Профессиональное самоопределение воспитанников школы-интерната

Разделы: Школьная психологическая служба


Вступление

Переход к новым социально-экономическим отношениям вызывает изменение роли человека в хозяйственной системе общества, пересмотр требований к нему как к профессиональному работнику. В частности, на первый план выходят такие качества профессионала, как ответственность, социально-профессиональная мобильность, способность принимать самостоятельные решения. В условиях жесткого рынка не все работники имеют постоянную оплачиваемую работу на протяжении всей трудовой жизни, тем более связанную с одной и той же профессией. В связи с этим каждому специалисту необходимо не только постоянно совершенствоваться в профессии, но и быть готовым к изменению профессиональной деятельности.

В связи с этим возникает необходимость разработки новых подходов к профессиональной ориентации молодежи, которые заключаются в обучении продуктивной практической деятельности, направленной на формирование рефлексивных способностей: познание собственной деятельности, умение видеть в ней успехи, ошибки, исправлять их при подготовке к профессиональному самоопределению.
Очень серьезная жизненная проблема, с которой сталкиваются воспитанники интернатных учреждений и детских домов, - это выбор будущей профессии. Вопрос «Кем я буду?» задает себе каждый молодой человек. В подобной ситуации, главное –  не растеряться, сориентироваться и сделать правильный выбор, соответствующий интересам, способностям, возможностям, ценностным установкам, и, наконец, требованиям, которые предъявляются  к выбранной профессии  и к личности кандидата. Правильно сделанный подростком выбор - это начало пути к успеху, к самореализации, к психологическому и материальному благополучию в будущем.
Профессиональное самоопределение представляет собой  сложный, длительный и динамический процесс формирования личностью системы своих основополагающих отношений к профессионально-трудовой среде, развития и самореализации духовных и физических возможностей, формирования адекватных им профессиональных планов и намерений, реалистического образа себя как профессионала. 

Вопрос профессионального самоопределения начинает осознаваться учащимися уже в 14—15 лет, лишь 10—15% обучающихся имеют твердые профессиональные намерения. Примерно столько же вообще не задумываются о своих профессиональных планах. Около 70% не имеют четкой позиции, сомневаются в своем выборе; их одолевают противоречивые чувства: «Выбор сделать надо, но не знаю, что мне надо». Это действительно серьезная проблема, которую, так или иначе, необходимо решать. Было бы неверным оценивать позицию учащихся, опираясь на критерии «хорошо - плохо». Это в корне не правильно!
Статистика показывает,   что в среднем 8% выпускников школ-интернатов и детских домов не получили профессиональное образование.

Из них:

  • сразу ушли из училища – 1 %;
  • оставили обучение через год – 44 %;
  • оставили обучение через 2 года – 33 %;
  • оставили обучение после 3 лет обучения – 2 %.

Анализ информации о выпускниках нашего образовательного учреждения (СОГСОУ «Гагаринская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат 7 вида для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей») за 3 года показал, что 85% получили среднее профессиональное образование, но на сегодняшний день ничтожно малый процент работает по специальности. Данный результат, очевидно, связан с недостаточной разработанностью теории и практики профессиональной ориентации воспитанников интернатных учреждений. До некоторых пор вопросы профессиональной ориентации были направлены на конкретные аспекты выбора конкретной профессии и не учитывался комплексный характер всего процесса.

Количество вакансий для людей со средним специальным образованием растет день ото дня. В стране возник перебор специалистов с вузовскими дипломами, а специалистов технического профиля катастрофически не хватает. Согласно статистическим данным, в центры по трудоустройству обращаются 70% выпускников вузов и лишь 15% выпускников ПТУ и техникумов. При трудоустройстве воспитанников школы-интерната учитывается система заказов на вакансии от потенциальных нанимателей. Более 70% свободных вакансий на рынке труда сегодня — рабочие и технические специальности.
В сфере среднего профессионального образования существует ряд проблем, требующих скорейшего и целенаправленного решения. Так сегодня нарушена традиционная связь школы с организациями и предприятиями, запрашивающими специалистов. До сих пор в системе  педагогического образования не существует какой - бы то ни было маркетинговой программы, разъясняющей школьникам преимущества рабочих профессий.
Особую важность это имеет для воспитанников интернатных учреждений, а именно детей-сирот, которых отличает инфантилизм, отсутствие доверия к миру людей, искаженное формирование образа себя и значимых взаимоотношений, неумение планировать свою жизнь и управлять ею, низкая готовность к самостоятельному решению проблем, невысокий уровень самоорганизации, отсутствие мотивации к социальной реализации.

