Интегрированные уроки по русскому языку (русский язык + литература)

Разделы: Русский язык


Представленный урок «Меткие, озаряющие слова… (Роль причастий и деепричастий в текстах художественного стиля.)» интегрированный, по программе М.М. Разумовской, 6 класс.

Задача данного урока – расширить представление обучающихся о номинативной коммуникативной и эмоционально-выразительной роли форм глагола в устной и письменной речи, а также сформировать умение составлять связный текст на заданную тему с использованием определённых языковых форм, при этом предупреждая речевые ошибки в употреблении причастий и деепричастий.

Для реализации данных задач была выбрана форма урока – заседание лингвистической лаборатории – и методы – практические (лабораторная работа, комментированные, учебные и письменные упражнения) и частично-поисковые. Форма обучения коллективная и индивидуальная.

Работа на уроке проходила в несколько этапов.

На этапе подготовки к активному и сознательному восприятию материала обучающиеся, анализируя формулировку темы и эпиграф к уроку, определяют цели урока – расширить представления о выразительной, эмоциональной роли причастий и деепричастий в нашей речи.

Далее в ходе лингвистического эксперимента (работа с отрывком из поэмы Н.В.Гоголя «Мёртвые души») ребята приходят к выводу, что при помощи глагольных форм создаётся в тексте динамика, напряжённость действий, их последовательность. А высказывание А.С.Пушкина (упражнение № 397) является своеобразным «мостиком» к анализу художественных текстов – поэтических и прозаических – для определения функций причастия (они не только образно описывают предмет или явление, но и представляют его признак в динамике, в процессе становления, изменения, потому что причастие соединяет в себе энергию глагола и экспрессию прилагательного). Индивидуальные задания «Вырастить предложение» и «Лингвистическая задача» закрепляют информацию о роли причастия в художественных текстах.

Высказывание Д.В.Григоровича (упражнение № 404) и стихотворение Роберта Саути «Лодорский водопад» помогают определить экспрессивные возможности деепричастия в речи – они создают напряжённость действия. Исследование роли деепричастий в произведениях УНТ подтвердили сделанные ранее выводы.

Закрепление изученного на уроке ведётся на материале упражнения № 409.

Итогом работы лингвистической лаборатории стал мини-отчёт «Роль причастий и деепричастий в текстах художественного стиля», анализ которого позволил сделать вывод, что обучающиеся усвоили материал хорошо и отлично.

Эпиграф: Язык неистощим в соединении слов. А.С. Пушкин

Цели:

  1. Расширить представления о номинальной коммуникативной и эмоционально-выразительной роли форм глагола в устной и письменной речи. Сформировать умение составлять связный текст на заданную тему с использованием определенных языковых форм; предупреждать речевые ошибки в употреблении причастий и деепричастий.
  2. Развивать речь, воображение, вызвать интерес к изучаемым языковым формам; углубить знание о сфере употребления изобразительно-выразительных средств языка, об особенностях текстов художественного стиля.
  3. Воспитывать умение видеть прекрасное в окружающем мире, чувствовать красоту слова.

Общеучебные навыки: умение анализировать, обобщать; знание определений; умение работать с учебником.

Тип урока. Урок комплексного применения знаний (интегрированный).

Форма урока. Заседание лингвистической лаборатории.

Методы:

  1. практические (лабораторная работа, комментированные, учебные и письменные упражнения);
  2. частично-поисковые.

Форма обучения: коллективная, индивидуальная.

ХОД УРОКА 

I. Организационный момент.

II. Подготовка к активному и сознательному восприятию материала.

СЛОВО УЧИТЕЛЯ.

Прочитайте тему урока и эпиграф к нему. Как вы уже поняли, речь пойдет о причастии и деепричастии.

Давайте вспомним, что мы знаем о них (основные теоретические положения).

Перечитайте эпиграф. Озаряющие – что?

Насколько слова Пушкина подтверждают нашу мысль?

Определите цель нашего урока.

= расширить представления о выразительной, эмоциональной роли причастия и деепричастия в нашей речи.

III. Сообщение целей урока. 

ЗНАТЬ: УМЕТЬ:
  • грамматические признаки причастия и деепричастия;
  • признаки текста художественного стиля.
  • находить причастия и деепричастия в текстах художественного стиля, определять их эмоционально-выразительную роль;
  • составлять связный текст на заданную тему с использованием определенных языковых форм. 

IV. Усвоение новых знаний.

1. Лингвистический эксперимент.

Хмель, глушивший внизу кусты бузины, рябины и лесного орешника и пробежавший потом по верхушке всего частокола, взбегал наконец вверх и обвивал до половины сломленную березу. Достигнув середины её, он оттуда свешивался вниз и начинал уже цеплять вершины других дерев или же висел в воздухе, завязавши кольцами свои тонкие цепкие крючья, легко колеблемые воздухом. (Н.В. Гоголь, «Мертвые души».)

! Найти причастия и деепричастия, доказать, определив суффиксы, вид, действительное или страдательное.

! Заменить деепричастия глаголами, причастные обороты – придаточной частью СПП со словом который.

! Прочитать. Сравнить с вариантом Гоголя. Что «потерялось»?

? Какова роль причастий и деепричастий в этом тексте?

=при помощи глагольных форм создается динамика, напряженность действия, их последовательность.

Упражнение 397.

А.С. Пушкин: «Причастия…обыкновенно избегаются в разговоре. Мы не говорим: карета, скачущая по мосту, мы говорим: которая скачет, – заменяя выразительную краткость причастия вялым оборотом».

