Конспект открытого занятия "Нам без птиц никак нельзя – птицы лучшие друзья"

Разделы: Работа с дошкольниками, Работа с родителями, Экология


Программное содержание.

  1. Учить коммуникативным формам общения в познании окружающего мира через трудовое воспитание.
  2. Пополнить и закрепить знания детей о птицах, через развитие чувственного и эмоционального осознания взаимосвязанности и взаимозависимости человека и природы.
  3. Содействовать речевой активности и умению отражать в речи то, что узнали и увидели в процессе совместной деятельности: в изготовлении скворечников “Папина школа” и лепке “жаворонков” из теста с мамами.
  4. Воспитывать желание заботиться о птицах – братьях наших меньших.
  5. Обогащение словаря: птицы – скворец, грач, ласточки-береговушки, жаворонки, журавли.

Материал.

Макет дерева со скворечником, картинки с изображением насекомых (муха, жук, червяк, комар, кузнечик), деревянные детали для изготовления скворечника, молоток, гвозди, тесто, дощечки, кассеты с записью звуков живой природы, костюмы птиц для инсценировки.

Ход занятия.

Дети входят в зал и встают полукругом. Воспитатель читает стихотворение Л.А.Савчука:

Наша планета Земля
Очень щедра и богата.
Горы, леса и поля –
Дом наш родимый, ребята.
Солнышко рано встаёт,
Лучиком день зажигает.
Весело птица поёт,
Песнею день начинает.
Как хороши, приглядись,
Клёны, берёзы и елки!
Пенью у птицы учись,
А трудолюбию у пчелки.

Звучит запись голосов птиц “В лесу”. Воспитатель (на фоне записи) загадывает детям загадку:

Если снег повсюду тает
День становится длинней,
Если все зазеленело
И в полях звенит ручей,
Если солнце ярче светит,
Если птицам не до сна,
Если стал теплее ветер,
Значит, к нам пришла… (Весна)

Воспитатель: “А почему вы решили, что это весна?” (Ответы детей).

Да, ребята, с приходом весны все оживает вокруг: зеленеет первая травка, солнце светит ярче и теплее, звонко заливаются птицы, которые возвращаются с теплых краев. И сегодня мы с вами собрались, чтобы отметить наступление весны и прилет птиц.

Хоровод “Веснянка”.

Воспитатель: Какие же птицы прилетают первыми? (Загадать детям загадки).

Всех прилетных птиц черней.
Чистит землю от червей.
Вдоль по пашням мчится вскачь,
А зовется птица… (Грач)

На шесте – дворец,
Во дворце – певец.
Издалека прилетел,
Песню нам свою запел. (Скворец)

Воспитатель: А теперь давайте послушаем рассказы родителей о тои, как птицы защищают наши леса, поля, сады и огороды, о том, как надо беречь и привлекать наших веселых певцов.

1-й родитель: каждой весной мы с радостью и нетерпением ожидаем прилета птиц. За лето они успевают поймать миллионы всяких мошек, комаров, тлей. Например, у рек , где гнездятся береговые ласточки, даже в самое “комариное время”, можно спокойно ловить рыбу и отдыхать, не отмахиваясь от комаров. Ласточки-береговушки питаются ими.

2-й родитель: Над полями и лесами днем парят хищные птицы, высматривая полевок и других грызунов, которые наносят большой вред нашим урожаям. Ночью их сменяют совы. Вот так все лето и работают птицы, помогая нам сохранить леса, поля и сады. Теперь вам понятно, почему говорят: “Птицы – наши помощники!”

3-й родитель: Птиц в природе становится все меньше и меньше. Вырубаются леса, кустарники, много шума от городов и заводов, растет загрязнение воздуха, рек. Очень печально – растет и число птиц в “Красной книге. Очень жаль: птицы – в книге! Жить птицы должны не в книге, а в природе.

Воспитатель: Но не только от этого страдают птицы.

4-й родитель (читает стихотворение Л.Кондратенко “Птицы загрустили”:

Мальчишка из рогатки стрелял в веселых птиц.
Он целился украдкой в щеглов, скворцов, синиц.
И птицы загрустили, не стали щебетать,
И все они решили туда не прилетать.
В садах уже не слышен веселый перелив,
В них нет ни красных вишен и нет в них спелых слив.
Все сохнет, увядает, страдает все село,
Страдает и не знает, что в нем произошло.
Мальчишка из рогатки стрелял в веселых птиц…

Воспитатель: Как вы думаете, ребята, хорошо ли поступил мальчик? (Ответы детей).

1-й ребенок:

Нет, гнезд не будем разорять,
Вот слово всех ребят,
Пусть птичьи песенки опять
В саду у нас звучат!

Воспитатель: Да, ребята, птицы – наши друзья, обижать их нельзя. Мы должны помогать птицам, заботиться о них.

2-й ребенок:

Морозы жестокие в нашем краю.
Тревожно за яблоньку в нашем саду,
Тревожно за Жучку: в ее конуре
Такой же морозище, как во дворе,
Но больше всего беспокойно за птиц,
За наших воробушков, галок, синиц.
Ведь очень уж холодно в воздухе им,
Поможем ли мы беззащитным таким?
Поможем! Их надо кормить и тогда
Им будет легко пережить холода.

Воспитатель: Да, ребята, зимой птицам холодно и голодно, поэтому их надо подкармливать, а весной надо строить им домики. (Загадать детям загадку).

Что за домик мне скажите
В нем летает каждый житель?
Кто в том домике живет,
Песню звонкую поет? (Скворечник и скворец).

Воспитатель (показывая скворечник): вот в таком домике живут скворцы, эти домики для них строят люди. Посмотрим сценку о жильцах этого домика.

Инсценировка по стихотворению Г.Ходырева “Скворец”.

Воспитатель:

Скворец в скворечнике живет
И песню звонкую поет.

Скворец (старший ребенок):

Скворец - заботливый отец,
Но чем унять скворчат?
Лишь выйду из дому и вот
Опять они кричат.

1-й скворушка: Хочу я муху!

2-й скворушка: Червяка!

3-й скворушка: Давай кузнечика!

4-й скворушка: Жука!

5-й скворушка: А мне бы до обеда хотя бы комара!

Скворец:

Скворец - заботливый отец
И все, что есть в меню,
Из рощи в дом несет скворец
И кормит ребятню! (скворец раздает скворчатам картинки с изображением перечисленных насекомых)

3-й ребенок:

Через горы, через море
Стайкой птицы к нам летят.
Мы для них построим город,
Птичий город – Птицеград!

Папы вместе с мальчиками строят скворечники.

Воспитатель: Но ведь у нас сегодня праздник, а какой праздник без угощения. В старину на праздник птиц пекли “жаворонков”. Давайте попросим наших мам помочь девочкам приготовить “жаворонков”.

Девочки вместе с мамами готовят “жаворонков” из теста. После того, как “жаворонки” сделаны, няня относит их на кухню печь.

Затем исполняется песня “Птичий дом” (муз. Д.Кабалевского, сл. О.Высотской).

4-й ребенок (выносит готовый скворечник):

Готовы скворечники, можно селиться.
Готовы дома-терема!
Летите, летите, веселые птицы
Скорей занимайте дома.

Проводится татарская народная игра “θйге”.

Воспитатель: наши “жаворонки” готовы. Давайте угостим ими всех наших гостей. Пусть сердца их станут добрее, заботливее ко всему живому на земле!

Дети угощают гостей “жаворонками” и выходят из зала под пьесу П.И.Чайковского “Жаворонок”.