Выпускникам интернатов трудно адаптироваться в обществе, поскольку они отличаются небольшим практическим опытом и слабым его осмыслением, интуитивностью поступков, непониманием индивидуальных жизненных интересов и целей. Дети-сироты замкнуты, не хотят считаться с мнением других людей, с трудом находят работу и легко ее теряют. Им тяжело привыкать к трудовой дисциплине и служебным обязанностям, трудно долго находиться на рабочем месте.
Можно выделить ряд типичных моделей поведения выпускников в постинтернатный период: переход после окончания первого профессионального училища во второе (не для получения новой профессии, а для того чтобы находиться на полном государственном обеспечении); вместо устройства на работу - обращение на биржу труда, где выплаты по безработице выше возможного заработка.
Кроме того, незначительный опыт профессиональной деятельности снижает конкурентоспособность выпускников интернатного учреждения. Поэтому проведение профориентационной работы и профессиональной подготовки в период нахождения ребенка в школе-интернате повышает его шансы на успешную адаптацию в обществе.
Особую категорию риска составляют выпускники коррекционных интернатных учреждений, к которым относится наше учреждение (СОГ СОУ «Гагаринская школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»).

Основная часть


В нашей школе-интернате в основном обучаются дети с задержкой психического развития (ЗПР), которым помимо черт, свойственных всем выпускникам интернатных учреждений характерны и специфические, к которым относятся: отставание в развитии мышления (как наглядно-образного, так и словесно-логического), затруднения в процессе восприятия, недостаточная сформированность представлений о предметах и явлениях окружающей действительности, бедность словарного запаса.
Часто  при выполнении заданий внеучебного характера воспитанники обнаруживают отсутствие готовности к интеллектуальному усилию, необходимому для успешного решения поставленной перед ними задачи, испытав малейшую трудность, отказываются от выполнения поставленной задачи.
Такие дети испытывают неуверенность в своих силах, их отличает неумение актуализировать свои способности для успешного выполнения задания. Они нуждаются в помощи со стороны взрослого, в постоянном подбадривании.
В связи со всем выше сказанным становится очевидной необходимость создания целостной системы содействия профессиональной ориентации и самоопределения воспитанников школы-интерната, которая будет включать в себя как получение знаний о себе и о мире профессионального труда, так и соотнесение знаний о себе со знаниями о профессиональной деятельности.
                                    
Цели работы  по профессиональному самоопределению:

  • психологическая, педагогическая, информационная поддержка профессионального самоопределения детей-сирот;
  • помощь воспитанникам в определении их жизненных планов и выстраивании в соответствии с ними алгоритма действий;
  • актуализация процесса профессионального самоопределения воспитанников за счет специальной организации их деятельности, включающей получение знаний о себе, о мире профессионального труда, их соотнесения в процессе профессиональных проб;
  • развитие у воспитанников способности к профессиональной адаптации в современных социально-экономических условиях.

Задачи работы  по профессиональному самоопределению:

  • повышение уровня психологической компетенции воспитанников школы-интерната за счет вооружения их соответствующими знаниями и умениями, расширения границ самовосприятия;
  • формирование положительного отношения к самому себе, осознания своей индивидуальности, уверенности в своих силах применительно к реализации себя в будущей профессии;
  • формирование мотивов саморазвития, личностного роста;
  • ознакомление со спецификой профессиональной деятельности в условиях рыночных отношений и конкуренции кадров, обеспечение доступа детей-сирот к профориентационно значимым информационным источникам;
  • создание условий для профориентационно значимой деятельности подростков и обеспечение возможности соотносить свои склонности и способности с требованиями профессиональной деятельности с помощью включения их в систему специально организованных профессиональных проб;
  • оказание помощи детям-сиротам в проектировании индивидуального образовательно-профессионального маршрута.

