысл. Может быть, он намекал в том числе и на собственное открытие более правильной и точной картины мироздания, изложенное им в знаменитой теории относительности. В настоящее время исследования ученых убедительно показали, что возможности людей, которых обычно называют талантливыми, гениальными – не аномалия, а норма. Задача заключается лишь в том, чтобы раскрепостить мышление человека, повысить коэффициент его полезного действия, наконец, использовать те богатейшие возможности, которые дала ему природа, и о существовании которых многие подчас и не подозревают. Поэтому особо остро в последние годы стал вопрос о формировании общих приемов познавательной активности.

Природой в ребенке заложены любопытство, любознательность, способность удивляться. Если понимать учение широко, как процесс накопления знаний и опыта, объективно являющийся необходимой составляющей жизни человека, то можно сказать, что все дети хотят учиться. В.А. Сухомлинский писал: “В самом понятии “любознательность” таится глубокий смысл: это растущая, никогда не угасающая, а наоборот, все время усиливающаяся потребность знать и стремление узнать, объяснить”.

Познавательный интерес – избирательная направленность личности на предметы и явления окружающие действительность. Эта направленность характеризуется постоянным стремлением к познанию, к новым более полным и глубоким знаниям. Систематически укрепляясь и развиваясь, познавательный интерес становится основой положительного отношения к учению. Познавательный интерес носит поисковый характер. Под его влиянием у человека постоянно возникают вопросы, ответы на которые он сам постоянно и активно ищет. При этом поисковая деятельность школьника совершается с увлечением, он испытывает эмоциональный подъем, радость от удачи. Познавательный интерес не только положительно влияет на процесс и результат деятельности, но и на протекание психических процессов - мышления, воображения, памяти, внимания, которые под влиянием познавательного интереса приобретают особую активность и направленность.

Познавательный интерес – это один из важнейших для нас мотивов учения младших школьников. Его действие очень сильно. Под влиянием познавательного интереса даже у слабых учеников учебная работа протекает более продуктивно. Познавательный интерес при правильной педагогической организации деятельности ученика и систематической целенаправленной воспитательной деятельности становится устойчивой чертой личности школьника и оказывает сильное влияние на его развитие.

Познавательный интерес выступает перед нами и как сильное средство обучения. Классическая педагогика прошлого утверждала – “Смертельный грех учителя – быть скучным”. Когда ребенок занимается из – под палки, он доставляет учителю массу хлопот и огорчений, когда же дети занимаются с охотой, то дело идет совсем по – другому. Активизация познавательной деятельности ученика без развития его познавательного интереса не только трудна, но и практически невозможна. Вот почему в процессе обучения необходимо систематически возбуждать, развивать и укреплять познавательный интерес учащихся и как важный мотив учения, и как стойкую черту личности, и как мощное средство воспитывающего обучения, повышения его качества.

Познавательный интерес направлен не только на процесс познания, но и на результат его, а это всегда связано со стремлением к цели, с реализацией её, преодолением трудностей, с волевым напряжением и усилием.

Познавательный интерес – не враг волевого усилия, а верный его союзник. В интерес включены, следовательно, и волевые процессы, способствующие организации, протеканию и завершению деятельности.

Таким образом, в познавательном интересе своеобразно взаимодействуют все важнейшие проявления личности. Не один раз я спрашивала у первоклассников, собирающихся в школу, хотят ли они учиться и как будут учиться. В ответ всегда слышала, что получать каждый из них намерен только пятерки. Мамы, бабушки, родственники, отправляя ребенка в школу тоже желают ему хорошей учебы и отличных оценок. Первое время сама позиция ученика, желание занять новое положение в обществе – важный мотив, который определяет готовность, желание учиться. Но такой мотив недолго сохраняет свою силу.

К сожалению, приходится наблюдать, что уже к середине учебного года у первоклассников гаснет радостное ожидание учебного дня, проходит первоначальная тяга к учению. Я не хочу, чтобы с первых лет обучения ребенок стал тяготиться школой, поэтому забочусь о пробуждении таких мотивов обучения, которые лежали бы не вне, а в самом процессе обучения. Иначе говоря, цель в том, чтобы ребенок учился потому, что ему хочется учиться, чтобы он испытывал удовольствие от самого учения.

