Урок по общей психологии "Восприятие"

Разделы: Школьная психологическая служба


Цель: студенты должны иметь представления о психическом процессе "восприятие"; уметь применять полученные знания; знать: виды, свойства восприятие и его особенности; расширении знаний по разделу "Самопознание"

(На протяжение урока используются материалы презентации. См. приложение 2)

1 слайд (Используйте музыку предложенного файла (Приложение 1) или любую инструментальную, релаксационную музыку)

- Закройте глаза и вспомните сегодняшнее утро, когда вы впервые переступили порог дома. Что первое вы увидели, услышали, или почувствовали? (идет фронтальный опрос, делятся впечатлениями. Например: увидел снег, почувствовал холодный воздух, услышал лай собаки)

- Все что вы сейчас перечислили - это и есть ваш способ восприятия мира. И мы подошли к теме нашего урока "Восприятие" 2 слайд.

Тему записываем в тетрадь

3 слайд

(идет опрос):

Что? Какой вопрос мы можем задать.

Из названия темы мы можем сформулировать вопрос: Что такое восприятие, и какие виды восприятия существуют?

Где (какой вопрос здесь напрашивается):.. находятся анализаторы восприятия у человека и как они работают?

Когда человеку необходимы знания о восприятии?

- И так мы сформулировали цель нашего урока. Давайте к концу урока попробуем ответить на вопросы: Что? Где? Когда?

- В начале урока вы проговорили, как вы восприняли утро. Что же такое восприятие? Увидев, услышав или почувствовав, этот объект или явление отразили в своих органах восприятия в целом. Например, мы почувствовали запах апельсина и представили в целом апельсин, даже если его не видели. В результате воздействия определенных предметов и явлений (Собака, солнышко, холодный воздух, лай, сигнал машины) на наши органы чувства формируется предметность восприятия, а каждая часть, входящая в образ восприятия, приобретает значение, лишь при соотнесении ее с целым. Это говорит о целостности восприятия.

Итак: Попробуйте сами сформулировать, что такое восприятие.

4 слайд

Восприятие - это отражение предметов и явлений в целом при их непосредственном воздействии (записываем в тетрадь)

Поэт Леонид Мартынов так написал о чувствах:

Тоньше и тоньше становятся чувства,
Их уж не пять, а шесть,
Но человек уж не хочет иного-
Лучше того, что есть.
Знать о причинах, которые скрыты,
Тайные ведать пути,-
Этому чувству-шестому на смену,
Чувство седьмое расти!

- Чтобы быть в гармонии с миром человек использует все виды восприятия. А какие вы знаете? (зрение, слух, ощущение, обоняние, осязание, и возможно подсознание - ясновидение и т.д.) но у каждого из нас есть ведущий тип восприятия и вы его проговорили - кто-то услышал, кто-то почувствовал, а кто-то увидел.

То есть мы выделили основные виды восприятия:

5 слайд

Аудиалный (слуховой), визуальный (зрительный), кинестетический

(ощущения).

Из названия видов восприятия выделите, где находятся основные анализаторы, то есть, с помощью чего мы воспринимаем.

(Глаз, ухо, руки)

- А как же это происходит?

6 слайд

-Мы что-то увидели. Анализаторы глаза, которые состоят из рецепторов, получают раздражение. В нервных клетках возникает возбуждение, которое передается в соответствующие участки мозга и этот физиологический процесс превращается в психический и человек воспринимает тот или иное явление.

Понятно?

7 слайд

Давайте проверим, как вы это поняли. Расставьте в правильной последовательности, то есть, поставьте в нужном порядке, как происходит процесс восприятия.

Перед вами на экране и на раздаточных листах - задание.

Расставьте в правильной последовательности
1.Раздражение в нервных клетках  
2. Сигналы в участках мозга  
3. Анализаторы  
4. Воздействие  
5. Рецепторы  
6. Возбуждение в мозге  
7. Восприятие  

-Проверяем, показываю правильное решение. 8 слайд

- А как можно узнать какой ведущий тип восприятия у человека без диагностики?