При планировании и организации работы по профессиональному самоопределению воспитанников Гагаринской школы-интерната мы учитываем как общеизвестные дидактические принципы, так и специфические.

Принципы профессионального самоопределения:

  • принцип региональности,
  • принцип личностно ориентированного подхода,
  • практико-ориентированный принцип,
  • принцип организации партнерских отношений,
  • принцип системного подхода,
  • принцип дифференциации,
  • принцип интеграции,
  • принцип комплексного подхода.

Профориентационная работа в СОГ СОУ «Гагаринская школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» представляет собой систему, состоящую из взаимосвязанных компонентов. Вся  профориентационная работа направлена на формирование модели личности выпускника, как главного целевого ориентира системы. Соответствие  этой модели должно обеспечить выпускнику жизненный успех, самореализацию в личностном и профессиональном плане.

Направления работы по профориентации:

  • профессиональное просвещение,
  • профессиональное воспитание,
  • профессиональная активизация (развитие интересов и склонностей в различных видах деятельности),
  • профессиональная психодиагностика,
  • профессиональная консультация.

Ориентация на профессиональный труд и выбор своего профессионального будущего выступает как неотъемлемая часть всего учебно-воспитательного процесса, при обязательном дополнении его информационной и консультативной работой, практической деятельностью для развития склонностей и способностей учащихся к труду.
На данном этапе можно выделить следующие этапы самоопределения учащихся:

  • Пропедевтический (начальная школа).
  • Поисково-зондирующий (5-7 классы).
  • Развитие проф.самосознания и уточнение социально-профессионального статуса (8-9 кл.).

У школьников начальных классов (1-4 классы)  с помощью активных средств профориентационной деятельности (деловые игры, группы по интересам, факультативы, общественно полезный труд, индивидуальные собеседования)  формируется добросовестное отношение к труду, понимание его роли в жизни человека и общества, установка на выбор профессии, развивать интерес к трудовой деятельности.  При использовании на занятиях коррекционно – развивающих программ профессиональной направленности формируется познавательная активность, словарь профессиональной терминологии.

У подростков (V—VII классы) важно формировать осознание ими своих интересов, способностей, общественных ценностей, связанных с выбором профессии и своего места в обществе. При этом будущая профессиональная деятельность выступает для подростка как способ создания определенного образа жизни, как путь реализации своих возможностей.

У школьников VIII—IX классов необходимо формировать представления о профессиях, перспективах профессионального роста и мастерства, правилах выбора профессии, а также умения адекватно оценивать свои личностные возможности в соответствии с требованиями избираемой профессии. Следует оказывать учащимся индивидуальную консультационную помощь в выборе профессии, а в случае необходимости определить стратегию действий по освоению запасного варианта. Необходимо сосредоточить внимание старшеклассников на формировании профессионально важных качеств в избранном виде деятельности, оценке и коррекции профессиональных планов; знакомить учащихся со способами достижений результатов в профессиональной деятельности, самоподготовки к избираемой профессии и саморазвития в ней.

Для знакомства с миром профессий, формирования первоначальных представлений о данной сфере профессиональной деятельности, ознакомления с требованиями профессии к человеку, путями получения профессий, оплатой труда,   проводятся  встречи с профессионалами, посещение Дней открытых дверей учебных заведений и экскурсий на предприятия г. Гагарина.
В ходе данной работы учащиеся знакомятся с предметами, средствами, орудиями труда, организацией рабочего места, условиями труда, требованиями к состоянию здоровья, получают сведения о том, какие профессиональные заболевания могут развиваться при нарушении соблюдений санитарно-гигиенических мероприятий.