Познавательный интерес, как и всякая черта личности и мотив деятельности школьника, развивается и формируется в деятельности, и прежде всего в учении.

Формирование познавательных интересов учащихся в обучении может происходить по двум основным каналам, с одной стороны само содержание учебных предметов содержит в себе эту возможность, а с другой - путем определенной организации познавательной деятельности учащихся.

Первое, что является предметом познавательного интереса для школьников – это новые знания о мире. Вот почему глубоко продуманной отбор содержания учебного материала, показ богатства, заключенного в научных знаниях, являются важнейшим звеном формирования интереса к учению.

Каковы же пути осуществления этой задачи?

Прежде всего, интерес возбуждает и подкрепляет такой учебный материал, который является для учащихся новым, неизвестным, поражает их воображение, заставляет удивляться. Удивление - сильный стимул познания, его первичный элемент. Удивляясь, человек как бы стремится заглянуть вперед. Он находится в состоянии ожидания чего – то нового.

Ученики испытывают удивление, когда узнают, что одна сова за год уничтожает тысячу мышей, которые за год способны истребить тонну зерна, и что сова живя в среднем 50 лет, сохраняет нам 50 тонн хлеба.

Но познавательный интерес к учебному материалу не может поддерживаться все время только яркими фактами, а его привлекательность невозможно сводить к удивляющему и поражающему воображение. Ещё К. Д. Ушинский писал о том, что предмет, для того чтобы стать интересным, должен быть лишь отчасти нов, а отчасти знаком. Новое и неожиданное всегда в учебном материале выступает на фоне уже известного и знакомого. Вот почему для поддержания познавательного интереса я учу младших школьников умению в знакомом видеть новое.

Такое преподавание приводит к осознанию того, что у обыденных, повторяющихся явлений окружающего мира множество удивительных сторон, о которых он сможет узнать на уроках. И то почему растения тянутся к свету, и о свойствах талого снега, и о том, что простое колесо, без которого сейчас не обходится ни один сложный механизм, является величайшим изобретением.

Все значительные явления жизни, ставшими обычными для ребенка в силу своей повторяемости, могут и должны приобрести для него в обучении неожиданно новое, полное смысла, совсем иное звучание. И это обязательно явится стимулом интереса ученика к познанию.

Именно поэтому перевожу младших школьников со ступени их чисто житейских, достаточно узких и бедных представлений о мире – на уровень научных понятий, обобщений, понимания закономерностей.

Интересу к познанию содействует также показ новейших достижений науки. Сейчас больше, чем когда – либо, необходимо расширять рамки программ, знакомить учеников с основными направлениями научных поисков, открытиями. Далеко не все в учебном материале может быть для учащихся интересно. И тогда выступает ещё один, не менее важный источник познавательного интереса – сам процесс деятельности. Чтобы возбудить желание учиться, развиваю потребность ученика заниматься познавательной деятельностью, а это значит, что в самом процессе ее школьник должен находить привлекательные стороны, чтобы сам процесс учения содержал в себе положительные заряды интереса.

Самостоятельное выполнение задания - самый надежный показатель качества знаний, умений и навыков младшего школьника. Как научить ученика работать самостоятельно? Для этого я использую подготовительные упражнения, карточки с дифференцированными заданиями, продумываю последовательность заданий, вариантность, комментирование заданий и наглядность.

Одним из средств воспитания познавательных интересов учащихся является использование таблиц, которые применяются на различных этапах урока и выполняют различные функции.

Так, справочные таблицы воспитывают устойчивый интерес к предмету, на них помещается материал, подлежащий отработке и запоминанию. Справочные таблицы обычно висят в классе продолжительное время. Ученик в любой момент может обратиться к ним и без участия учителя найти ответ на возникший у него вопрос.

Рабочие таблицы предназначены для опроса учащихся, для создания проблемной ситуации, их применение дает возможность выполнять большое количество упражнений, экономит время урока, воспитывает внимание учащихся, что позволяет мне управлять их познавательной деятельностью.

Для развития познавательных интересов важно усложнение познавательных задач.

Одним из средств формирования познавательного интереса является занимательность. Элементы занимательности, игра, все необычное, неожиданное вызывает у детей чувство удивления, живой интерес к процессу познания, помогает им усвоить любой учебный материал. Поэтому, обучая маленьких детей, стараюсь внести в образовательный процесс элемент игры и занимательности, чтобы облегчить восприятие и снять у них утомление.