Являются подтверждением или опровержением нашего вывода слова поэта?

2. Анализ художественного текста.

А утро было славное, хотя и холодное после вчерашнего дождя. Песок кое-где был смыт с утоптанных дорожек, в ямах стояли лужи мутной воды, следы ног ясно отпечатывались на мокром грунте; дувший с пруда ветерок колебал верхушки берез и тополей, блестевших теперь самой яркой зеленью. Около купальни и набережной с шумом разбивались пенившиеся волны. По небу ползли разорванными клочьями остатки рассеявшихся туч, точно грязные лоскутья серых лохмотьев, сквозь которые ярко светилось чистое голубое небо и вырывались снопы солнечных лучей. Садовник с ножницами ходил около помятых вчерашним ветром кустов сирени и отрезал сломанные ветки. (Д.Мамин-Сибиряк.)

Сколько их в кущах – столько их в чащах,
Ревом ревущих, рыком рычащих.
Сколько бегущих – столько лежащих
В дебрях и кущах, в рощах и чащах.
Скопом плывущих, кишмя кишащих,
Друг друга жрущих, тучных и тощих
В дебрях и кущах, в чащах и рощах.
Сколько их в кущах – столько их в чащах,
Выстрела ждущих, в силки летящих.
Сколько плывущих – столько парящих
В дебрях и кущах, в рощах и чащах.
(В.Высоцкий.)

Много видевший, много знавший,
Знавший ненависть и любовь,
Все имевший, все потерявший
И опять все нашедший вновь,
Вкус узнавший всего земного
И до жизни жадный опять,
Обладающий всем и снова
Все боящийся потерять.
(Д.Кедрин.)

! Найти причастия, обозначить суффикс, Д.-С.; синтаксическая роль.

! Прочитать вслух все тексты.

! Почему писатели и поэты так активно используют глагольные формы?

= не только образно описывают предмет или явление, но и представляют его признак в динамике, в процессе его становления, изменения.

? Почему это возможно?

= причастие соединяет в себе энергию глагола и экспрессию прилагательного.

3. Индивидуальное задание. «Вырастить предложение».

? С помощью каких выразительных средств мы создали образ ландыша?

=А вот как увидел ландыш С.Я.Маршак. (Упр.398).

? Какие средства выразительности использовал поэт в своем стихотворении?

(Коллективная работа по упражнению).

? Найти прилагательные и причастия. Какую роль выполняют в тексте?

4. Индивидуальное задание. Лингвистическая задача.

Дано: текст. /Жюль Верн, «Таинственный остров», гл. 1/ (Учебник литературы, стр. 265.)

Найти: причастия, определить роль в данном тексте.

Решение: лингвистический текст (роль причастия в текстах художественного стиля).

? В текстах какого типа речи чаще всего встречаются причастия, имеющие экспрессивную окраску?

= описание (признак как действие)

? Почему?

5. Упражнение 404 ( высказывание Григоровича)

? Как вы понимаете выражение Григоровича «дорисовывает движение»?

? О какой форме глагола идет речь?

? Насколько прав был в своем высказывании писатель, попробуем доказать мы.

6. Роберт Саути, «Лодорский водопад». (Выразительное чтение наизусть).

Кипя,
Шипя,
Журча,
Ворча,
Струясь,
Крутясь,
Сливаясь,
Вздымаясь,
Вздуваясь,
Мелькая, шурша,
Резвясь и спеша,
Скользя, обнимаясь,
Делясь и встречаясь,
Ласкаясь, бунтуя, летя,
Играя, дробясь, шелестя,
Блистая, взлетая, шатаясь,
Сплетаясь, звеня, клокоча,
Морщинясь, волнуясь, катаясь,
Бросаясь, меняясь, воркуя, шумя,
Взметаясь и пенясь, ликуя, гремя,
Дрожа, разливаясь, смеясь и болтая,
Катясь, извиваясь, стремясь, вырастая,
Вперед и вперед убегая в свободолюбивом задоре –
Так падают бурные воды в сверкающем,
быстром Лодоре!

? В чем необычность этого стихотворения?

? Какого эффекта достигает поэт, «собирая» такое количество деепричастий?

? Почему записано столь необычно?

? Найти деепричастие, определить вид, обозначить суффиксы.

? В чем особенность деепричастий?

= все несовершенного вида, обозначают постоянность действия.

? А если заменить все деепричастия глаголами того же вида? Что исчезнет?

= напряженность действия, созданная картина резко падающей воды.

7. ?Где ещё возможно применить экспрессивные возможности деепричастия?

= Исследовать эту проблему мы попросили младших научных сотрудников нашей лаборатории.

(Роль деепричастий в произведениях УНТ: пословицы и поговорки, фразеологизмы.)

Индивидуальное задание. (Рисунки к фразеологизмам.)

Ученица. Попробуйте создать шуточный текст-зарисовку в 4-6 предложений, используя фразеологизм. Например, такой, как получился у меня.

8. Творческая лаборатория.

! Создать текст по зашифрованному на рисунке фразеологизму. 

V. Закрепление нового материала.

Упражнение 409.

VI. Домашнее задание (по выбору).

  1. Упражнение 407.
  2. Используя материал урока, составить мини-отчет (10 пр.) лингвистической лаборатории «Роль причастий и деепричастий в текстах художественного стиля».

VII. Итоги урока, оценки.

Приложение