В работе по профориентации используются  методы:

  • методы изучения школьников в целях профориентационной ориентации,
  • активизирующие профконсультационные методы,
  • наблюдение, беседа,
  • анализ документов и результатов деятельности учащихся,
  • анализ практических действий учащихся,
  • анкетирование,
  • беседы-интервью,
  • метод обобщения независимых характеристик,
  • рассказ, объяснение, лекция, проблемное изложение, учебный диспут,
  • профориентационные игры с классом, коррекционно – развивающие задания,
  • игровые профориентационные упражнения и микроситуации, бланковые игры с классом,
  • активизирующие опросники,
  • схемы анализа и самоанализа ситуаций самоопределения,
  • профессиональные пробы.

Важным шагом на пути создания и укрепления системы профориентационной  работы в Гагаринской школе-интернате является организация специального кабинета профориентации, в  котором имеются: тематическая картотека профессий, технологичекие  карты, стенды, профессиограммы пр

Профессиональное самоопределение личности – сложный и длительный процесс, охватывающий значительный период жизни. Его эффективность определяется степенью согласованности психологических возможностей человека с содержанием и требованиями профессиональной деятельности, а также сформированностью у личности способности адаптироваться к изменяющимся социально-экономическим условиям в связи с устройством своей профессиональной карьеры.
Соответственно, профессиональная ориентация должна быть направлена на активизацию внутренних психологических ресурсов личности с тем, чтобы, включаясь в ту или иную деятельность, человек мог в полной мере реализовать себя в ней.

Администрации, учителям и воспитателям необходимо оказывать учащимся помощь в адаптации к новым производственным отношениям за счет создания условий для личного психологического роста и повышения уровня информированности о различных аспектах мира современного труда.
Описанная выше система работы по профессиональному самоопределению воспитанников  Гагаринской школы-интерната является итогом длительной, кропотливой деятельности.
В начале мы старалась вовлекать в работу по профориентации только учащихся 8-9 классов.  С ними проводилась работа по экспериментальному курсу «Твоя профессиональная карьера», который  призван помочь учащимся ориентироваться в сложном мире труда, рыночных отношений, соотнести свои индивидуальные особенности с требованиями, которые предъявляет  интересующая их профессия в непосредственной профессиональной деятельности.
Программа курса «Твоя профессиональная карьера»   включает в себя теоретическую и практическую части.

Теоретическая часть состоит из 2 разделов:

  • образ «Я» - 25 занятий (проводит педагог-психолог),
  • мир профессий– 25 занятий  (проводит социальный педагог).

Практическая часть представлена профессиональными пробами, в процессе которых учащиеся получают опыт соответствующей профессиональной деятельности и пытаются определить, соответствует ли ее характер их способностям и склонностям. К проведению профессиональных проб привлекаются инструкторы по труду, воспитатели, классные руководители, руководители кружков, преподаватель информатики, заведующий школьным участком и теплицей.

Таким образом, в ходе изучения курса «Твоя профессиональная карьера» воспитанники получают представление о богатстве внутреннего мира человека и многообразии мира профессий, знакомятся с приемами самопознания и самоанализа личности, соотносят свои склонности и способности с требованиями, предъявляемыми к человеку определенной профессии, намечают планы реализации профессиональных намерений, осуществляют профессиональные пробы по различным профессиям. 
Подведя итоги работы с выпускными классами и анализируя  полученные результаты,  мы пришли к выводу о том, что накопление профессиональных знаний необходимо начинать у детей с младшего школьного возраста. Помощь учащимся в правильном выборе профессии предполагает необходимость специальной организации профориентационной работы с учащимися начальных классов.