Игра - одно из важнейших средств умственного и нравственного воспитания детей; это средство, снимающее неприятные или запретные для личности школьника переживания.

В процессе игры на уроке учащиеся незаметно для себя выполняют различные упражнения, где им приходится сравнивать множества, выполнять арифметические действия, решать задачи, вспоминать орфограммы и др. Игра ставит ученика в условия поиска, пробуждает интерес к победе, а отсюда - стремление быть быстрым, собранным, ловким, находчивым, уметь четко выполнять задания, соблюдать правила игры.

Для младшего школьного возраста учение – новое и непривычное дело. Поэтому при знакомстве со школьной жизнью игра способствует снятию барьера между “внешним миром знания” и психикой ребенка. Игровое действие позволяет осваивать то, что заранее вызывает у младшего школьника страх неизвестности, постоянное внушение уважение к премудростям школьной жизни, что мешает свободному освоению знаний.

Не приучаю детей к тому, чтобы на каждом уроке они ждали новых игр или сказочных героев. Необходим последовательный переход от уроков насыщенных игровыми ситуациями, к урокам, где игра является поощрением за работу на уроке или используется для активизации внимания. Даже слабо развитые, робкие и застенчивые дети охотно включаются в игры. При этом я всегда четко представляю какую дидактическую нагрузку несет содержание той или иной игры, и постепенно совершенствую эту дидактическую основу. В ситуации веселой, увлекательной дидактической игры дети более успешно усваивают знания, чем в процессе учебных занятий. Разумеется, не допускаю, чтобы обучение превращалось в сплошную игру. Когда ученики становятся старше, то они понимают, что учение не игра, а труд, и труд серьезный т ответственный, хотя по – прежнему радостный и увлекательный.

К активным методам обучения отношу работу над загадками. Использую загадки как на уроках, так и во внеурочное время. Загадки – “секрет”, удивительная игра, соревнование на смекалку. Она обладает большими возможностями для наблюдения за окружающим миром, учит воспринимать жизнь многогранно, помогают совершенствовать речь, тренируют внимание и память, развивают любознательность. Дети хорошо знают загадки и очень их любят, могут составлять их сами. Загадки использую на разных этапах урока: при знакомстве с новым словарным словом, при написании орфограмм, для активизации внимания и постановке проблемного вопроса: Например, о чем? (о ком?) будет сегодня читать рассказ, вы узнаете, отгадав загадку:

Лесом катится клубок,
У него колючий бок.
Он охотится ночами
За жуками и мышами.

Дети любят загадки, небылицы и всякую словесную игру. Слова для них – предмет игры, а через игру ребенок узнает язык и его законы. В свои уроки включаю различные игры на превращения слов. Они помогают мне у учеников развивать орфографическую зоркость, позволяют предупредить некоторые ошибки, повторить и закрепить правила грамматики, развивают речь. Положительная эмоциональная атмосфера в классе способствует активному творческому поиску детей, возбуждает их интерес к знаниям.

Загадки расширяют кругозор учащихся, развивают любознательность и пытливость, тренирует память, внимание, мышление.

Решение задач на экологическую тему развивает у учащихся интерес к природе, воспитывает пытливых, любознательных людей, понимающих, что человек – это тоже часть природы и что от природы зависит здоровье человека.

Для активных методов обучения особое место занимают формы организации образовательного процесса – нестандартные уроки: урок – сказка, игра, путешествие, сценарий, викторина, уроки – смотры знаний.

Регулярное использование на уроках системы специальных задач и заданий, направленных на развитие познавательных способностей, развивает кругозор младших школьников, позволяет детям более уверенно ориентироваться в простейших закономерностях окружающей их действительности и активнее использовать математические знания в повседневной жизни.

Чтобы ребенок учился в полную силу своих способностей, стараюсь вызвать у него желание к учебе, к знаниям, помочь ребенку поверить в себя, в свои способности, вырастить самоценную личность, развивать склонности и таланты, расширять возможности каждого.

Единство обучения и воспитания на уроках нашло свое применение и развитие во внеклассной работе. Активизируют познавательный интерес кружки, экскурсии, КВНы, викторины, интеллектуальные игры, предметные недели и другие формы внеклассной работы.