-По его речи, тем словам и оборотам, которые он использует и по его действиям. Попробуйте сами их произнести.

9 слайд

Зрители: Используют следующие выражения - смотри сюда, посмотри на меня, я вижу, я гляжу, наблюдаю, замечаю, взгляни и т.д.речевым

10 слайд

Слушатели: послушай, услышишь, прислушайся, расслышишь, вслушайся, заслушаешься и т.д.

11 слайд

Ощущение: чувствую, ощущаю, сентиментальный, чувствительный, расчувствовался, описание ощущений - твердо, мягко, легкий, жесткий и т. д.

- А какой деятельностью предпочитают заниматься люди с разными видами восприятия?

Зрители: смотрят телевизор, газеты, журналы. Воспринимают информацию - лучше в письменном виде, или когда сами самим напишут (например, конспект)

Слушатели: послушать радио, поговорить по телефону. Воспринимают информацию лекции, личное разъяснение, прослушивание информации.

Ощущение: потрогать что-либо, создать самому. Воспринимают информацию - через схемы, алгоритмы действия, когда сами создают что-либо.

- То есть мы выяснили, что можем по поведению, речи человека, выяснить какой у него ведущий тип восприятия. А зачем нам это надо знать?

(Идет обсуждение)

- Из полученной информации о себе можно выделить информацию как продуктивнее готовиться к экзаменам(зрители - написать конспект, слушатели - записать лекцию на магнитофон и затем прослушать, кинестетик - составить схему или алгоритм ответа)

- В быту - бесконфликтное общение. Например, мама-зритель будет приятно удивлена порядку на вашем столе, папа - кинестетик обрадуется помощи в ремонте, а подружка- слушатель с удовольствием поболтает с вами по телефону.

- А в вашей будущей профессии это может пригодиться?

(Идет обсуждение). Будущие менеджеры по туризму клиентам-слушателям подробно расскажут о путешествии, зрителям покажут буклеты с фотографиями, а кинестетикам дадут подержать в руках сувениры из разных стран. Так ваши клиенты лучше воспримут информацию.

И так. Мы выяснили:

12 слайд

Что такое восприятие (повторяем) это отражение предметов и явлений в целом при их непосредственном воздействии.

Где находятся анализаторы восприятия? (глаза, уши, руки)

Когда человеку могут пригодиться эти знания? (бесконфликтное общение, при подготовке к экзаменам, в будущей профессии)

- Одна из самых острых жизненных потребностей человека - потребность в нормальном потоке ощущений, которые буквально питают мозг человека. И чем ярче у вас восприятие, тем ярче и красочнее у вас жизнь. Присоединяюсь к стихам поэта Солоухина.

Пусть будет все. И горечь тоже.
Приемлю мед, приемлю соль.
От одного меня, о боже,
По милосердию, уволь:
Когда ни вьюги и не меда,
Когда ни ночи и не дня,
Когда ни вкуса и не цвета,
Когда ни льда и не огня!

Желаю и вам яркого насыщенного восприятия жизни!

А чтобы закончить наш урок и подвести итоги предлагаю обраться к японской поэзии.

13 слайд

У японцев есть определенный стиль поэзии, который называется СИНКВЕЙН. Смысл этой поэзии - подведение итогов восприятия чего-либо. Предлагаю, и вам подвести итог урока в стиле синквейн. Стих состоит из 5 строк.

Первая - Название темы - состоит из 1 существительного.

Вторая - Описание темы - 2 прилагательных.

Третья - Описание темы в рамках этой темы - 3 глагола.

Четвертая - фраза или предложение, показывающая ваши чувства и подводящая итоги.

Пятая - позитивное слово, которое ставит точку.

Варианты: 1-восприятие, ощущение, зрители, слушатели, анализаторы

2-проницателное, созерцательное, оглушительное, ощущаемое,

3- вспоминали, представляли, обобщали, сочиняли, рассуждали

4- узнали много нового

5- отлично!

Приложение.