С этой целью была разработана коррекционно-развивающая программа «Мир профессий». Особенность профориентационной работы в начальной школе заключается в том, что не ставится цель подведения воспитанника к выбору определенной профессии, а является расширение представлений о различных профессиях, развитие внутренних ресурсов личности.
В предлагаемой программе большое внимание уделяется развитию познавательных процессов: внимания, восприятия, память, мышления, воображения, речи, расширению словарного запаса профессиональных терминов. Развитие и совершенствование познавательных процессов у детей с ЗПР способствует расширению познавательных возможностей, на которых базируется дальнейшее профессиональное самосознание. Таким образом, принципиальной задачей предлагаемой программы является создание максимально разнообразных впечатлений о мире профессий. На основе полученных знаний, в дальнейшем учащимся будет легче анализировать профессиональную сферу более осмысленно и чувствовать себя более уверенно.

Коррекционно-развивающая программа «Мир профессий» представляет систему занятий для детей младшего школьного возраста с ЗПР, которые воспитываются в условиях школы-интерната для детей-сирот. В ходе реализации программы проводится ранняя диагностика интересов и склонностей, результаты которой фиксируются в профориентационной карточке (заводится на каждого ребенка). Кроме этого в карточке отмечаются увлечения, любимые игры и занятия, посещение кружков, состояние здоровья.

Курс состоит из 30 интеллектуально-развивающих занятий по 40 мин., которые проводятся 1 раз в неделю. Используемые на занятиях задания способствуют формированию положительной мотивации к будущей профессиональной деятельности, развивают интерес к профессиям, расширяют представления о мире профессий, воспитывают уважение к людям труда, развивают творческий потенциал учащихся. Программа,  построенная на разнообразном неучебном материале, создает благоприятные возможности для развития всех сторон личности ребенка. Все задания имеют коррекционную направленность, позволяют на доступном детям материале и на их жизненном опыте строить правильные суждения и проводить доказательства. На занятиях дети знакомятся с наиболее востребованными профессиями: повар – кондитер, врач, строитель, пожарный, учитель и др. Проводятся профориентационные игры «В магазине», «Школа», «Ферма», «На почте»…

Для достижения поставленных целей и задач  используются формы и методы работы, способные вовлечь детей в активное участие в видах деятельности, которые могут быть привлекательны, интересны, будут соответствовать потребностям будущей жизни. Планируются занятия, ориентированные на развитие творческой личности, умеющей строить жизненные и профессиональные планы и претворять их в жизнь.
Таким образом,  профориентационная работа подразумевает многолетнюю поэтапную деятельность в содружестве всего педагогического коллектива, служб сопровождения, внешкольной и внеклассной работы.

Заключение

Сегодняшний выпускник для реализации своих профессиональных планов, независимо от того является ли он выпускником школы – интерната для детей сирот или нет, должен быть востребован на рынке труда, должен быть компетентным в профессиональном плане, адекватно оценивать свои личные качества. Для этого необходимо формировать профессиональные качества с раннего школьного возраста, задолго  до момента выпуска его из стен школы.
Правильно сделанный подростком выбор – это начало пути к успеху, самореализации, психологическому и материальному благополучию. Одним из  вариантов решения  проблемы самоопределения, социализации и адаптации выпускников - создание на базе школы-интерната социальной квартиры, проживая в которой дети-выпускники смогут получить опыт самостоятельного проживания и проигрывания ситуаций,  с которыми они могут столкнуться в будущем, а также сделать правильный  жизненный выбор, соответствующий интересам, способностям, возможностям, ценностным установкам. С этой целью мы являемся участниками экспериментальной программы «Подготовка воспитанников к самостоятельной жизни (с обустройством социальной квартиры)» в рамках проекта «Мост в будущее» благотворительного фонда социальной помощи детям «Расправь крылья!».
Таким образом, процесс профессионального и личностного самоопределения будет эффективен, когда будут учтены все составляющие компоненты, помогающие выпускникам школ-интернатов адаптироваться в обществе с новыми социально-экономическими отношениями. Только учитывая особенности интересов и увлечений каждого воспитанника, уделяя большое внимание индивидуальной работе, не забывая особенности развития детей ЗПР, при этом всегда имея в виду трудности, с которыми встречаются дети – сироты при вхождении во взрослую жизнь можно получить эффективные результаты при проведении  работы по профессиональному самоопределению.