Главное значение различных видов внеклассной работы состоит в том, что она помогает усилить интерес учащихся к предмету, содействует развитию их способностей. Сегодня педагогический подход к воспитательной работе требует от учителя творческого подхода. По сравнению с уроками, имеющую большую воспитательную направленность, внеклассная работа - огромное поле деятельности для развития личностных качеств ребенка.

Внеклассная работа позволяет сочетать разные виды деятельности младшего школьника: учебную, трудовую, коммуникативную, игровую.

Внеклассные занятия организую так, чтобы в них были вовлечены все учащиеся класса или большинство из них, и чтобы каждый ученик, исходя из своих индивидуальных особенностей и интереса, мог работать на этих занятиях с увлечением.

При организации внеклассной работы для учащихся младших классов я стремлюсь к тому, чтобы каждое внеклассное мероприятие содержало некоторые элементы игры и соревнования. Это оживляет учебную деятельность, повышает интерес детей к занятиям, способствует лучшему пониманию материала. При этом, чем меньше по возрасту дети, тем больше элементов игры ввожу в занятия. Всякая игра, предложенная на занятиях, не может быть самоцелью. Она должна обязательно нести смысловую нагрузку, т. е. всякая игра должна развивать мышление ученика, развивать его кругозор.

По содержанию внеклассное занятие должно быть связано с работой на уроке, но здесь решаются задачи повышенной трудности, задачи – смекалки, задачи – шутки, занимательные задачи, логические задачи, примеры, уравнения, для решения которых используются интересные приемы. Предлагаются задания на заполнение магических квадратов, разгадывание ребусов, шарад и т.д. Использую красочные плакаты, рисунки, ввожу сказочных героев, чтобы создать эмоциональный настрой детей. На занятиях сочетаю коллективную работу и индивидуальную.

Большое место отвожу на внеклассных занятиях работе с кроссвордами. При работе с кроссвордами учащиеся соревнуются больше с “самим собой”, т.е. соревнуются черты характера личности: работоспособность с ленью, охота с нежеланием что – то делать, любознательность с безразличием, умственное напряжение и усидчивость с расслаблением и т.д. Для поддержания непрерывного интереса к этому виду игры применяю разнообразные формы кроссвордов, придумываю новые формы загадывания слов. Чем больше способов загадывания одного и того же слова, тем глубже и многосторонне знания, так как различные способы загадывания взаимно дополняют представления о данном понятии.

При решении кроссворда дети убеждаются, что освоение словарного запаса, терминологии и умение грамотно писать слова – необходимое условие для верного выполнения задания. Составление кроссвордов самими учащимися дает не менее важный дидактический эффект, чем решение кроссвордов. Для этого учащиеся систематизируют свой словарный запас, группируют слова по количеству букв и пр. Незаметно для себя ученики уточняют правописание различных терминов. Затем кроссворды создаются на черновике, при этом работают логика и сообразительность ребенка. А если он до конца не смог “собрать” кроссворд, то ему придется “разобрать” данную конструкцию и “собрать” её заново. В процессе этой работы развивается логика мышления, усидчивость, стремление завершить начатое дело, упорство, целеустремленность. При составлении чернового варианта кроссворда учащимся приходится разнообразить рисунок и форму кроссворда, при этом развиваются творчество и фантазия при зарисовке сетки кроссворда, развиваются художественные и эстетические возможности. Часто эту работу выполняем на компьютере, при этом у ребят закрепляются знания и умения по информатике, умение работать с различными программами.

Внеклассные занятия приносят большую пользу и самому учителю. Старинная латинская пословица гласит: “Уча других, мы учимся сами”. Они заставляют учителя “рыться” в литературе и таким образом освежать, расширять, углублять свои познания, в результате повышается качество классной работы. Такие занятия вызывают интерес у учащихся, их творческую активность, желание выполнять задания, требующие напряженной мыслительной деятельности.

Учитывая все вышесказанное, я провожу такие внеклассные мероприятия, как:

  • предметные олимпиады;
  • предметные недели;
  • интеллектуальные игры;
  • викторины;
  • КВНы;
  • Утренники;
  • Конкурсы;
  • Турниры

Вышеназванные формы – это далеко не единственные способы организации внеклассной работы с младшими школьниками, тем более, что процесс разработки новых форм продолжается и сегодня.